Педагогическая модель предупреждения вовлечения молодежи в деструктивные религиозные секты.

Педагогическая модель предупреждения вовлечения молодежи в религиозные секты синтезирует три профилактических компонента: психологический (системное формирование знаний личности о себе, своих чувствах и способностях; формирование адекватной самооценки, позитивной «Я-концепции»), образовательный (формирование знаний о здоровом образе жизни, умений делать выбор, ставить жизненные цели гуманного характера и стремиться к их достижению), социальный (формирование навыков общения, самореализации, самоутверждения).

Целью педагогической модели является создание оптимальных педагогических условий для максимального удовлетворения потребностей саморазвития и самореализации личности ребенка. Задачи модели:

· повышение самосознания учащихся, формирование критического мышления и умения делать правильный выбор;

· воспитание культуры здорового образа жизни;

· формирование активной жизненной позиции подростков и юношей, включение в позитивные социальные отношения; в самостоятельную творческую деятельность;

· выявление причин деформации личности;

· активизация разъяснительной и просветительской работы среди учащихся и родителей;

· координация деятельности всех заинтересованных ведомств и специалистов.

Педагогическая модель предупреждения вовлечения молодежи в религиозные секты в образовательных учреждениях включает теоретико-методологический, психолого-педагогический и технологический блоки.

Теоретико-методологический блок отражает создание оптимальных педагогических условий для максимального удовлетворения потребностей личности учащегося в саморазвитии, самоопределении, самовоспитании и самореализации, основанных на системном, деятельностном, комплексном и гуманистическом подходах.

Психолого-педагогический блок определяет содержание работы, учет личностных и возрастных особенностей учащихся. Необходимыми условиями предупреждения вовлечения молодежи в религиозные секты в образовательных учреждениях являются: выявление молодых людей группы социального риска; личностно ориентированное взаимодействие с культистами при проведении систематических антисектантских мероприятий; повышение профессиональной компетентности педагогов и психолого-педагогической культуры родителей.

В технологическом блоке представлена диагностика, последовательно раскрываются этапы реализации модели, каждый из которых ориентирован на достижение конкретных целей (см. таблицу 1).