Особенности советской музыкальной самодеятельности в сер. 1950-х – 1980-х гг.
А. Особенности периода:
1) Появление новых жанров и сфер звукосозерцания:
- авторская песня;
- рок;
- джаз.
2) Возникновение новых музыкальных движений и субкультур:
- рок-культура;
- КСП;
- фольклористическое движение.
3) Появление новых форм бытования и тиражирования музыки (магнитофон).
Продажи населению отечественных магнитофонов:
1940 г. – 0; 1965 – 229 тыс.; 1970 – 550 тыс.; 1975 – 1312 тыс.; 1982 – 1786 тыс.
4) VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов (лето 1956 г.) и разрушение «железного занавеса».
5) Сосуществование трех потоков советской самодеятельности:
- традиционные жанры клубной художественной самодеятельности;
- самодеятельная авторская песня;
- ВИА-рок-движение.
Б. Особенность развития традиционных музыкальных жанров:
1) Преобладали в государственной культурной политике до начала 1970-х гг.
2) Рост профессионального уровня исполнительства:
- активное использование композиторами для исполнения новых сочинений;
- расширение возможностей получения начального музыкального образования (в связи с переездом горожан в отдельные квартиры.
3) Исключительное внимание государства к любительскому музыкальному театру.
Отличия от 1930-х гг.:
- оперные постановки – по инициативе не хормейстеров, а самих любителей и экспериментирующих композиторов;
- выраженное авторское начало (поиск малоизвестной музыки, усилия по ее расшифровке).
В, Авторская песня.
1) Специфика:
- создание и исполнение для «своих»;
- альтернатива сталинской концепции единой культуры;
- восстановление взаимодействия низового и высокого искусства.
2) Центр авторской песни – Москва (А. Галич, Б. Окуджава, Ю. Визбор, В. Высоцкий, Ю. Ким С. Никитин и др.
- город избежал катастрофических разрушений и потерь населения;
- наличие пространства для дворовых сообществ (малоэтажные дворы);
- высокая концентрация крупнейших вузов.
3) Роль магнитофона в авторской песне:
- быстрота популяризации песнетворчества узкого социально-возрастного слоя;
- соединение бытового песнетворчества с серьезной поэзией;
- инструмент творчества для бардов (отбор вариантов, шлифовка);
- формирование неподконтрольной индивидуальной художественной среды.
4) Развитие КСП и попытка государства взять их под контроль.
5) Эстрадизация авторской песни (1980-е гг., А. Дольский, А Розенбаум).
Г. ВИА и рок-группы.
1) Особенности развития в СССР:
- бум в 1960- е гг. при отсутствии инструментов (единственное предприятие по изготовлению ударных – в Москве – на совмещенной основе: вместе с котлами для столовых);
- отсутствие умения сочинять рок-музыку;
- отсутствие навыков микрофонного пения.
2) Государственная реакция – создание ВИА (первый успешный – «Поющие гитары», Ленинград, 1966:
- предписанный состав инструментов и репертуар;
- к 1974 ш. – 160 тыс. зарегистрированных ВИА, по 200 – 400 на крупный город;
- развитие по пути театрализации («Поющие гитары» и рок-опера «Орфей и Эвредика» 1975 г.), фольклоризации («Песняры», 1968, «Ариэль», 1971), эстрадизации («Веселые ребята», 1967, «Самоцветы», 1971, «пламя», 1977).
3) Рождение советского рока («Скоморохм» А. Градского, 1963, , «Машина времени» А. Макаревича, 1969, «Акывриум» Б. Гребенщикова, «Кино» В. Цоя, и др.).
- объединяющая тема – упадок, вырождение;
- начало – с подражания западным рок-ансамблям;
- кон. 1980-х – фестивали рок-музыки «Панорами».
4) Движение диско:
- 1980 – 1983 – открыто 5000 дискотек;
- 1984 – закрыто 3500 с изъятием рок-журналов и магнитоиздата.
Д. Молодежное фольклорное движение.
1) 1960-е гг. – массовое увлечение «стариной»:
- «фольклорная волна» в литературе (Ф. Абрамов, В. Распутин) и музыке (Г. Свиридов, Р. Щедрин и др,);
- национально-историческая тематика в живописи (И. Глазунов) и кинематографе («Андрей Рублев» А. Тарковского);
- повальное увлечение древнерусской живописью.
2) Причины:
- пробуждение национального самосознания;
- стихийный протест против официальных стереотипов, в том числе в понимании фольклора.
3) Развитие фольклористики и фольклорных ансамблей:
- каналы контакта с аутентичным фольклором: фольклорные экспедиции и этнографические концерты с 1960-х гг.;
- создание экспериментаторского ансамбля Д. Покровского (двойственность отношения к нему фольклорного движения);
- 1982 г. – XV студенческий музыкальный фестиваль «Фольклор и современность», Ленинград;
- с 1983 г. – фольклорные праздники-гулянья в московском музее-заповеднике «Коломенское»;
- формирование ансамблей двух типов: открытых: «фольклорные клубы», концертирующие;
- 1980-е гг. – соединение обеих тенденций («Ансамбль сибирской народной песни» Новосибирск, 1981, московские «Народный праздник», 1982, «Казачий круг», 1986): экспедиции, пошив одежды, изготовление инструментов, концертная деятельность;
- кон. 1980-х гг. – движение перестает быть молодежным, появляются семейные и детские ансамбли;
1989 г. – Российский союз любительских фольклорных ансамблей.