История философии Лекция 3.

Философия Нового времени (XVII - XVIII вв.)

Научная революция XVII века и ее влияние на основные философские проблемы.

Национальные школы в философии- английская, немецкая, французская, русская.

Проблема достоверности знаний:

Рационализм.

Познание мира через: эмпиризм (сенсуализм) и рационализм.

Основатель эмпиризма - Ф. Бэкон (Англия. XVI в.): в основе познания могут лежать только опыт чувственные ощущения («Нет ничего в разуме, чего бы не было в чувственных ощущениях и опыте»).

Основатель рационализма - Р. Декарт (Франция. XVI в.): истинное (достоверное) знание может быть выведено только из разума и не зависит от чувственного опыта.

Связь гносеологии и онтологии:

пантеизм (Спиноза),

Дуализм - (Р. Декарт - Франция. XVII в.) : две независимые субстанции - материальная (протяженная) и духовная ( мышления): материя и сознание взаимно дополняют друг друга и существуют всегда,

Деизм (Франция XVIII в.): ЧЁРБЕРИ Эдуард, лорд (1583 —1648) — англ. философ. Основоположник англ. деизма в форме т. н. естественной религии. Источником последней является разумное начало, врожденное человеку, и все «позитивные» религии приемлемы лишь в той мере, в какой они заключают в себе принципы, не противоречащие разуму.

Основные принципы «естественной религии»: 1) существует высшее существо, 2) его следует почитать, 3)лучшее его почитание — добродетель и благочестие, 4)преступления и проступки должны искупаться раскаянием, 5) существует воздаяние в загробной жизни. Учение Ч. о познании основывается на признании им врожденных идей, данных богом.

Четыре вида истин: 1) «истины вещи» (согласие вещи с самой собой), 2) истины явлений (согласие явления с вещью), 3) истины понятия , 4) истины разума (логически правильные суждения и умозаключения). Этим четырем видам истин соответствуют четыре вида умственных способностей: 1.естественный инстинкт, 2. внешнее чувство, 3. внутреннее чувство, 4.суждение. Наиболее надежным критерием истины Ч. признавал «всеобщее согласие». Признается наличие Бога, который, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей. Материя одухотворена и не противопоставляется сознанию. Последователи – Пристли. Толанд, Шефстбери, Болингброк (в Англии); в Европе - Вольтер, Руссо, Лейбниц, Лессинг, Ломоносов и др.

плюрализм (В. Лейбниц) – монадология.

Обоснование новой картины мира и ее динамика (И.Ньютон. Г.В.Лейбниц).

Взаимовлияние и взаимообусловленность методов науки (естествознания) и философии в Новое время.

Философия эпохи Просвещения:

а/модель нового исторического субъекта .

б/формирование понятия "гражданское общество".

в/развитие взглядов о господстве человека над природой.

Наука, прогресс, цивилизация как основные составляющие естественнонаучного и социального бытия.

Классический этап философии Нового времени

Немецкий идеализм (XVIII – XIXвв.): И. Кант, И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель.

Характерные черты немецкой классической философии.

1. Особое понимание философии в истории человечества, она - критическая совесть культуры, «душа» культуры.

2. Исследование человеческой сущности как таковой.

3. Философия как специальная система философских идей.

4. Целостная концепция диалектики.

5. Разработка проблем гуманизма, осмысление человеческой жизнедеятельности.

Философское учение И.Канта:

—априоризм как попытка обоснования всеобщего характера научного знания;

—автономия нравственной области человеческой деятельности:

—развитие философии от наукоучения к философии духа.

Энциклопедия философских наук Гегеля.

Философская система – триада: логика, философия природы, философия духа.

Антропологизм (Л.Фейербах.);

Иррационализм: инстинкт, интуицию, чувство, любовь - решающие источники познания, данные которых разум лишь разрабатывает дальше. Шеллинг называет рациональным непостижимый в вещах базис реальности, то, что, не поддаваясь решению с помощью величайших усилий рассудка, тем не менее вечно остается в основе. Из этого внерассудочного и родился рассудок в собственном смысле. (А.Шопенгауэр. С.Кьеркегор, Ф. Ницше);

Натурализм (позитивизм: О.Конт. Дж. Ст. Милль. Г Спенсер). Марксизм (К. Маркс, Ф. Энгельс)—обоснование материалистической диалектики, материалистического понимания истории.

Современная западная философия(Х1Х—XX вв.):

Роль философии как интегрирующею фактора культуры (конец XIX - XX вв.).

Трансформация основных философских проблем:

— смена ценностей и ориентиров.

—проблема смысла истории.

—проблема комплексною изучения человека.

Новые типы философствования: сциентизм и антропологизм:

Общая черта концепции сциентизма во всех его проявлениях -признание достоверным только физически-опытного знания, отказ научного исследователя от «ненаучного», «метафизического», т. е. философского объяснения как теоретически и практически невозможного:

а/ Позитивизм: проблема метода в "первом" позитивизме (О.Конт. Г.Спенсер).

б/ Эмпириокритицизм: проблема источника познания (Э.Мах. Р.Авенариус).

в/ Неопозитивизм—Аналитический эмпиризм--аналитическая философия как анализ обыденного языка, отражающего истинное бытие (Л.Витгенштейн. Б. Рассел).

г/Философия науки (К.Поппер);

д/Постпозитивизм /историческая школа (Т.Кун. И.Лакатос).

Герменевтика (искусство толкования текстов) -понимание и постижение смысла («сути дела») феноменов духовной культуры(В.Дильтей. Г.Х Гадамер. М. Хайдеггер).

Антропологизм : осмысление проблем человеческой природы и основных модусов человеческою бытия. "Философия жизни" и ее противопоставление "наук о духе" и "наук о природе" (Л.Шопенгауэр. Ф.Ницше. А.Бергсон).

Феноменология—изучение сущностных характеристик «субъективного потока» сознания, его «интенциональности», г. е. направленности на тот или иной предмет (Э.Гуссерль).

Экзистенциализм: единственная подлинная реальность бытие человеческой личности. первичность человеческого существования по отношению к социальной сущности индивида. (К.Ясперс, Ж.-П.Сартр).

Психоанализ как средство научного познания бессознательною (З.Фрейд. К.Г.Юнг. Э.Фромм).

Сближение позиций религиозной философии и философии науки (П.Тейяр де Шарден. П.Тиллих. В.Гейзенберг. А.Швейцер).

Русская философия

Отечественная философская культура- языческие, античные, византийские традиции и русский менталитет.

—Возникновение русской философии /XVIII I половина XIX в./ (М.В.Ломоносов, А. Н. Радищев).

-Просветительская мысль в России и попытки философского осознания ее пути:

славянофилы (40—50-е гг. XIX в.)—А. С. Хомяков (1804 I860). И. В Киреевский (1806—1856). Духовная основа—православие, критика материализма и классического идеализма Kaнтa и Гегеля.

—западники (40 -60-е гг. XIX в.) либералы-реформаторы Т. II. Грановский. К. Д. Кавелин и радикалы-революционеры В. Г. Белинский. V II. Герцен. П. Г. Чернышевский. Основоположник—П. Я. Чаадаев.

-народничество (60—80-е гг. XIX в.)—учение А. П. Герцена о «русском», т. е. крестьянском социализме. Капитализм как реакционное, попятное движение. К народничеству близко стоял и русский анархизм. Представители—М. А. Бакунин. П. А. Кропоткин. Л. П. Толстой.

—философия всеединства (70-е гг. XIX в.—30-е гг. XX в.)—органически сочетает в себе «цельное знание» философии, теологии и опытной науки, преодолевая на этой основе односторонность как рационализма, так и иррационализма. Представители В. Г. Соловьев (1853 1900). II А. Флоренский. С. Л. Франк.

Русская религиозная философия (конец XIX началоХХ в.) - идеология религиозного обновленчества. Представители—В. В. Розанов (1856-1919). Л. II. Шестов (1866 4938). А. II. Ильин.

Русский марксизм (с 1883 г.). Представители—-Г. В. Плеханов (1856 1918) основополагающее значение придавал материалистическому пониманию истории, научному характеру марксистской социологии: В. П. Ленин (1870 - 1924) не удовлетворялся объективно-научным осмыслением действительности и высшим актом социального творчества считал социально-политическую революцию.

—Легальный марксизм (начало XX в.)—сочувствие процессу капитализации России, но решительные противники насильственной революции и классовой диктатуры. Представители II. А. Бердяев. С. Н. Булгаков. П. Б. Струве.

—"'Философия естествознания" —позитивизм, социологизм, космизм. —Русская философия после 1917 года (1917 — 1991)-официальная идеология марксизма-ленинизма. Философы А. Ф. Лосев.Г. Г. Шпет. Э. В. Ильенков. К. Мамардашвили и др.