Занятие 3. Система обучения рисованию в древности. Приемы и методы обучения рисованию в Древнем Египте.

 

Умение рисовать всегда имело и имеет немаловажное значение для человека, а его использование служило и служит одним из средств общения между людьми.

Развивать свои навыки в рисовании человек начал с глубокой древ-ности. Уже первобытные люди достигали в этом больших успехов, о чем убедительно свидетельствуют рисунки, найденные археологами. Среди этих изображений мы находим убедительно переданный образ северного оленя, степной лошади, мамонта, и другие сцены из реальной жизни. Опыт в начертании линии и узоров, в изображении животных и даже людей человек накапливал тысячелетиями.

Первобытный человек рисовал углем и заостренным камнем. Вначале, возможно, он наносил предварительно рисунок углем, затем закреплял (процарапывал) его камнем, а затем раскрашивал охристыми красками. На это указывают сохранившиеся росписи стен и потолков в пещерах Комбарель, Лес-Эйзи, Альтамира (Испания) и в горных районах Сахары. Для этих древнейших изображений животных характерно известное мастерство, основанное на верности глаза и твердости руки. Здесь налицо способность человека передавать средствами рисунка образ животного, умение проверить нарисованное, сделать поправку и уточнение. Расположение линий на плоскости является не произвольным и случайным делом, а сознательным и обдуманным актом. Движения рук контролировались сознанием, направлялись глазом и разумом. Многие рисунки той эпохи поражают нас необыкновенной выразительностью и реалистичностью, ограниченной, естественно, теми пределами, в которых мог быть познан в то время реальный мир.

Особенно важно отметить, что все эти изображения носили магический ритуальный характер и, таким образом, являлись своеобразной формой передачи человеческой мысли. На этой основе впоследствии возникло и развилось письмо, вначале пиктографическое (рисуночное), затем идеографическое, где каждый знак соответствовал слову или его части, и, наконец, буквенно-звуковое.

Навыки в рисовании первобытный человек приобретал путем непосредственного наблюдения и подражания. Обучения как такового в эпоху палеолита еще не было.

Земледельческий и ремесленно-производственный характер неолита изменил отношение человека к искусству. Умение рисовать человек стал использовать для украшения предметов своего ремесла, главным образом предметов гончарного производства. Большинство рисунков эпохи неолита носит геометрический, орнаментальный характер. Они применялись, главным образом, для украшения талисманов и предметов ремесла. Новое применение изображений изменило и характер построения рисунка. Изменяется и метод обучения рисованию. Художник-ремесленник уже не оставался равнодушным к успехам своего ученика. Для него стало важным, чтобы ученик, перенимая его искусство, становился помощником, а впоследствии и продолжателем его дела. Для этого мастер должен был несколько раз показать ученику, как надо работать, как следует изображать тот или иной узор, добиваясь желаемого результата.

Так обучение рисованию стало приобретать свои законные права. Выработке приемов и методов обучения способствовали и характерные для того времени схематизм и условность изображения - художник придерживался определенных канонизированных форм и правил, которым он обучал своего ученика.

Но четко разработанных принципов обучения еще не было. Настоящее обучение искусствам, с организацией школ, возникло только в эпоху цивилизации.

 

Говоря о методах обучения рисованию в эпоху цивилизации, необходимо, прежде всего, рассмотреть наиболее раннюю и высокоразвитую культуру Древнего Египта.

В Древнем Египте впервые рисование становится предметом школьного обучения. Обучение проходило уже не от случая к случаю, а систематически.

При обучении рисунку большое внимание уделялось техническим приемам. Обучение технике рисунка шло по двум направлениям.

С одной стороны, педагог вырабатывал технику свободного движения кисти руки. Ученик должен был уметь свободно и легко наносить плавные контурные линии на поверхность доски и папируса. С другой стороны, ученик должен был иметь крепкую и твердую руку, чтобы уверенно выцарапывать контур рисунка на стене для фрески, на камне для барельефа и других видов монументальных изображений.

Обучались рисунку не только профессиональные художники — живописцы, скульпторы и архитекторы, но и дети в общеобразовательных школах, где, наряду с рисованием, преподавалось и черчение. Закончив школу, юноша должен был уметь измерить площадь поля, набросать план помещения, вычертить схему канала. Таким образом, в Древнем Египте рисование и черчение были включены в круг общеобразовательных предметов.

При обучении детей грамоте основное внимание уделялось рисованию, так как характер иероглифического письма требовал вместо начертания слов и букв изображения птиц, животных, растений и всевозможных вещей, а также изображения частей человеческого тела.

Метод и система обучения у всех художников-педагогов были едиными, ибо каноны предписывали строжайшее соблюдение всех норм и правил. Несмотря на то, что в школы принимались привилегированные лица, система воспитания и обучения была предельно строгой и даже жесткой: за малейшее отступление от предписанных правил, неточное выполнение канона ученика строго наказывали, вплоть до избиения палками. В одном из папирусов рассказывается, что ученик даже ходил три месяца в колодке в темнице храма.Школьный закон гласил: "Будь прилежен в ежедневной работе, будь деятелен. Не ленись ни одного дня, или ты будешь бит".

Необходимо также отметить, что египтяне положили начало теоретическому обоснованию практики рисования. Они первыми стали устанавливать законы изображения и обучения им нового поколения. Существовала ли теория самого процесса обучения — дидактика, неизвестно, но, видимо, что-то подобное было, так как уже само существование канонов говорит о четких правилах и законах изображения, которые должны были строго соблюдать ученики.

Обучение рисованию в Древнем Египте строилось не на основе познания окружающего мира, а на заучивании схем и канонов, на копировании образцов. Канон – это художественные правила, которые показывали художнику – способ изображения, зодчему - композицию памятников, писателю – набор слов и построение предложений.

Еще в древности начали формироваться характерные египетские черты в искусстве, которые впоследствии закреплялись традицией. Затем из традиций и отдельных приемов складывалась строгая система. Менялись взгляды и вкусы, художественные стили и технические приемы изображения – канон же оставался неизменным и вселял уверенность в вечном существовании жизни.

Основное внимание египетские художники обращали на изображение человеческой фигуры. С этой целью был разработан специальный канон, который египтяне установили путем изучения и измерения как всей фигуры, так и каждой ее части. Измерение частей человеческого тела египтяне производили с математической точностью.

При создании канона египетские художники-теоретики использовали такую систему пропорционального членения фигуры на части, которая позволяла по части определить целое и по одной части тела определить размер другой. Диодор Сицилийский указывал, что египтяне «разделяли человеческое тело на 21 1/4 частей и на основании этого регулировали всю экономию произведения». Эта цифра, которую дробь делала странной, долгое время заставляла ученых сомневаться в правильности сообщений Диодора. И только благодаря изысканиям египтолога Лепсиуса эта цифра стала понятной. Лепсиус нашел в Египте рисунок человеческой фигуры, которая была изображена стоящей прямо, лицом вперед, и тело этой фигуры было разделено параллельными горизонтальными линиями на 21 1/4 равных частей. Единицей измерения служила длина среднего пальца руки, вытянутой вдоль бедра, фигура разделена на 19 равных частей, 2 1/4 части приходятся на традиционный головной убор. Таким образом, сообщения Диодора подтвердились наукой.

Исследователь Ш. Блан на основании литературных изысканий, изучения египетских статуй и рисунков установил, что измерение фигуры следовало снизу вверх.

По египетскому канону фигура человека имела следующие размеры: высота стопы считалась равной длине одного пальца, расстояние от верхней части коленной чашечки до лобка равняется длине четырех пальцев. Лобковая кость делит всю фигуру на две равные части. Пупок располагается на одиннадцатом делении (снизу), на двенадцатом — верхний край ребра гребня подвздошной кости. Грудные соски находятся между четырнадцатым и пятнадцатым делениями, на шестнадцатом — кадык. Голова равнялась длине четырех пальцев. На семнадцатом делении снизу располагается кончик носа, на восемнадцатом — лобные бугры.

Предписаны были также все подробности рисования фигуры, например ширина носа, глаз, рта, а также ширина и толщина груди, толщина руки в различных местах — словом, для всех частей тела была определена точная величина.

Зная эти правила, художник мог правильно нарисовать человеческую фигуру, начиная с любого места. Кроме того, этот канон давал ему возможность при изображении фигуры очень больших размеров (колосса) по величине целого судить о размерах отдельной части и, наоборот, по размерам какой-либо части — о размере всей фигуры. Известно, что египетские скульпторы лепили колоссов по частям, то есть каждую часть одной и той же фигуры выполняли несколько мастеров порознь. Были случаи, когда несколько художников выполняли фигуру в разных местах жительства: один рисовал нижнюю часть фигуры, другой — верхнюю. Затем, когда обе половины рисунка складывали вместе, они точно сходились и не было нарушения пропорций. Нередки случаи, когда один мастер выполнял правую половину фигуры, а другой — левую.

Обучая рисованию, художник-педагог не заставлял ученика наблюдать и изучать природу (натуры как объекта изучения не существовало), а заставлял заучивать правила изображения форм предметов по установленным канонам. В этом и заключается определенная историческая ограниченность древнеегипетской методики обучения рисованию.

Как говорят научные исследования, овладение профессией в Древнем Египте было родовое. По законам Древнего Египта сын обязан был приобрести профессию отца. Таким образом, навыки в том или ином виде труда передавались из поколения в поколение, от отца к сыну. Обучаясь искусству у своего отца, ученик получал возможность полностью овладеть навыками изобразительного искусства. От него не скрывали художественные приемы — это был собственный сын учителя, поэтому ученик и поднимался обычно до высокого совершенства в технике исполнения. Однако не следует думать, что обучение рисованию носило домашний характер. Отец, работая на строительстве какого-нибудь храма или дворца, вводил своего сына в ту школу, которая была организована при этом строительстве.

Ведущей школой Древнего царства была Мемфисская придворная школа архитекторов и скульпторов. Она являлась своеобразным художественным центром, вокруг которого группировались другие школы. Писатель Георг Эберс сообщает, что во времена Рамзеса II и его наследника Менефта в Египте существовал даже институт для художников, где обучались юноши, желающие посвятить себя исключительно живописи, скульптуре и строительному искусству. Причем в этом институте юноша имел возможность по своему желанию выбирать своим руководителем наиболее талантливого учителя.

Необходимо сказать несколько слов о методических пособиях по рисованию. В процессе обучения правилам рисования учитель постоянно пользовался специальными методическими таблицами, на которых наглядно раскрывался процесс построения изображения. Возможно, эти таблицы педагог рисовал сам, возможно, — с помощью старших учеников. Постепенно в школе накапливались целые сборники таких таблиц и альбомы рисунков. Эти альбомы являлись своеобразными учебниками, которые давали наставления ученикам и художникам-педагогам.

Вот несколько таких рисунков и таблиц, служивших в качестве образцов. Две фигуры, женская и мужская, испещрены вертикальными и горизонтальными линиями. На первый взгляд кажется, что весь рисунок произвольно разбит на равные квадраты, как это делают любители рисования при увеличении репродукций (при копировании). Однако как вертикальные, так и горизонтальные линии членят рисунок в определенных местах, что соответствует делению фигур на пропорциональные части. Помимо пропорционального членения в рисунке указаны и правила изображения фронтального разворота фигур.

Интересным образцом методики рисования является эскиз композиции к стенной росписи из Берлинского музея.

Эскиз стенописной композиции

Здесь наглядно видно, как методически строится процесс изображения. Рисунок можно начать с любого места — с головы, с торса, руки и т. д. Главное — внимательно следить за расположением клеток, которые членят фигуру на пропорциональные части. В правой стороне композиции мы видим фигуру человека, начатую с головы. Прорисована форма головы, кисть руки, а плечевой пояс намечен одной линией. У второй и пятой фигур головы лишь намечены отдельными линиями, дан абрис только затылочной части головы, а лицевая часть осталась нетронутой. Значит, и при обучении рисунку изображение начиналось не с выявления общей формы, а с механической подготовки пропорциональных отсчетов, с разграфления изобразительного поля клетками, куда уже можно было механически врисовывать фигуры людей.

И на прощание хочется процитировать совет, дошедший до нас из Древнего Египта:

Да не гордится и не хвастает сердце твое своими знаниями.

Всегда проси совета как у мудрого, так и у незнающего.

Ибо подлинное искусство не имеет границ,

И не было еще мастера, который в искусстве своем

Достиг бы совершенства. Птаххотеп