Особенности развития личности ребенка воспитывающегося не в семье

 

Ψлоги говорят Л рождается дважды, и самые активные периоды – дошкольный и подростковый возраст. При нормальном развитии ребенка рассвет игровой деятельности – это дошкольное детство. Условием возникновения игры – является передача соответствующего культурного опыта. Обучение проходит через игры со взрослыми, общение со старшими детьми в семье. Со старшими детьми во дворе, дет саду. Через совместно с родителями чтение книг. Сказок. Мультфильмов, через совместную деятельность со взрослым. Ребенок идет с мамой на работу и придя домой играет в то, что он видел на работе.

У ребенка из детского дома многие каналы передачи опыта игры отсутствуют. И развитие игры требует спец работы. Иногда младшие школьники из детского дома не умеют играть. У них наблюдаются игры манипуляции, или переходная форма игры от манипулятивной к ролевой. В таком случае игру нужно развивать. Начинать игру с манипуляций. И развивать из простейшей в более сложную.

У младших школьников воспитывающихся вне семьи нужно воспитывать не только игру но и оптимизировать процесс общения. Ребенок из дет дома эмоционально зависим от взрослого. Нужно ослаблять эту эмоциональную зависимость. Нужно развивать автономию ребенка от взрослого. Потому что жесткая привязанность к требованиям взрослого сужает мотивацию. Нужно тернировать, отрабатывать навыки поведения в конкретных ситуациях. В том числе в трудных, конфликтных ситуациях. Это можно делать в реальной жизни и на спец занятиях. Нужно обсудить, что реально случилось. Что произошло. Поставить ребенка на позицию другого, обсудить последствия. Представить чем может закончиться та или иная ситуация.

Ребенок воспитывающийся вне семьи должен научится максимально эмоционально насыщенно, представлять будущее последствия своих поступков для себя и окружающих. В подростковом возрасте ребенок воспит-я вне семьи также требует особого внимания. и внимание должно быть направлено на развитие самосознания, рефлексии к самому себе стимулировать процесс самопознания можно через индивидуальные беседы, групповые беседы. Через сочинения, на темы «Что я знаю о себе», что я люблю и ненавижу, что я умею, «человек, которым я восхищаюсь. И такое сочинение не должно оцениваться с точки грамотности, литературного стиля и правильности суждения. П в интернате нужно учить ведению дневников и поощрять эти дневники. Личный дневник способствует развитию внутреннего П. Психолог может использовать в индивидуальной работе Ψ тесты обсуждением результатов того, что получилось в тесте. В групповой работе можно использовать тренинги направленные на развитие самосознание, умение осознавать свои чувства. Помимо этого нужно развивать автономность представления подростка о себе. Суждения П должны быть относительно независимы от оценок окружающих. Не усвоения выводов В а выработка собственных ценностей. Для этого П нужно обратная связь от В. Возможность обсуждать со В. Оспаривать суждения В. В работая в интенате, дет дома должен выдерживать два способа отношения к воспитаннику.

1. отношение как к Л в целом. И это безусловное принятие ребенка как уникального и неповторимого.

2. конкртеные оценки отдельных действий, черт характера, достижений. Могут и полоидетльными и отрицательными.

 

Ребенок воспитывающийся в интернате перегружен общением. И у него ярко выражено стремление побыть одному. Потребность в одиночестве присуща всем П. Одиночесвто необходимо для развития Л и самосознания. Но в семье такая ситуация естественна, а у воспитанников дет-домов эта востребованность фрустрированна. По этому можеть быть негативное отношение к групповым занятиям. Более того, нужно найти способы удовлетворения потребности в одиночестве.