Музыкальная самодеятельность в 1930-е – сер. 1950-х гг.
А. Музыкальная самодеятельность 1930-х гг.
1) Особенности периода для музыкальной жизни:
- Песня как эмблема периода (И. Дунаевский, М. Блантер, И. Юрьева, Л. Утесов, Л. Орлова, Н. Крючков, Б. Чирков, М. Бернес и др.);
- Закрепление в искусстве образа поющего и танцующего народа;
- Расцвет СМИ (радио, грамзапись, звуковое кино) плюс живое тиражирование (концерты, фойе кинотеатров и пр.)
- Проведение (с 1936 г.) Всесоюзных радиофестивалей (1936 г. – около 60 млн. радиослушателей).
- Массовое перенимание песенного репертуара на слух (с патефона, киноэкрана);
- Регулярные концертные показы народного творчества;
- Легализация фольклора;
- Распространение аутентичных форм музыки и танца в результате массовой миграции;
- Отсутствие единой советской культуры (усреднение будет достигнуто в 1940-е гг. в кампании против «космополитов»)
2) Хоры и ансамбли народной песни и музыки:
- Провал попытки внедрить в самодеятельность многоязычный репертуар фольклора народов СССР;
- Распространение снизу ансамблей народной песни, музыки, танца (первоначально – «крестьянские» хоры, «старинной песни», хоры «старичков») как стратегии выживания в условиях уничтожения крестьянства;
- Типы хоров народной песни:
а) простейший: пожилые участники, без сценического оформления;
б) смешанный по возрастному составу;
в) театрализованные хоры – инсценирование песни, грим, режиссер;
г) Сочетающие народное и городское пение (остатки бывших церковных хоров под руководством бывших регентов).
- Особенность народных хоров 1930-х гг.
а) исполнение на слух, импровизация;
б) репертуар отражал локальные традиции;
в) бытовая основа творчества;
г) обилие семейных и соседских хоров;
д) активное песнетворчество.
3) Музыкальная самодеятельность в Красной армии:
- привилегированное положение;
- огромные средства;
- нивелирование национальных и региональных различий;
- приказной стиль руководства ограничивал «экспериментальный произвол»;
- ДКА и ДКАФ – крупнейшие музыкальные центры в городах (например, ЦДКА в Москве, ДКАФ в Севастополе).
- развитие армейского джаза;
4) Развитие самодеятельного композиторства.
Причины:
- распространение нотной грамотности;
- рост престижа индивидуального исполнительства.
5) Проблемы репертуара:
- репертуарный голод;
- формирование репертуарного стандарта (сер. 1930-х гг.) как следствие бюрократического насаждения образцов;
- резкое расслоение исполнительства на бытовой и «показной» репертуарный потоки;
- упорная, но бесплодная борьба с «чуждыми влияниями в бытовом музыкальном творчестве.
6) Коммерциализация деятельности рядовых клубов:
- частые выступления;
-протесты исполнителей.
7) Попытки унификации культуры:
- культурная революция;
- попытка европеизации музыкальной гармонии и модернизация инструментов;
- конфликты в восточных районах.
8) Самодеятельная эстрада:
- популярность джаза;
- соединение джазового и фольклорного стилей и инструментов;
- задействование всех наличных инструментов;
- основная масса – вокально-инструментальные ансамбли с несколько увеличенной ударной группой.
9) Расцвет одиночного исполнительства:
- классическая ориентация исполнителей;
- вытеснение слухачей грамотными исполнителями.
10) Развитие самодеятельных музыкальных театров;
- ориентация на классику;
- китчевое соединение профессионального и любительского как якобы подлинно народного.
Б. Музыкальная самодеятельность в годы Великой Отечественной войны.
Специфика периода:
1) Выдвижение песни и песнетворчества на первый план.
2) Разрушение крупных форм исполнительства.
Причины:
- новое соотношение половозрастных групп населения (в пользу женщин и детей);
- разрушение опорных механизмов государственной музыкальной культуры;
- активизация устных форм бытования песен;
- бесчисленное количество переделок полюбившихся песен 1930-х гг.
3) Запрет армейского джаза (1943 г.).
В. Музыкальная самодеятельность послевоенных лет.
Особенности периода:
1) Попытки восстановить самодеятельность в довоенном масштабе (в том числе с помощью компанейщины).
2) Распространение ансамблей баянистов-аккордеонистов (трофейные инструменты, грамзаписи и ноты).
3) Неблагополучная музыкально-идеологическая обстановка.
4) Раскол музыкальной культуры страны на «реставрационную» и «оппозиционную».
5) Свертывание активности в сфере легкой музыки.
6) Выделение в особый жанр гимнов и песен о Сталине.
7) Государственное поощрение «фольклора» (вмешательство в фольклорный материал, его индивидуальная и коллективная шлифовка).
8) Распространение канонических, ритуальных праздников песни (с 1947-1948 гг.).
Основные компоненты праздников песен:
- канонический репертуар;
- выступление огромных сводных хоров;
- массовое пение присутствующих;
9) Борьба с «чуждыми явлениями» в бытовой музыкальной культуре:
- Запрет джаза.
- Зарождение движения самодеятельной гитарной песни.