Общественные движения

Первая половина XIX в. – период глубокого общественно – политического кризиса в Российской империи, что было причиной возникновения общественных движений с целью найти выход из создавшегося положения: это, в первую очередь, крестьянское движение, народные выступления под руководством Устима Кармалюка, масонство, декабристское движение. В 1816 г. в Петербурге возникает «Союз спасения», затем «Союз благоденствия», в 1821 г. – «Северное общество», на Украине – «Южное общество». Восстание декабристов 14 декабря 1825г. потерпело поражение. Общественное движение в первой половине XIX в. разворачивалось в русле борьбы за социальное и национальное возрождение. Возросла активность народных масс, но не приобрела организационные формы.

Более радикальными и действенными были декабристы, которые создали теоретические модели будущего общественного устройства – «Конституция» Муравьева и «Русская правда» Пестеля. Однако узкая социальная база, недостаточная решительность и неорганизованность не позволили реализовать свои идеи.

Горячее участие в пробуждении национального сознания приняли студенты Киевского университета. В 1859 г. они вели оживленную дискуссию о месте украинского народа в славянском мире. В 1960 г. они создали правобережную «Украинскую громаду». Их программа: украинский народ является отдельной нацией, ко всем братьям – славянам украинец должен относиться дружески и помогать им в борьбе с угнетателями.

К «Украинской громаде» начали присоединяться патриотические элементы. Так на рубеже 50 – 60-х гг. началось массовое движение, названное властями «украинофильством».

Одно из течений в нем представляли так называемые хлопоманы. Это были молодые люди польского и украинского происхождения, безгранично преданные украинскому народу. Они говорили исключительно на украинском языке, носили национальную одежду, придерживались национальных обычаев, занимались просветительской деятельностью. Их деятельность вызвала серьезную тревогу правительства.

Именно в это время произошел всплеск великороссийского шовинизма. В июле 1863 г. министр внутренних дел Петр Валуев обнародовал циркуляр, которым запретил издавать на украинском языке педагогическую, церковную, научную литературу и учебники. В «Валуевском циркуляре» объявлялось, что украинского языка не было, нет и не может быть.

Прокатилась волна репрессий и арестов.

Второй этап громадовского движения стал возможен лишь в конце 60-х гг. Активизация громад вызвала новую волну беспокойства в великодержавных кругах. Для проверки деятельности громад была создана специальная комиссия, результатом работы которой стало издание «Эмского указа» 1876 г. Им запрещалось украинское слово, закрывалось Юго-Западное отделение российского географического общества, запрещались песни, спектакли на украинском языке, печатание учебников, закрывались украинские газеты.

В это время активно действуют громадовцы, которые занимаются просветительством и этнографизмом, и народники с их террористической практикой свержения самодержавия.

В конце 80-х годов среди молодого поколения интеллигенции усилилось стремление предать национальному движению политическую окраску. Так возникло «Братство тарасовцев» в 1891 году.

Заданное братством направление получило свое продолжение. В Харькове была создана студенческая группа, на основе которой в 1900 г. возникла Революционная украинская партия (РУП), которая в 1905 г. была переименована в Украинскую социал – демократическую рабочую партию (УСДРП). В 1905 г. также возникла Украинская радикальная партия (УРП).