IV Государственная Дума

В июне 1912 г. истекли полномочия депутатов III Думы, и осенью этого года прошли выборы в IV Государственную Думу. Выборы проводились на основе того же избирательного закона от 3 июня 1907 г., что и в III Думу.

Не смотря на давление правительства, выборы отразили политическое оживление, царившее в стране: социальные демократы набрали очки во II городской курии за счет кадетов (в рабочей курии большевики взяли верх над меньшевиками), октябристы часто терпели поражение в своей вотчине, I городской курии. Но в целом IV Дума по партийному составу не слишком отличалась от III Думы.

В IV Государственную Думу было избрано 442 депутата. Среди них набрали больший вес по сравнению с тем, чем они были в III Думе правые, умеренно правые и националисты – 185 депутатов (по сравнению со 148 в III Думе), несколько уменьшилось количество октябристов – 98 депутатов (было 120), прогрессистов было избрано 36, кадетов – 59, представителей национальных групп – 21, трудовиков – 10, социал-демократов – 14, беспартийных - 7.[61] В IV Думе по-прежнему возможно было складывание двух большинств: правооктябристского – 283 депутата и октябристско-кадетского – 226 депутатов. И по-прежнему исход голосований зависел от фракции октябристов. Несмотря на свое последующее дробление, они оставались решающей «переменной», особенно их центр – группа земцев-октябристов.

Заседания Думы открылись 15 ноября 1912 г. Председателем ее в течение пяти лет (до 25 февраля 1917 г.) был крупный екатеринославский землевладелец октябрист М.В. Родзянко.

Первые две сессии IV Государственной Думы прошли до начала Первой мировой войны и были посвящены обсуждению и принятию законов, направленных на укрепление основ самодержавного строя – о полиции, духовенстве, тюрьмах и др.[62]

Весьма «прыткими» показали себя в IV Думе прогрессисты, основавшие в ноябре 1912 г. свою партию. В состав ее вошли видные предприниматели (Александр Иванович Коновалов, В.П. и П.П. Рябушинские, С.И. Четвертиков, С.Н. Третьяков), земские деятели ( И.Н. Ефремов, Д.Н. Шипов, М.М.Ковалевский и др.). Прогрессисты требовали отмены положения об усиленной и чрезвычайной охране, изменения закона 3 июня о выборах, расширения прав Думы и реформы Государственного совета, отмены сословных ограничений и привилегий, независимости земского самоуправления от административной опеки и расширения его компетенции. Если кадеты (и тем более октябристы) не выходили «из рамок» конституционной думской деятельности, иногда лишь позволяя себе «расслабиться» в смелых оппозиционных речах, то прогрессисты, и прежде всего один из ее влиятельных лидеров депутат IV Государственной Думы А.И. Коновалов (он нашел поддержку у некоторых левых октябристов и левых кадетов), попытались объединить революционные и оппозиционные силы для совместных выступлений. «По мнению А.И. Коновалова, правительство «обнаглело до последней степени, потому что не видит отпора и уверено, что страна заснула мертвецким сном».[63]

В атмосфере растущего общественного напряжения в марте 1914 г. состоялись два межпартийных совещания с участием представителей кадетов, большевиков, меньшевиков, эссеров, левых октябристов, прогрессистов, беспартийных интеллигентов, на которых обсуждались вопросы координации левых и либеральных партий с целью подготовки внедумских выступлений.

В целом обстановка, сложившаяся в IV Государственной Думе, не позволяла ей сосредоточиться на крупномасштабной работе. Ее постоянно лихорадило. Шли бесконечные личностные «разборки» между лидерами фракций и внутри самих фракций. К тому же с началом в августе 1914 г. Первой мировой войны, после крупных поражений армии на фронте Дума вступила в острейший конфликт с исполнительной властью.

Начавшаяся в 1914 г. мировая война одновременно притушила разгоравшиеся оппозиционное движение в российском обществе. На первых порах большинство партий (исключая социал-демократов) высказались за доверие правительству и отказ от оппозиционной деятельности. 24 июля 1914 г. Совету министров были предоставлены чрезвычайные полномочия, т.е. он получил право решать большинство дел от имени императора. На экстренном заседании IV Думы 26 июля 1914 г.[64] лидеры правых и либерально-буржуазных фракций выступили с призывом сплотиться вокруг «державного вождя, ведущего Россию в священный бой с врагом славянства», отложив «внутренние споры» и «счеты» с правительством. Однако неудачи на фронте, рост стачечного движения, неспособность правительства обеспечить управление страной стимулировали активность политических партий, их оппозиционность, поиск новых тактических шагов.

В конце января 1915 г. состоялась очередная, III сессия IV Государственной Думы для утверждения военных кредитов.

Нараставший политический кризис вплотную поставил вопрос о включении в состав правительства представителей буржуазной оппозиции и увольнение наиболее дискредитировавших себя министров. В июне 1915 г. Николай II был вынужден уволить сначала министра внутренних дел Н.А. Маклакова, а затем министра юстиции И.Г. Щегловитова и военного министра В.А.Сухомлинова. Однако во главе Совета министров по-прежнему оставался
назначенный в январе 1914 г. 75-летний И.Л. Горемыкин.

19 июля 1915 г. открылась сессия IV Государственной Думы, на которой октябристы и трудовики сразу же поставили вопрос о создании ответственного перед Думой правительства,[65] а в начале августа кадетская фракция повела активную работу по созданию межпартийного блока. В августе 1915 г. на совещании членов Государственной Думы и Государственного совета был образован Прогрессивный блок,[66] в который вошли кадеты, октябристы, прогрессисты, часть националистов (235 из 422 членов Думы) и три группы Государственного совета. Председателем бюро Прогрессивного блока стал октябрист С.И. Шидловский, а фактическим руководителем Н.И. Милюков.

«Декларация блока, опубликованная в газете «Речь» 26 августа 1915 г., носила компромиссный характер, предусматривала создание правительства «общественного доверия» (из царских сановников и членов Думы). Однако последовавшее вскоре вступление Николая II в верховное командование означало прекращение колебаний власти, отказ от соглашений с парламентским большинством на платформе «министерства доверия», отставку Горемыкина и удаление поддержавших Прогрессивный блок министров, наконец, роспуск Государственной думы после рассмотрения ею военных законопроектов» [67]. 3 сентября председатель Думы Родзянко получил указ о роспуске Думы примерно до ноября 1915 г. на каникулы.

Следующая, V сессия IV Государственной Думы была созвана только 1 ноября 1916 г. «Прогрессивный блок» вновь выступил на ней, но с более умеренными требованиями создания ответственного перед Думой правительства и отставки скомпрометировавшего себя прогерманскими взглядами председателя Совета министров Б.В.Штрюмера.[68] Но император, сместив последнего, ни на какие дальнейшие уступки депутатам не пошел. «Прогрессивный блок», по существу, удовлетворился этим, и в дальнейшем IV Дума продолжала мирно сотрудничать с правительством.

В феврале 1917 г. резко обострилась обстановка в Петрограде, где сложилось критическое положение с продовольствием. Недовольство населения переросло в стихийные митинги, демонстрации и забастовки. Большевики, межрайонцы, меньшевики-интернационалисты и другие социальные партии и группы умело воспользовались ситуацией и развернули революционную пропаганду, связывая продовольственные трудности с разложением режима и призывая к свержению монархии. 25 февраля выступления переросли во всеобщую политическую стачку.

В ночь на 26 февраля власти провели массовые аресты, а днем на Знаменской площади была расстреляна крупная демонстрация. Столкновения с войсками и полицией, сопровождающиеся жертвами, происходили по всему городу. Председатель IV Государственной Думы М.В. Родзянко, лидеры буржуазно-помещичьих партий в Думе неоднократно просили императора произвести изменения в правительстве и быстрее созвать заседание Думы. 26 февраля М.В. Родзянко телеграфировал Николаю II о необходимости “немедленно поручить лицу, пользующемуся доверием страны, составить новое правительство”,[69] а на следующий день возглавил Временный комитет Государственной Думы, от имени которого обратился с воззванием к населению. В воззвании говорилось, что этот новый орган власти берет в свои руки восстановление государственного и общественного порядка и призывает население и армию помочь “в трудной задаче создания нового правительства”[70]. В этот же день, 26 февраля 1917 г. император издал указ о перерыве в занятиях Государственной думы и назначении «срока их возобновления не позднее апреля 1917 г., в зависимости от чрезвычайных обстоятельств».[71]

После этого в полном составе Дума уже не собиралась. 27 февраля состоялось заседание Временного комитета Государственной Думы, который «нашел…вынужденным взять в свои руки восстановление государственности и общественного порядка»[72] в России. Однако уже 2 марта Временный комитет объявил о создании нового правительства в его составе и фактически прекратил свое существование.[73] Юридически IV Государственная Дума была распущена постановлением Временного правительства от 6 октября 1917 г.[74] в связи с началом избирательной кампании по выборам в состав Учредительного собрания.

Практически у Государственной Думы был блестящий шанс взять в свои руки государственную власть и стать реальным законодательным органом, но реакционное большинство Думы, поддержавшее самодержавие, им не воспользовалось. Дума сыграла ведущую роль в учреждении Временного правительства. При нем она работала под видом частных совещаний. Выступила против Советов. Участвовала в подготовке неудачного корниловского похода на Петроград в августе 1917 г. Большевики не раз требовали ее разгона, но тщетно. Только под давлением революционных событий было опубликовано постановление Временного правительства о роспуске Государственной Думы в связи с подготовкой выборов в Учредительное собрание. Специально созданное Особое совещание подготовило Положение о выборах в Учредительное собрание, одобренное Временным правительством. «Это Положение являлось для своего времени самым демократическим избирательным законом в мире».[75]

Идея созыва Учредительного собрания была очень популярна в народных массах. Выборы проводились по спискам партий. Выборы проходили с 25 ноября 1917г. до начала 1918г. по всей территории страны.

В целом по стране за списки эсеров (в большинстве районов левые эсеры не успели выставить отдельных списков, и их кандидаты шли на выборы по общепартийным) и родственных им партий было подано 20,9 млн. голосов (45,4%), списки большевиков – 9,2 млн. (20%), кадетов – 6 млн. (13%), меньшевиков – 1,8 млн. (3,9%), прочие партии собрали 8 млн. голосов (17,4%).[76] Никто не мог представить, что на ближайшие восемь десятилетий - это последние (как и первые) свободные, многопартийные выборы с участием всего населения. Всего было избрано 715 депутатов. Дата открытия Учредительного собрания не раз откладывалась, и оно было созвано уже после прихода к власти большевиков, 5 января 1918г. в Таврическом дворце в Петрограде. Явились 410 депутатов. Большевиков и левых эсеров – 155 чел.(37,8%)[77]. Преобладали эсеры-центристы. На его первом и единственном заседании от имени Центрального Исполнительного Комитета (ЦИК) и Центрального Комитета партии большевиков была зачитана Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа[78], в которой были сформулированы главные политические, социальные и экономические цели новой власти: диктатура пролетариата, национализация земли и т.п. После того, как большинство делегатов Учредительного Собрания отказались обсуждать этот документ и признать законность Октябрьской революции, оно уже на следующий день было распущено. А чуть раньше, 18 декабря 1917 г., декретом Совета Народных Комиссаров (СНК) была упразднена канцелярия Государственной Думы. Так закончилась в России кратковременная эпоха «буржуазного» парламентаризма. К 1922-му году на территории России легально не действовало ни одной политической партии, кроме партии большевиков.

Первый опыт российского парламентаризма был непродолжительным и весьма противоречивым. Русская революция породила Государственную Думу и она же вынесла ей смертный вердикт. Трагедия Думы неразрывно связана с трагедией страны - обе они попали под «локомотив истории». Между тем историческая роль Думы состояла именно в том, чтобы спасти Россию от этого исхода. Но такая задача оказалась выше ее сил – она была не столько средством спасения страны, сколько барометром ее настроений, что обусловливалось и общероссийскими и специфическими «думскими» причинами.

 


[1] Полный сборник платформ всех русских политических партий.-С-Пб.-1906

[2] Бородин Н.А. Государственная дума в цифрах. С-Пб, 1906. - С.14

[3] Бородин Н.А. Государственная дума в цифрах. С-Пб, 1906. - С.37

[4] Там же, С.25

[5] Там же. – С.18-20

[6] Там же, С.18

[7] Там же, С.30

[8] У истоков российского парламентаризма/Составит.И.В.Лукоянов. – СПб.: Лики России, 2003.- С.115

[9] Таганцев Н.С. Пережитое.Учреждение Государственной Думы в 1905-1906 гг. - Пг., 1919. – С.35-36.

[10] У истоков российского парламентаризма/Составит.И.В.Лукоянов. – СПб.: Лики России, 2003.- С.131

[11] http://www.kodeks.ru/free-duma?d&nd=723100147&prevDoc=746800026

[12] Государственная Дума, 1906-1917: Стенографические отчеты. В 4 т./ Ред.В.Д.Карпович./ – М.: Правовая культура. – 1995. – Т.1. – С. 59-62

[13] Александр Иванович Гучков рассказывает…: Воспоминания пред. Гос.Думы и воен. министра Времен. правительства/ А.И.Гучков. - М.: Вопросы истории, 1993. – с.48

[14] Государственная Дума, 1906-1917: Стенографические отчеты. В 4 т./ Ред.В.Д.Карпович./ – М.: Правовая культура. – 1995. – Т.1. – С.73-76

[15] Государственная Дума, 1906-1917: Стенографические отчеты. В 4 т./ Ред.В.Д.Карпович./ – М.: Правовая культура. – 1995. – Т.1. – С.81

[16] У истоков российского парламентаризма/Составит.И.В.Лукоянов. – СПб.: Лики России, 2003.- С.182

 

[17] [17] Государственная Дума, 1906-1917: Стенографические отчеты. В 4 т./ Ред.В.Д.Карпович./ – М.: Правовая культура. – 1995. – Т.1. – 67-69

[18] Там же, С.165-167

[19] Государственная Дума, 1906-1917: Стенографические отчеты. В 4 т./ Ред.В.Д.Карпович./ – М.: Правовая культура. – 1995. – Т.1. – С.216-219

[20] Александр Иванович Гучков рассказывает…: Воспоминания пред. Гос.Думы и воен. министра Времен. правительства/ А.И.Гучков. - М.: Вопросы истории, 1993.- С.74

[21] Государственная Дума, 1906-1917: Стенографические отчеты. В 4 т./ Ред.В.Д.Карпович./ – М.: Правовая культура. – 1995. – Т.1. – С.312

[22] Государственная Дума, 1906-1917: Стенографические отчеты. В 4 т./ Ред.В.Д.Карпович./ – М.: Правовая культура. – 1995. – Т.1. – С.315-321

[23] Полное собрание законов Российской империи. Собр. III. Т. XХV. Отд-ние 1-е. СПб., 1908. Ст. 27078. С. 970-976

[24] http://www.kodeks.ru/free-duma?doc&nd=723100003&nh=0

[25] У истоков российского парламентаризма/Составит.И.В.Лукоянов. – СПб.: Лики России, 2003. – С.177.

[26] У истоков российского парламентаризма/Составит.И.В.Лукоянов. – СПб.: Лики России, 2003. – С.177.

[27] Там же

[28] http://www.kodeks.ru/free-duma?doc&nd=723100003&nh=0

[29] Таганцев Н.С. Пережитое.Учреждение Государственной Думы в 1905-1906 гг. - Пг., 1919. – С.182

[30] У истоков российского парламентаризма/Составит.И.В.Лукоянов. – СПб.: Лики России, 2003.- С.188

[31] У истоков российского парламентаризма/Составит.И.В.Лукоянов. – СПб.: Лики России, 2003. – С.191

[32] http://www.democracy.ru/library/publications/voter/special/el_history

[33] У истоков российского парламентаризма/Составит.И.В.Лукоянов. – СПб.: Лики России, 2003.- С.197

[34] Антология мировой правовой мысли. В 5 т. Т.V. Россия конец ХХ-начало ХХ в. /Нац. Обществ.-науч.фонд; Руководитель науч. Проекта Г.Ю.Семигин.-М.: Мысль, 1999. – С.209

[35] У истоков российского парламентаризма/Составит.И.В.Лукоянов. – СПб.: Лики России, 2003.- С.197-199

[36] Милюков П.Н. Как прошли выборы во 2-ю Государственную думу. - Спб., 1907. - С.20

[37] ГоловинФ.А. Воспоминания о II Государственной думе//Ист.архив. – 1959. - № 4. – С.149

[38] Государственная Дума, 1906-1917: Стенографические отчеты. В 4 т./ Ред.В.Д.Карпович./ – М.: Правовая культура. – 1995. – Т.2. – С.237-243

[39] Там же, С. 260-278

[40] У истоков российского парламентаризма/Составит.И.В.Лукоянов. – СПб.: Лики России, 2003.- С. 218

[41] Российское законодательство Х-ХХ веков.Т.9.Законодательство эпохи буржуазно-демократических революций.-М.:Юридическая литература, 1994.-С.58-117

[42] Антология мировой правовой мысли. В 5 т. Т.V. Россия конец ХХ-начало ХХ в. /Нац. Обществ.-науч.фонд; Руководитель науч. Проекта Г.Ю.Семигин.-М.: Мысль, 1999. – С.218

[43] Антология мировой правовой мысли. В 5 т. Т.V. Россия конец ХХ-начало ХХ в. /Нац. Обществ.-науч.фонд; Руководитель науч. Проекта Г.Ю.Семигин.-М.: Мысль, 1999. – С. 201

[44] Российское законодательство Х-ХХ веков.Т.9.Законодательство эпохи буржуазно-демократических революций.-М.:Юридическая литература, 1994.-С.58-117

[45] У истоков российского парламентаризма/Составит.И.В.Лукоянов. – СПб.: Лики России, 2003. – С.226

[46] У истоков российского парламентаризма/Составит.И.В.Лукоянов. – СПб.: Лики России, 2003.- С.239

[47] Там же, С. –241-242

[48] Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации в 1993-2004 годах./Издание Государственной Думы.- М.- 2004.- С.26

[49] http://www.kodeks.ru/free-duma?doc&nd=723100003&nh=0

[50] http://www.kodeks.ru/free-duma?doc&nd=723100003&nh=0

[51] У истоков российского парламентаризма/Составит.И.В.Лукоянов. – СПб.: Лики России, 2003. – С.268

[52] Там же, С.270

[53] Демин В.А. Государственная дума России (1906-1917): Механизм функционирования/ Ред.Шелохаев В.В. - М.: РОССПЭН,1996.- С. 153-170

[54] Государственная Дума, 1906-1917: Стенографические отчеты. В 4 т./ Ред.В.Д.Карпович./ – М.: Правовая культура. – 1995.- Т.3.- с.136-151

[55] У истоков российского парламентаризма/Составит.И.В.Лукоянов. – СПб.: Лики России, 2003. – С.282

[56] Голубева Е.И. Представительное учреждение в системе государственного управления России (начало и конец ХХ в. Сравнительный анализ). - М.:Издательство Российской академии государственной службы при Президенте РФ. 1995.- С.42-43

[57] Государственная Дума, 1906-1917: Стенографические отчеты. В 4 т./ Ред.В.Д.Карпович./ – М.: Правовая культура. – 1995.- Т.3.- с.198-214

[58] Голубева Е.И. Представительное учреждение в системе государственного управления России (начало и конец ХХ в. Сравнительный анализ). - М.:Издательство Российской академии государственной службы при Президенте РФ. 1995.- С.40-46

[59] http://www.kodeks.ru/free-duma?doc&nd=723100003&nh=0

[60] Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации в 1993-2004 годах./Издание Государственной Думы.- М., 2004.- С.32

[61] У истоков российского парламентаризма/Составит.И.В.Лукоянов. – СПб.: Лики России, 2003.- С.292-293

[62] У истоков российского парламентаризма/Составит.И.В.Лукоянов. – СПб.: Лики России, 2003.- С.296-322

[63] Там же, С.316

[64] Государственная Дума, 1906-1917: Стенографические отчеты. В 4 т./ Ред.В.Д.Карпович./ – М.: Правовая культура. – 1995. – Т.4 - С.13-28

[65] Там же, С. 38-40

[66] У истоков российского парламентаризма/Составит.И.В.Лукоянов. – СПб.: Лики России, 2003. – С.330-331

[67] Там же, С.330-331

[68] Государственная Дума, 1906-1917: Стенографические отчеты. В 4 т./ Ред.В.Д.Карпович./ – М.: Правовая культура. – 1995. – Т.4 - С.41-48

[69] У истоков российского парламентаризма/Составит.И.В.Лукоянов. – СПб.: Лики России, 2003. – С.348

[70] http://www.democracy.ru/library/publications/voter/special/el_history

[71] Там же

[72] Российское законодательство Х-ХХ веков.Т.9.Законодательство эпохи буржуазно-демократических революций.-М.:Юридическая литература, 1994.-С.118

[73] Российское законодательство Х-ХХ веков.Т.9.Законодательство эпохи буржуазно-демократических революций.-М.:Юридическая литература, 1994.-С.120

[74] Там же, с.159

[75] Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации в 1993-2004 годах /под общ.редак.Б.В.Грызлова.-М.; Издание Государственной Думы, 2004.-с.29

[76] Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации в 1993-2004 годах /под общ.редак.Б.В.Грызлова.-М.; Издание Государственной Думы, 2004.-с.29

[77] Там же

[78] http://www.democracy.ru/library/publications/voter/special/el_history