Понятие о социальном сиротстве, его масштабы распространения в современном белорусском обществе.
Сиротство – состояние ребенка-сироты, т.е. ребенка или несовершеннолетнего, у которого умер один или оба родителя. Социальное сиротство – негативное социальное явление, которое характеризует образ жизни несовершеннолетних детей до 18 лет, оставшихся без попечения родителей. У этих детей в большинстве своем имеются живые биологические родители, лишенные родительских прав и страдающие тяжелыми заболеваниями, в том числе психическими, вследствие алкоголизма или наркомании.
Таким образом, к категории детей, оставшихся без попечения родителей, относятся дети, у которых родители:
ü умерли;
ü лишены родительских прав;
ü ограничены в родительских правах;
ü признаны безвестно отсутствующими;
ü недееспособны (ограничено дееспособны);
ü отбывают наказание в исправительных колониях;
ü обвиняются в совершении преступления и находятся под стражей;
ü уклоняются от воспитания детей;
ü отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, куда ребенок помещен временно.
В связи с этим с 2006 г. в Беларуси для решения вопросов социальной защиты детства принято Положение о Национальной комиссии по правам ребенка, которое наделило ее полномочиями, позволяющими принимать решения в сфере защиты прав и законных интересов детей и влиять на деятельность республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов и иных организаций по реализации актов законодательства, государственных программ по поддержке детей, защите их прав и законных интересов.
В настоящее время в государстве реализуется программа по жизнеустройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Дети Беларуси – 2015». Целью данной программы является максимальное замещение институционального воспитания данной категории детей семейными формами воспитания. Прежде всего, это касается вновь осиротевших детей и детей раннего и младшего возраста.
К сожалению не все дети могут быть немедленно усыновлены, на все имеют достойных родственников, желающих взять их под опеку.
По данным Национального центра усыновления в Республике Беларусь на 01.01. 2008 г. насчитывалось 28 173 ребенка, имеющих статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что составляет 1,7% от численности всех детей страны в возрасте до 18 лет включительно (1 819 095). Из них 10 376 детей находились на государственной опеке, 17 797 – на частной. По статистике ежегодно боле 4 тыс. детей лишаются попечения родителей. И от 270 до 500 детей отказываются сами родители. Из них около 8% оказываются брошенными несовершеннолетними мамами, около 8–9% – отказные дети-инвалиды. Каждый год возрастает число детей, так называемых «социальных сирот».
По состоянию на 01.01.2008 г. в Беларуси дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей воспитывались в 127 школах-интернатах; в 32 детских домах; в 136 детских социальных приютах; в учреждениях, которые обеспечивают получение профессионально-технического образования; в учреждениях, которые обеспечивают получение среднего специального образования, – 1914 чел.; в высших учебных заведениях; в 56 домах семейного типа; в 10 домах ребенка системы Министерства здравоохранения; в 9 домах-интернатах Министерства труда и социальной защиты;
Количество детей, находящихся на воспитании в семьях граждан в 2008 г. составило более 24 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них находились на частной опеке:
· в опекунских семьях – 11 038 чел.;
·в приемных семьях – 5 845 чел.;
· в детских домах семейного типа – 914 чел.;
Также данная категория детей воспитывалась в 4 детских деревнях – 336 чел., в семьях усыновителей – 6 192 чел.
На момент ноября 2010 г. в республике насчитывалось 26 048 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них 12 478 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитываются в замещающих семьях белорусских граждан.
Следует дополнить к этому перечню ряд семей, имеющих статус гостевых, которые регулярно принимают детей из детских домов и школ-интернатов на выходные и каникулы.
Для повышения степени ответственности родителей за воспитание детей и формирование эффективной помощи родителям, у которых отобрали детей, и детям, оказавшимся в социально опасном положении, создана разветвленная сеть учреждений социального обслуживания: 145 социально-педагогических учреждений (99 социально-педагогических центров с приютами, 37 детских социальных приютов, 9 социально-педагогических центров), 146 центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Создание сети этих учреждений в системе образования позволило избежать такого явления, как беспризорность. Новые социально-педагогические учреждения содействуют успешному разрешению проблемы социального сиротства, устраивая детей в замещающие семьи и сохраняя их в биологических семьях.
Одним из основных направлений деятельности новых учреждений является работа с семьями социального риска, их сопровождение, своевременное выявление семейного неблагополучия в целях профилактики социального сиротства детей. Квалифицированные специалисты оказывают таким семьям юридические, медицинские услуги; осуществляют социальную, педагогическую, психологическую и дефектологическую помощь детям и их родителям.
На сегодняшний день в республике определены границы ответственности всех государственных органов в работе с семьей, что позволяет, во-первых, повысить ответственность каждого органа и учреждения за результативность работы по сохранению семьи и, во-вторых, более эффективно использовать все имеющиеся в районе (городе) ресурсы для выведения семьи из социально опасного положения и профилактики социального сиротства.