Герметичность судебной системы

Сложно не согласиться с судьей в отставке, бышим зампредом Конституционного Суда РФ Тамарой Морщаковой, которая называет основной проблемой судебной системы не столько коррумпированность судей, сколько их зависимость от власти.

Эта проблема широко и заинтересованно обсуждается, и, вроде бы, ни у кого не вызывает сомнений, что решать ее необходимо. Однако, декларируемая на самом высоком уровне борьба за независимость суда не помешала на практике фактически отменить выборы председателя Конституционного суда и его заместителей.

При этом мало кто связывает зависимость судебной власти от исполнительной с закрытостью судебной системы. Между тем, именно ее герметичность не позволяет понять причины многих деструктивных явлений. И уж тем более, удалить больные элементы (например, уволить явно коррумпированных судей), позволяя заинтересованным лицам дальше манипулировать ими.

Судебная система, сформированная по принципу замкнутого круга, в котором корпоративная солидарность стала главным принципом, оказалась без внешнего контроля. Пожизненность, несменяемость судей в таких условиях создает предпосылки для злоупотреблений судейской защищенностью. Об этом на прошлой неделе упомянул президент: "Корпоративная закрытость полная! (…) мы создали железобетонную корпорацию и, к сожалению, эта корпорация не способна до полной степени к самоочищению… Если бы она могла сама изгонять тех, кто нарушил закон, то, может быть, это было нормально, но, к сожалению, она сегодня это делать не может", - констатировал Медведев.

Для исправления ситуации необходима корректировка базовых законов о судоустройстве в России – в первую очередь, касающихся работы квалификационных судейских коллегий. Очевидно, в них надо до минимума сократить присутствие самих судей и пересмотреть порядок обжалования их решений судами.

Система квалификационных комиссий сегодня занимается не очисткой судебного сообщества, а как раз является механизмом, за счет которого формируется судейская вертикаль. Это вертикаль, которую можно назвать так: "берешь – часть отдаешь". Она же встроена в систему власти, передавая команды от административных ветвей власти.

Морщакова утверждает, что "у нас нет независимых судей, потому что они находятся под очень сильным влиянием председателей судов, очень широки основания для лишения должности". В связи с этим, кажется очевидным, что вопросы лишения статуса должны решаться иначе. Это должен быть или импичмент, или самостоятельная процедура, которую могли бы осуществлять органы, состоящие из судей, но не из тех судей, которые еще рассматривают гражданские и уголовные дела и по этим делам полностью находятся под властью соответствующих судебных начальников.

Надо решительно отказаться от рассмотрения дел в кассационной инстанции по зональному принципу. Ведь сейчас за каждым членом вышестоящей инстанции закреплено определённое количество районов, городов, областей. И в случае обжалования судебного решения, дела попадают именно к "куратору" территорий. При такой организации зачастую происходит сращивание судей "верхов" с судьями "низов", появляется панибратство.

То есть, должны быть организованы судебные апелляционные инстанции по специальным судебным округам, а не по районам, субъектам федерации, чтобы не было спайки между судами и местной властью.