Способы и типы правового регулирования.

Способ правового регулирования - первичный прием воздействия права на общественные отношения. Элементарный прием. Имеет исходное содержание, остальные имеют производный характер.

С.С.Алексеев выделяет три способа правового регулирования'

1) управомачивающий - предоставление прав на определенное поведение, на совершение определенных действий (дозволение)

2) обязывачие - возложение долга по совершение/ не совершению определенных действий.

3) запрет - пассивная обязанность не совершать определенных действий

По другой точке зрения, существуют следующие способы: стимулирование, поощрение, наказание, координация и др.

Вопрос о способах правового регулирования имеет длительную историю (около 2000 лет). Первым был Цицерон, который выделял всего два «способа»:

1)обязывание (возложение обязанности).

2)запрет (запрещение).

Цицерон считал этого достаточным.

Квинтилиан ( 1 век нашей эры) выделял:

1) обязывание;

2) дозволение (выделяется впервые);

3) ограничение;

4) наказание;

5) запрещение;

Модестин (3 век до нашей эры) ограничился четырьмя (воспринято как классическая позиция, существовавшая до 15 века нашей эры):

1) запрещение;

2) обязывание (буквально «возложение»);

3) дозволение;

4) наказание;

Савиньи предложил ограничиться:

1) дозволение;

2) обязывание (запрет - особая разновидность обязывания);

Архипов считает, что в позиции Савиньи «есть логика».

Коркунов (19 век) смешанный способ - «позволительно-ограничительный».

Все эти подходы анализируются в контексте управленческой ситуации, когда государство является первичным (публичным) субъектом. Оно кому-то запретить, разрешить, кого-то ограничить. Возьмем договорное право. Здесь никто никого обязать или дозволить не может, все равны. Содержанием договора является обязательство (права+обязанности). Здесь нет управленческой ситуации. Обязательство - коммуникативные отношения, то есть должно быть своя «система координат». В этом и заключается проблема, поэтому должны быть различные типы правового регулирования.

Типы первоначально предложил Н.Г. Александров Идея реализована С.С. Алексеевым. У Гоббса 350 лет назад идея обозначилась, не как понятие типа правового регулирования, а как некий политико- правовой принцип. Возможно идея появилась и раньше.

Алексеев С.С. наряду со спосооами и методами правового регулирования ввел более широкое понятие, связанное с режимом правового регулирования (способы и методы, взятые в совокупности). Выделил два типа правового регулирования:

1) общедозволительный. дозволено все, что прямо не запрещено (идея Т.Гоббса). Главным образом применим к гражданам, к частному прав>. Не касается административных правоотношений.

2) разрешительный тип (запретительный): запрещено все, что прямо не разрешено. Применим в административной сфере.

Единственная проблема - куда делась обязанность. Алексеев считает, что обязанность присутствует в обоих типах, поэтому нет смысла дополнительно выделять.

Сорокин, Винченко выделяли три типа:

1 )гражданско-правовой (дозволение);

административно - правовой (обязанность);

уголовно-правовой (запрет в основе).

Несколько модифицировано у А.Ф.Черданнева дозволительный тип, разрешительный (запрещающий) тип, обязывающе-дозволительный тип.