История развития психотерапии

Ознакомимся, какова история развития психотерапии. Неоценимый вклад в историю развития психотерапии внесли и русские врачи. М. Я. Мудров подчеркивал, что «одни люди заболевают от телесных причин, другие – от душевных возмущений». Так в русской медицине зародились и развивались взгляды на соматопсихические и психопатические взаимовлияния в происхождении болезней. И. М. Сеченов отводил большую роль в развитии недугов окружающей среде, он писал в своем труде «Элементы мысли», что организм человека «без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен, поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него». Замечательный русский хирург Н. И. Пирогов и отец педиатрии Н. Ф. Филатов учили врачей лечить пациентов словом и никогда не забывать об их сложных душевных состояниях. С. П. Боткин и Г. А. Захарьин открыли принцип приоритета нервных механизмов в развитии патологического процесса. В своих работах Г. А. Захарьин писал: «… серьезно больные вообще уже в силу самого болезненного состояния находятся в угнетенном состоянии духа, мрачно смотрят на будущее. Для успеха лечения врач должен ободрить больного, обнадежить выздоровлением, указать на те хорошие стороны состояния больного, которых последний в своем мрачном настрое не замечает или не ценит». Это и есть основа психотерапии методом внушения. Основатель школы русских психиатров С. С. Корсаков впервые выделил «психическое лечение» в самостоятельный раздел медицинской науки, он всесторонне описал основные формы психического влияния на больного в ходе лечения. «В лечении различных болезней,– писал С. С. Корсаков,– психическое влияние врача играет в высшей степени важную роль, и способность пользоваться психическими факторами составляет всегда одно из выдающихся свойств замечательных врачей всех времен». Он подчеркивал, что целенаправленность, стремление к идеалу не только приводят к подъему духовных сил человека, но и способствуют поддержанию здоровья, объединяют в единое целое все стороны жизни организма, обеспечивают гармонию души и тела человека.

А. А. Токарский, В. М. Бехтерев, А. О. Долин, К. И. Платонов и многие другие русские ученые также внесли свой вклад в развитие психотерапевтической науки. Например, А. А. Токарский еще в 1891г. установил, что посредством внушения мы можем изменять деятельность органов чувств, функции двигательных и чувствительных нервов, деятельность сердца и дыхательного аппарата, влиять на сосудистую систему, двигательную функцию кишечника, мочеотделение, потоотделение. А. О. Долин в четком эксперименте показал, что внушение может оказать влияние на химические процессы в организме человека. Двум испытуемым, находящимся в гипнотическом состоянии, давали пить чистую воду и внушали им, что они пьют сладкий сироп, после чего у испытуемых обнаруживали в крови повышение содержания сахара. Если же испытуемые пили сироп, а им внушали, что они пьют воду, содержание сахара в крови не изменялось. В этом случае внушение, использующее образовавшиеся у испытуемых в прежнем жизненном опыте временные и причинные связи, давало эффект, выражающийся в изменении обменных процессов. В опытах, проведенных К. И. Платоновым, в которых он участвовал сам, было отмечено, что под влиянием внушения в гипнотическом состоянии можно достигнуть значительного ослабления и отдаления опьяняющего действия алкоголя. А. Г. Иванов показал в экспериментальных исследованиях, что слово может вызывать изменение сердечного ритма, артериального давления, сужение или расширение зрачков и прочее в условиях полного бодрствования и не только тогда, когда оно произносится экспериментатором, но и тогда, когда его произносит сам испытуемый. Конечно, многочисленные эксперименты убедительно показывают значение сигнальных факторов для жизнедеятельности организма, взаимодействие сигнальных систем (первой и второй), т.е. в психотерапии невозможно резко отделять воздействие слова от воздействия условных раздражителей первой сигнальной системы, что научно обосновал И. П. Павлов. Большое значение в истории развития психотерапии имеет учение П. К. Анохина о физиологии эмоций. Эмоции рассматриваются им как важнейший фактор в строении деятельности и поведении человека. Эмоция «цементирует» все отдельные части реакции, придавая ей целостный, целеустремленный характер. Эмоция есть пример подлинной интеграции нервных и гуморальных процессов. П. К. Анохин придавал эмоциям большое значение, считая, что переадресовка всей силы эмоционального выражения на внутренние и внешние процессы создает стойкое изменение тонуса органов.