Музыкальная самодеятельность в 1930-е – сер. 1950-х гг.

 

А. Музыкальная самодеятельность 1930-х гг.

 

1) Особенности периода для музыкальной жизни:

- Песня как эмблема периода (И. Дунаевский, М. Блантер, И. Юрьева, Л. Утесов, Л. Орлова, Н. Крючков, Б. Чирков, М. Бернес и др.);

- Закрепление в искусстве образа поющего и танцующего народа;

- Расцвет СМИ (радио, грамзапись, звуковое кино) плюс живое тиражирование (концерты, фойе кинотеатров и пр.)

- Проведение (с 1936 г.) Всесоюзных радиофестивалей (1936 г. – около 60 млн. радиослушателей).

- Массовое перенимание песенного репертуара на слух (с патефона, киноэкрана);

- Регулярные концертные показы народного творчества;

- Легализация фольклора;

- Распространение аутентичных форм музыки и танца в результате массовой миграции;

- Отсутствие единой советской культуры (усреднение будет достигнуто в 1940-е гг. в кампании против «космополитов»)

 

2) Хоры и ансамбли народной песни и музыки:

- Провал попытки внедрить в самодеятельность многоязычный репертуар фольклора народов СССР;

- Распространение снизу ансамблей народной песни, музыки, танца (первоначально – «крестьянские» хоры, «старинной песни», хоры «старичков») как стратегии выживания в условиях уничтожения крестьянства;

- Типы хоров народной песни:

а) простейший: пожилые участники, без сценического оформления;

б) смешанный по возрастному составу;

в) театрализованные хоры – инсценирование песни, грим, режиссер;

г) Сочетающие народное и городское пение (остатки бывших церковных хоров под руководством бывших регентов).

- Особенность народных хоров 1930-х гг.

а) исполнение на слух, импровизация;

б) репертуар отражал локальные традиции;

в) бытовая основа творчества;

г) обилие семейных и соседских хоров;

д) активное песнетворчество.

 

3) Музыкальная самодеятельность в Красной армии:

- привилегированное положение;

- огромные средства;

- нивелирование национальных и региональных различий;

- приказной стиль руководства ограничивал «экспериментальный произвол»;

- ДКА и ДКАФ – крупнейшие музыкальные центры в городах (например, ЦДКА в Москве, ДКАФ в Севастополе).

- развитие армейского джаза;

 

4) Развитие самодеятельного композиторства.

Причины:

- распространение нотной грамотности;

- рост престижа индивидуального исполнительства.

 

5) Проблемы репертуара:

- репертуарный голод;

- формирование репертуарного стандарта (сер. 1930-х гг.) как следствие бюрократического насаждения образцов;

- резкое расслоение исполнительства на бытовой и «показной» репертуарный потоки;

- упорная, но бесплодная борьба с «чуждыми влияниями в бытовом музыкальном творчестве.

 

6) Коммерциализация деятельности рядовых клубов:

- частые выступления;

-протесты исполнителей.

 

7) Попытки унификации культуры:

- культурная революция;

- попытка европеизации музыкальной гармонии и модернизация инструментов;

- конфликты в восточных районах.

 

8) Самодеятельная эстрада:

- популярность джаза;

- соединение джазового и фольклорного стилей и инструментов;

- задействование всех наличных инструментов;

- основная масса – вокально-инструментальные ансамбли с несколько увеличенной ударной группой.

 

9) Расцвет одиночного исполнительства:

- классическая ориентация исполнителей;

- вытеснение слухачей грамотными исполнителями.

 

10) Развитие самодеятельных музыкальных театров;

- ориентация на классику;

- китчевое соединение профессионального и любительского как якобы подлинно народного.

 

Б. Музыкальная самодеятельность в годы Великой Отечественной войны.

 

Специфика периода:

1) Выдвижение песни и песнетворчества на первый план.

2) Разрушение крупных форм исполнительства.

Причины:

- новое соотношение половозрастных групп населения (в пользу женщин и детей);

- разрушение опорных механизмов государственной музыкальной культуры;

- активизация устных форм бытования песен;

- бесчисленное количество переделок полюбившихся песен 1930-х гг.

3) Запрет армейского джаза (1943 г.).

 

В. Музыкальная самодеятельность послевоенных лет.

 

Особенности периода:

1) Попытки восстановить самодеятельность в довоенном масштабе (в том числе с помощью компанейщины).

2) Распространение ансамблей баянистов-аккордеонистов (трофейные инструменты, грамзаписи и ноты).

3) Неблагополучная музыкально-идеологическая обстановка.

4) Раскол музыкальной культуры страны на «реставрационную» и «оппозиционную».

5) Свертывание активности в сфере легкой музыки.

6) Выделение в особый жанр гимнов и песен о Сталине.

7) Государственное поощрение «фольклора» (вмешательство в фольклорный материал, его индивидуальная и коллективная шлифовка).

8) Распространение канонических, ритуальных праздников песни (с 1947-1948 гг.).

Основные компоненты праздников песен:

- канонический репертуар;

- выступление огромных сводных хоров;

- массовое пение присутствующих;

9) Борьба с «чуждыми явлениями» в бытовой музыкальной культуре:

- Запрет джаза.

- Зарождение движения самодеятельной гитарной песни.