Маркетинговые коммуникации и их виды
Маркетинговые коммуникации – это процесс и средства взаимодействия субъектов маркетинговой системы (производителей, посредников, потребителей) по поводу согласования и принятия тактических и стратегических решений в маркетинговой деятельности.
Концепция коммуникативности является одним из направлений в теории и практике маркетинга. Суть ее в том, что производитель (продавец) должен создать и поддерживать необходимые связи с рынком, покупателями, различными группами общественности, прямо или косвенно оказывающими влияние на его деятельность. Соответствующий уровень коммуникативности, будучи необходимым средством осуществления маркетинга, позволяет предприятию, с одной стороны, адаптироваться к изменению внешних условий ее функционирования, а с другой – оказывать в определенных пределах необходимое воздействие на эти условия.
Маркетинговые коммуникации в зависимости от конечной цели влияния на коммуниканта могут быть подразделены на два вида:
- коммуникации по поводу разработки, создания, совершенствования товара и его позиций на рынке;
- коммуникации по поводу продвижения товара в зависимости от фазы его жизненного цикла.
Первый вид маркетинговых коммуникаций нацелен главным образом на обеспечение эффективного взаимодействия всех субъектов маркетинговой системы: предприятие – поставщик – конкурент. Потребитель здесь вовлекается во взаимодействие только при исследовании потребностей и потенциального спроса. Цель взаимодействия – создание товара, который будет пользоваться спросом.
Второй вид маркетинговых коммуникаций ориентирован в первую очередь на продвижение имеющихся в распоряжении предприятия или уже находящихся на рынке товаров или услуг. В этом случае целью является убеждение потенциальных покупателей в приобретении товара, в совершении первой сделки или напоминание уже существующим покупателям об осуществлении вторичных, регулярных покупок.
Продвижение в обоих случаях осуществляется с помощью механизма информирования, воздействия, убеждения и стимулирования покупателей, вовлечения их в процесс купли-продажи с использованием одного или, что чаще встречается, совокупности инструментов продвижения.
Система интегрированных маркетинговых коммуникаций (СМК) – единый комплекс, который объединяет участников, каналы и методы коммуникаций.
Она ориентирована на достижение следующих целей:
- формирование положительного имиджа организации;
- поддержание положительного имиджа организации;
- информирование о деятельности организации;
- привлечение внимания целевых аудиторий к деятельности организации;
- информирование о товарах, производимых фирмой;
- мотивация потребителя;
- формирование у потребителя знания марки;
- формирование у потребителя предпочтения к марке и намерения произвести покупку;
- стимулирование акта покупки;
- напоминание о фирме и производимой ею продукции.
В систему маркетинговых коммуникаций входят следующие компоненты:
- связи с общественностью (public relations – PR) – управленческая функция по созданию и поддержанию взаимовыгодных отношений между организацией и общественностью, от настроений и мнений которой зависит успех или неудача этой организации;
- паблисити (publicity) – стимулирование спроса на продукт посредством использования средств массовой информации, которые не оплачиваются спонсором, так как данная информация и так представляет ценность для журналистов;
- стимулирование сбыта (sales promotion) – система определенных приемов, которые носят кратковременный характер и направлены на прямое убеждение, в основе которого в основном лежат внешние выгоды, а не характеристики самого продукта;
- личная продажа (direct marketing) – деятельность, основанная на работе с индивидуальным потребителем, где производитель принимает непосредственное участие в распространении нужной для него информации;
- реклама – форма коммуникации, которая переводит качество товаров и услуг на язык нужд и запросов потребителей.