Вопрос № 3. Основные украинские национальные движения и организации.

По мнению выдающегося немецкого мыслителя И.Г. Гердера, национальное возрождение разных народов, в том числе и украинского, включает три закономерных этапа:

· фольклорно – этнографический – сбор исторических документов, этнографических экспонатов, памяток;

· литературный – возрождение национального языка, активное внедрение его в литературу, образование, театр, зарождение научного национального языкознания;

· политический – создание политических организаций, активная борьба за национальное возрождение.

На первых этапах национально – духовного возрождения лучшие силы национальной интеллигенции защищали родной язык от нападок реакционеров.

Осуществлялись специальные экспедиции по этнографическому изучению населения различных областей Украины.

Формируются крупнейшие центры украиноведения в Харьковском и Киевском университетах, Полтаве и Одессе. Национальное движение охватило и Восточную Галичину.

Эпицентр народоведческого движения перемещается во Львов. Студенты Львовского университета, охваченные идеей межславянского единения – Маркиян Шашкевич, Иван Вагилевич и Яков Головацкий образовали в начале 30-х гг. содружество «Русская троица», цель которого – возрождение престижа родной культуры.

Под влиянием общеславянского движения «Русская троица» внесла в программные документы идею воссоединения всех украинских земель в составе будущей федерации.

Члены «Русской троицы» в 1827 г. в Будапеште издали альманах «Русалка Днестровая», где были помещены народные песни, думы, раскрывалось героическое прошлое, культура украинского народа.

Выход «Русалки Днестровой» был вызовом демократической молодежи государственной реакции, протестом против разъединённых украинских земель. Неудивительно, что власти конфисковали и изъяли весь тираж, а его авторов привлекли к судебной ответственности.

Революционные события 1848 г. политизировали национально – духовную жизнь Галичины.

Светская и низшая духовная интеллигенция 2 мая 1848 г. создала национально – политическую организацию Русская Рада, которая должна была представлять в Австрийской империи интересы населения Галичины.

В январе 1846 г. в Киеве чиновник канцелярии генерал – губернатора Николай Гулак, адъюнкт Киевского университета Николай Костомаров и студент Киевского университета Василий Белозерский создали Кирилло – Мефодиевское общество. Его программные документы: «Устав и правила общества» и «Книга бытия украинского народа» – предусматривали ликвидацию крепостного права, национальное освобождение украинского народа, политическое равноправие всех славянских народов. Тайные заседания общества проходили в непрерывных спорах о путях достижения программных целей.

3 марта 1847 г. в результате доноса царские власти арестовали членов Кирилло – Мефодиевского общества и доставили в Петербург. Царь Николай I лично утвердил приговор каждому. Наиболее жестоко он расправился с Т.Г.Шевченко, который был отдан в солдаты сроком на 10 лет с запретом писать и рисовать.

Деятельность Кирилло – Мефодиевского общества имела большое значение – это была первая попытка перейти от культурного к политическому этапу национального развития, а также – толчок к дальнейшему развитию освободительного движения в Украине.