Особенности советской музыкальной самодеятельности в сер. 1950-х – 1980-х гг.

А. Особенности периода:

1) Появление новых жанров и сфер звукосозерцания:

- авторская песня;

- рок;

- джаз.

 

2) Возникновение новых музыкальных движений и субкультур:

- рок-культура;

- КСП;

- фольклористическое движение.

 

3) Появление новых форм бытования и тиражирования музыки (магнитофон).

Продажи населению отечественных магнитофонов:

1940 г. – 0; 1965 – 229 тыс.; 1970 – 550 тыс.; 1975 – 1312 тыс.; 1982 – 1786 тыс.

 

4) VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов (лето 1956 г.) и разрушение «железного занавеса».

 

5) Сосуществование трех потоков советской самодеятельности:

- традиционные жанры клубной художественной самодеятельности;

- самодеятельная авторская песня;

- ВИА-рок-движение.

 

Б. Особенность развития традиционных музыкальных жанров:

 

1) Преобладали в государственной культурной политике до начала 1970-х гг.

 

2) Рост профессионального уровня исполнительства:

- активное использование композиторами для исполнения новых сочинений;

- расширение возможностей получения начального музыкального образования (в связи с переездом горожан в отдельные квартиры.

 

3) Исключительное внимание государства к любительскому музыкальному театру.

Отличия от 1930-х гг.:

- оперные постановки – по инициативе не хормейстеров, а самих любителей и экспериментирующих композиторов;

- выраженное авторское начало (поиск малоизвестной музыки, усилия по ее расшифровке).

 

В, Авторская песня.

 

1) Специфика:

- создание и исполнение для «своих»;

- альтернатива сталинской концепции единой культуры;

- восстановление взаимодействия низового и высокого искусства.

 

2) Центр авторской песни – Москва (А. Галич, Б. Окуджава, Ю. Визбор, В. Высоцкий, Ю. Ким С. Никитин и др.

- город избежал катастрофических разрушений и потерь населения;

- наличие пространства для дворовых сообществ (малоэтажные дворы);

- высокая концентрация крупнейших вузов.

 

3) Роль магнитофона в авторской песне:

- быстрота популяризации песнетворчества узкого социально-возрастного слоя;

- соединение бытового песнетворчества с серьезной поэзией;

- инструмент творчества для бардов (отбор вариантов, шлифовка);

- формирование неподконтрольной индивидуальной художественной среды.

 

4) Развитие КСП и попытка государства взять их под контроль.

 

5) Эстрадизация авторской песни (1980-е гг., А. Дольский, А Розенбаум).

 

Г. ВИА и рок-группы.

 

1) Особенности развития в СССР:

- бум в 1960- е гг. при отсутствии инструментов (единственное предприятие по изготовлению ударных – в Москве – на совмещенной основе: вместе с котлами для столовых);

- отсутствие умения сочинять рок-музыку;

- отсутствие навыков микрофонного пения.

 

2) Государственная реакция – создание ВИА (первый успешный – «Поющие гитары», Ленинград, 1966:

- предписанный состав инструментов и репертуар;

- к 1974 ш. – 160 тыс. зарегистрированных ВИА, по 200 – 400 на крупный город;

- развитие по пути театрализации («Поющие гитары» и рок-опера «Орфей и Эвредика» 1975 г.), фольклоризации («Песняры», 1968, «Ариэль», 1971), эстрадизации («Веселые ребята», 1967, «Самоцветы», 1971, «пламя», 1977).

 

3) Рождение советского рока («Скоморохм» А. Градского, 1963, , «Машина времени» А. Макаревича, 1969, «Акывриум» Б. Гребенщикова, «Кино» В. Цоя, и др.).

- объединяющая тема – упадок, вырождение;

- начало – с подражания западным рок-ансамблям;

- кон. 1980-х – фестивали рок-музыки «Панорами».

 

4) Движение диско:

- 1980 – 1983 – открыто 5000 дискотек;

- 1984 – закрыто 3500 с изъятием рок-журналов и магнитоиздата.

 

Д. Молодежное фольклорное движение.

 

1) 1960-е гг. – массовое увлечение «стариной»:

- «фольклорная волна» в литературе (Ф. Абрамов, В. Распутин) и музыке (Г. Свиридов, Р. Щедрин и др,);

- национально-историческая тематика в живописи (И. Глазунов) и кинематографе («Андрей Рублев» А. Тарковского);

- повальное увлечение древнерусской живописью.

 

2) Причины:

- пробуждение национального самосознания;

- стихийный протест против официальных стереотипов, в том числе в понимании фольклора.

 

3) Развитие фольклористики и фольклорных ансамблей:

- каналы контакта с аутентичным фольклором: фольклорные экспедиции и этнографические концерты с 1960-х гг.;

- создание экспериментаторского ансамбля Д. Покровского (двойственность отношения к нему фольклорного движения);

- 1982 г. – XV студенческий музыкальный фестиваль «Фольклор и современность», Ленинград;

- с 1983 г. – фольклорные праздники-гулянья в московском музее-заповеднике «Коломенское»;

- формирование ансамблей двух типов: открытых: «фольклорные клубы», концертирующие;

- 1980-е гг. – соединение обеих тенденций («Ансамбль сибирской народной песни» Новосибирск, 1981, московские «Народный праздник», 1982, «Казачий круг», 1986): экспедиции, пошив одежды, изготовление инструментов, концертная деятельность;

- кон. 1980-х гг. – движение перестает быть молодежным, появляются семейные и детские ансамбли;

1989 г. – Российский союз любительских фольклорных ансамблей.