Налоговые проверки при участии сотрудников ОВД

Для рассмотрения вопроса о правовых основах участия представителей ОВД в налоговых проверках необходимо обратиться к нормам НК РФ, Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Федеральный закон N 3-ФЗ), Инструкции о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок, утвержденной Приказом МВД России и ФНС России от 30.06.2009 N 495/ММ-7-2-347 (далее - Инструкция N 495/ММ-7-2-347).

Выездные налоговые проверки проводятся должностными лицами налоговых органов с участием сотрудников ОВД в соответствии с п. 1 ст. 36 НК РФ и пп. 28 п. 1 ст. 13 Федерального закона N 3-ФЗ. Пункт 1 ст. 36 НК РФ устанавливает, что по запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с ними в проводимых ими выездных налоговых проверках, а пп. 28 п. 1 ст. 13 Федерального закона N 3-ФЗ наделяет полицию правом участвовать в таких проверках по запросам налоговых органов.

Цель данного совместного мероприятия одна - выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах.

Отметим отдельные особенности проведения налоговых проверок с привлечением сотрудников ОВД.

Во-первых, действующим налоговым законодательством предусмотрено участие сотрудников ОВД только в рамках проведения выездной налоговой проверки (ст. 89 НК РФ), на что в обязательном порядке указывается в решении налогового органа о ее проведении, как это установлено положениями Инструкции N 495/ММ-7-2-347.

Отметим, что суды не принимают в качестве доказательств по налоговым спорам документы, составленные сотрудниками ОВД вне рамок выездной налоговой проверки. В качестве примера можно привести Постановление ФАС ЦО от 30.10.2012 N А35-104/2012. Обследование помещений, сооружений, зданий, участков местности, транспортных средств и изъятие документов были проведены вне рамок выездной налоговой проверки, протокол составлен работником УМВД по Курской области, который не является должностным лицом налогового органа. Суды сделали обоснованный вывод, что данный протокол не может быть принят судом в качестве доказательства события совершенного налогоплательщиком правонарушения, поскольку в силу п. 3 ст. 64 и ст. 68 АПК РФ является недопустимым доказательством.

Основанием для проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки является решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о ее проведении. Если сотрудники ОВД привлекаются к проведению ранее начавшейся выездной (повторной выездной) налоговой проверки, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о внесении изменений в принятое решение о проведении данной проверки, предусматривающее соответствующее изменение состава проверяющей группы.

Во-вторых, привлечь сотрудников ОВД можно только на основании запроса налогового органа. Форма запроса установлена в Приложении к Инструкции N 495/ММ-7-2-347.

Запрос об участии органа внутренних дел в налоговой проверке может быть направлен как перед началом налоговой проверки, так и в процессе ее проведения, но в любом случае он должен быть мотивированным.

В Инструкции N 495/ММ-7-2-347 приведены следующие основания для направления мотивированного запроса:

- наличие у налогового органа данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах и необходимости проверки указанных данных с участием сотрудников ОВД;

- назначение выездной (повторной выездной) налоговой проверки на основании материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленных органом внутренних дел в налоговый орган для принятия по ним решения;

- необходимость привлечения сотрудников ОВД для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля (выемка документов, проведение исследования, опроса, осмотра помещений и т.д.);

- необходимость содействия должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, в случаях воспрепятствования их законной деятельности, а также обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц, при исполнении ими должностных обязанностей.

Важным моментом является возможность отказа от участия в проверках сотрудников ОВД. Но основания для отказа по запросу налогового органа об участии органа внутренних дел в выездной налоговой проверке прописаны в Инструкции N 495/ММ-7-2-347:

- отсутствие в запросе налогового органа фактов, свидетельствующих о возможных нарушениях организациями и физическими лицами законодательства о налогах и сборах;

- несоответствие изложенной в запросе налогового органа цели привлечения сотрудников ОВД для участия в проверке компетенции органов внутренних дел;

- отсутствие обоснования необходимости привлечения сотрудников ОВД в качестве специалистов и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья проверяющих.

В-третьих, совместные действия участников выездной (повторной выездной) налоговой проверки координируются в рабочем порядке. Необходимо отметить, что взаимодействие должностных лиц налоговых органов и сотрудников ОВД при проведении выездной налоговой проверки не препятствует их самостоятельности при выборе предусмотренных законодательством средств и методов проведения контрольных и иных мероприятий в рамках своей компетенции при одновременном обеспечении согласованности всех осуществляемых ими в процессе проверки действий. Функцию общей координации осуществляемых в процессе проведения проверки мероприятий выполняет руководитель проверяющей группы - сотрудник налогового органа.

В-четвертых, если в проверке участвуют сотрудники ОВД, есть некоторые особенности по оформлению результатов такой проверки. Оформление и реализация результатов выездной налоговой проверки осуществляются в порядке, установленном ст. ст. 100 и 101 НК РФ и иными нормативными правовыми актами.

Акт выездной налоговой проверки, проводимой налоговым органом с участием ОВД, должен быть подписан участвовавшими в проверке должностными лицами налогового органа и сотрудниками ОВД, за исключением сотрудников ОВД, которые привлекались для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля в качестве специалистов и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья должностных лиц налогового органа, проводящих проверку, а также лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем). При наличии разногласий между проверяющими по содержанию акта окончательное решение по вопросу принимается руководителем проверяющей группы. Как мы сказали ранее, руководителем всегда является сотрудник налогового органа. По спорному вопросу указанные лица вправе изложить свое мнение в заключении, которое должно быть приобщено к материалам проверки, остающимся в налоговых органах и ОВД.

Акт выездной налоговой проверки составляется в трех экземплярах, один из них хранится в налоговом органе, второй в установленном порядке вручается лицу (его представителю), в отношении которого проводилась налоговая проверка, третий передается (направляется) органу внутренних дел, сотрудники которого участвовали в проведении проверки. В случае если сотрудники ОВД привлекались для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля в качестве специалистов и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья должностных лиц налогового органа, проводящих проверку, акт выездной налоговой проверки, а также документы, указанные в п. п. 18, 19, 21 Инструкции N 495/ММ-7-2-347, в ОВД не направляются.

В случае представления организацией, индивидуальным предпринимателем либо физическим лицом возражений по акту проверки, документов, подтверждающих обоснованность возражений, их копии в трехдневный срок со дня представления направляются налоговым органом в орган внутренних дел, сотрудники которого участвовали в выездной налоговой проверке.

К материалам налоговой проверки могут быть приобщены документы, информация, а также иные материалы, представленные ОВД.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии с НК РФ. Оно вручается лицу (его представителю), в отношении которого проводилась налоговая проверка, в установленном порядке, а также направляется в трехдневный срок с момента вступления в силу решения в орган внутренних дел, сотрудники которого участвовали в проведении проверки.

Говоря об особенностях проведения выездных налоговых проверок с участием сотрудников ОВД, нельзя обойти вниманием вопросы ответственности проверяющих.

Налоговики действуют в пределах прав и обязанностей, предоставленных им законодательством РФ: должностные лица налоговых органов при проведении проверки совершают действия по осуществлению налогового контроля, предусмотренные НК РФ, Законом РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Сотрудники ОВД участвуют в проведении выездной налоговой проверки путем осуществления полномочий, предоставленных им Федеральным законом N 3-ФЗ, Федеральным законом от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" и иными нормативными правовыми актами РФ.

Напомним, что в ходе проверки проверяющие могут производить в установленном порядке:

- истребование у проверяемого лица необходимых документов;

- выемку документов и предметов, в том числе электронных носителей информации;

- истребование документов (информации) у контрагентов и иных лиц, располагающих сведениями о деятельности лица, в отношении которого проводится выездная налоговая проверка;

- допросы свидетелей;

- другие мероприятия налогового контроля, предусмотренные действующим законодательством.

При этом в соответствии со ст. 37 НК РФ ОВД, следственные органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников этих органов при исполнении ими служебных обязанностей. Причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при проведении контрольных мероприятий убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном законом. За неправомерные действия или бездействие должностные лица и другие работники ОВД, следственных органов несут ответственность согласно законодательству РФ (ст. 33 Федерального закона N 3-ФЗ).

В НК РФ нет норм, где было бы сказано об обязательном участии сотрудников ОВД в выездных налоговых проверках в конкретных случаях. Поэтому пристального внимания заслуживает Письмо ФНС России от 24.08.2012 N АС-4-2/14007@ "Об участии органов внутренних дел в выездных налоговых проверках". В этом документе представители ФНС обозначили конкретные случаи, при которых участие сотрудников ОВД является обязательным:

1) при обнаружении обстоятельств, свидетельствующих о необоснованном возмещении НДС, акциза (зачета или возврата иного налога) или признаков необоснованного предъявления НДС, акциза к возмещению;

2) при выявлении схем уклонения от уплаты налогов, подпадающих под признаки совершения преступлений, предусмотренных ст. ст. 198 - 199.2 УК РФ, в том числе:

- если после вынесения налоговым органом решения о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщиком предпринимаются действия, направленные на уклонение от налогового контроля, затруднение налогового контроля либо иные действия, имеющие признаки активного противодействия проведению выездной налоговой проверки ("миграция" организации, смена учредителей и (или) руководителей организации, реорганизация, ликвидация организации и т.д.);

- если в ходе проведения предпроверочного анализа или налоговой проверки обнаружено наличие в цепочке приобретения (реализации) товаров (работ, услуг) фирм-"однодневок", используемых в целях уклонения от уплаты налогов, в том числе зарегистрированных на номинальных учредителей (имеющих номинальных руководителей), зарегистрированных по утерянным паспортам и пр.;

3) при обнаружении признаков неправомерных действий при банкротстве, преднамеренного и фиктивного банкротства налогоплательщика.

Цель этих новшеств - качественный и полный сбор доказательственной базы по нарушениям законодательства о налогах и сборах, повышение эффективности совместной работы ФНС и ОВД. Данные действия согласованы с МВД (Письмо ФНС России от 17.08.2012 N 7/12-19045).

Заметим, что под указанные случаи подпадает очень широкий спектр налогоплательщиков, можно предположить, что теперь количество выездных налоговых проверок с участием сотрудников ОВД увеличится.

В заключение хотелось бы отметить, что налогоплательщики предпринимают попытки оспорить в судебном порядке решения налоговых органов, которые вынесены по проверкам, проводимым с участием сотрудников ОВД, либо в которых документы получены в рамках оперативно-разыскных мероприятий. Данные попытки направлены на то, чтобы суд не принял в качестве доказательств документы, подтверждающие налоговые правонарушения, соответственно, решение о доначислении налогов и штрафов было бы признано незаконным. Сразу скажем, что попытки эти безуспешны, суды не поддерживают налогоплательщиков в этом вопросе.

Например, в Постановлении ФАС СЗО от 15.12.2010 N А42-1078/2010 рассмотрена ситуация, когда налогоплательщик посчитал, что у налоговой инспекции отсутствовали основания, установленные п. 8 Инструкции N 495/ММ-7-2-347, для направления мотивированного запроса об участии сотрудника УВД по Мурманской области в выездной налоговой проверке общества. Судом было установлено, что направление налоговой инспекцией мотивированного запроса в ОВД было обусловлено наличием у нее данных, свидетельствующих о возможных нарушениях обществом законодательства о налогах и сборах, и необходимостью их проверки с участием сотрудника ОВД.

Также не был принят довод предпринимателя об отсутствии документального подтверждения фактов налоговых правонарушений, поскольку решение о привлечении к налоговой ответственности основано на документах (первичные документы, полученные от контрагентов работниками милиции, и протоколы допроса работников), полученных сотрудниками милиции в рамках оперативно-разыскных мероприятий. Суд отклонил его, поскольку использование налоговой инспекцией таких данных в целях налогового контроля не противоречит требованиям ст. ст. 36, 82 и 101 НК РФ (Определение ВАС РФ от 23.03.2012 N ВАС-2574/12, Постановление ФАС ЦО от 05.03.2012 N А64-3327/2010).

Не удалось налогоплательщику отстоять свою позицию о недопустимости участия в качестве специалиста в выездной проверке лица, ранее проводившего оперативно-разыскные мероприятия в отношении общества. Суд признал ее необоснованной, поскольку НК РФ, а также нормативные правовые акты, на которые ссылался заявитель, не содержат норм, которые исключали бы такую возможность (Определение ВАС РФ от 29.07.2010 N ВАС-9906/10).

То, что свидетель по делу допрошен не работником налоговой инспекции, а оперуполномоченным старшим лейтенантом внутренний службы, не является основанием для признания решения незаконным. Как сказано в Постановлении ФАС МО от 17.07.2012 N А41-24972/10, оперуполномоченный УФСИН по Костромской области допрашивал свидетеля на основании запроса налогового органа, что не нарушает ст. 36 НК РФ.

Судьи отклонили и довод заявителя, что данные, содержащиеся в материалах, полученных в рамках уголовного дела, не могут использоваться налоговым органом при рассмотрении вопроса о вынесении решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности. Использование налоговой инспекцией таких данных в целях налогового контроля не противоречит требованиям ст. ст. 36, 82 и 101 НК РФ (Определения ВАС РФ от 08.04.2011 N ВАС-4143/11, от 03.11.2010 N ВАС-14796/10).