Понятие факторинга

Факторинг – это операция, которую проводит факторинговая компания и факторинговый отдел банка по оказанию разнообразных услуг экспортеру, продавшему товар на условиях коммерческого кредита, т.е. с отсрочкой платежа. В этом случае экспортетр, отгрузив товар, передает факторинговой компании счета-фактуры и платежные требования к импортеру. Фирма, принимаемая на себя требования своего клиента к его должникам, обязуется либо выплатить ему деньги наличными при заключении сделки, либо выплачивать их клиенту по мере взимания долга с импортера.

Факторинговая компания, взимая долги с покупателя и принимая на себя риск по кредиту, выполняет функции экспортного отдела промышленной фирмы, коммерческого банка и страховой компании одновременно. Причем стоимость факторинга дороже обычной банковской ссуды; в процентном отношении к размеру фактически выданных заемных средств она может достигать 20%. Следует также учитывать, что в стоимость факторинга входит не только оплата получаемого кредита, но и цена других услуг. Таким образом, система факторинга расширяет возможности экспортеров по предоставлению краткосрочных фирменных кредитов.

Целью факторингового обслуживания является своевременное инкассирование долгов для сокращения потерь, вследствие задержки платежа, и предотвращение появления сомнительных долгов, повышение ликвидности и снижение финансового риска для клиентов, которые не хотят брать на себя работу по проверке платежеспособности своих контрагентов, по ведению бухгалтерского учета в отношении своих требований и заинтересованы, по возможности, в наиболее быстром получении денег по счетам.

В соответствии с конвенцией о международном факторинге, операция считается факторинговой в том случае, если она удовлетворяет какому-либо из следующих четырех признаков:

· наличие кредитования в форме предварительной оплаты долговых требований;

· ведение бухгалтерского учета поставщика, прежде всего учета реализации;

· инкассирование его задолженности;

· страхование поставщика от кредитного риска.

 

Применение факторингового обслуживания наиболее эффективно для малых и средних предприятий, имеющих перспективы увеличения объемов производства и сталкивающихся с проблемой временной нехватки денежных средств из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами и трудностей, связанных с производственным процессом, в значительной мере усложняют его хозяйственную деятельность.

Мировая практика в области проведения факторинга выработала множества вариантов факторинговых соглашений, использование которых зависит от специфики факторинговых компаний и их клиентов.

В России же в настоящее время факторинг не достиг того уровня, который имеется в ряде стран с развитой рыночной экономикой. Развитие факторинга в нашей стране столкнулось с множеством проблем, например, неплатежи предприятий, вызванные продолжающимся экономическим кризисом.

Успех распространения этой формы торгово-финансовой деятельности будет зависеть не только от общей экономической ситуации в стране, но и от интенсивности исследовательского поиска в области методологии банковского дела, от того, насколько активно будут происходить популяризация и усвоение необходимых знаний.