Девиантогенность личности как психологическая основа ее виктимизации.

Девиация – отклонение в поведении индивида от социальных, культурных, правовых норм.

Девиантогенность – склонность индивида к совершению различных поведенческих девиаций.

В настоящее время в науке различаются два вида девиантного поведения: созидательное и разрушительное. Основным критерием определения характера девиантного поведения является не форма его реализации, наличие атрибута насилия, а уровень справедливости перераспределения материальных благ как источник пополнения жизненной энергии.

Девиантное поведение деструктивной направленности – совершение человеком или группой людей социальных действий, отклоняющихся от доминирующих в социуме социокультурных норм и общепринятых правил выполнения социальных ролей, влекущих за собой негативные последствия и вред обществу или человеку.

В социальных, виктимологических и психологических исследованиях отмечается, что девиантогенность может быть ситуативной или устойчивой и характеризоваться различной степенью мотивационно-энергетической интенсивности и эмоциональности, т.е. это может быть потребностью, а может быть реакций человека на конфликтную ситуацию.

 

Девиантное поведение определяется в соответствии со следующими критериями: психопатологическим (медицинским), связанным с явлениями, находящимися между нормой и патологией; социально-нормативным, связанным с общественными установками и ценностями и характеризующим уровень социальной адаптации личности; индивидуально-психологическим, отражающим способность человека выполнять социальные предписания, принимать решения и делать выбор.

Отметим, что криминалогические исследования преступности несовершеннолетних и молодежи, проведенные в 1997 г. в Беларуси (Н.А. Барановский), показали, что личности молодых преступников и их образу жизни присущи специфические особенности, имеющие явно выраженный криминогенный характер. Типичными виктимологическими характеристиками молодых правонарушителей являются: низкий уровень общей культуры и образования, утрата социально-профессионального статуса и уклонение от учебы и работы; у учащейся молодежи наблюдается низкий уровень обучаемости, второгодничество и нежелание учиться; социальная отчужденность, неприспособленность к условиям нормальной социальной жизни, дезадаптированность; конфликтность отношений с окружающими и сверстниками; ведение аморального и противоправного образа жизни; отмечен правовой и нравственный нигилизм, усвоение ценностей молодежных субкультур (потребительства, гедонизма, насилия, сексуальной свободы, национального экстремизма, религиозного фанатизма).

Заметим, что разрушительную (асоциальную) девиацию нельзя отождествлять только с преступностью. Преступность – поведение уголовно наказуемое, запрещенное законом, является лишь одной из форм девиантного поведения человека.

На этой основе девиантное поведение включает в себя поведение асоциальное, делинквентное (преступное), суицидальное и парасуицидальное, аддиктивное (зависимое), бродяжничество, вандализм, проституцию, сексуальные отклонения и др.

Вместе с тем в социальном поведении молодых людей, имеющих девиантные характеристики, отмечается высокий уровень тревожности и неуверенности в себе, что само по себе является виктимной личностной характеристикой и ставит их в позицию жертвы. Как показывает социально-педагогическая практика, формирование устойчивых асоциальных индивидуально-психологических качеств проявляется у детей уже в младшем возрасте. В подростковом возрастном периоде у данного типа молодых людей четко проявляются: эгоцентризм, эмоциональное безразличие, конформизм, неразвитость чувства индивидуальной ответственности, слабоволие, импульсивность, раздражительность, обидчивость, подозрительность и враждеб­ность, склонность к физической и деструктивной агрессивности.

Как отмечают Л.В. Кондратюк, Д.В. Ривман, И.А. Коробейни­ков. Н.А. Барановский, у подростков и молодых людей с девиантным поведением встречаются психические аномалии: депрессивность, неврозы, дебильность, состояния деперсонификации и внутриличностного конфликта. У подростков с патологическим криминальным стереотипом поведения обнаруживается низкая психологическая и личностная толерантность к социальным факторам, когда незначительные внешние воздействия оказываются провоцирующими, актуализируя дефектность адаптации, что и приводит к поведенческой и личностной деструкции.

Выделяются несколько подходов к оценке поведенческой нормы и девиаций: социальный, психологический, психиатрический, этно-культурный, возрастной, гендерный, медицинский, профессиональный, феноменологический, педагогический.

Социальный подход базируется на представлении об общественной опасности или безопасности поведения человека. В соответствии с ним к девиантному следует относить любое поведение, которое явно или потенциально является опасным для общества, окружающих человека людей. С точки зрения права такое поведение противоречит правовым нормам и запрещено под угрозой наказания. По степени общественной опасности такое поведение разделяют на преступления, административные и гражданско-правовые деликты, дисциплинарные проступки.

Психологический подход рассматривает девиантное поведение в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности. В рамках данного подхода существует множество классификаций девиантного поведения. Так, Ю.А. Клейберг выделяет поведение негативное (употребление наркотиков и др.), позитивное (социальное творчество и др.), социально-нейтральное (попрошайничество и др.).

Ц.П. Короленко и Т.А. Донских делят девиантное поведение на две большие группы: нестандартное (новые идеи, мышление, действия) и деструктивное (разрушающее личность), которое подразделяется на внутридеструктивное и внешнедеструктивное поведение. Внешнедеструктивное поведение, в свою очередь, подразделяется на аддиктивное (зависимое) и антисоциальное (противоправное). Внутридеструктивное поведение бывает суицидным, конформистским, фанатическим, аутическим и нарциссическим.

Е.В. Змановская выделяет следующие виды девиантного поведения: антисоциальное (действия или бездействия, запрещенные законодательством), асоциальное (уклонение от выполнения морально-нравственных норм), аутодеструктивное (отклонения от медицинских и психологических норм, угрожающие развитию самой личности).

Психиатрический подход рассматривает девиантное поведение как доболезненные особенности личности, способствующие формированию психических расстройств и заболеваний.

Этнокультурный подход рассматривает девиации через призму традиций какого-либо сообщества.

Возрастной подход признает отклоняющимся поведение, не соответствующее возрастным особенностям и нормам (отставание или опережение в развитии, качественные инверсии).

Гендерный подход исходит из представления о традиционных половых стереотипах поведения, мужском и женском стиле поведения. Девиации в данном случае связаны с гиперролевым поведением и инверсией образцов гендерного стиля.

Медицинский подход основан на психопатологическом и возрастном критериях. Он определяет поведенческие нарушения, соответствующие медицинским диагностическим результатам на уровне болезни.

Профессиональный подход базируется на представлении о существовании профессиональных и корпоративных стилей поведения.

Феноменологический подход учитывает все отклонения от нормы, даже нейтральные (например, аутизм).

Педагогический подход основан на выделении школьных (нарушения дисциплины, прогулы, курение и др.) и социальных (бродяжничество, воровство, сексуальные девиации и др.) дезадаптаций ребенка.

На этой основе выделяют различные типы девиаций:

ü физические,

ü психические,

ü педагогические

ü социальные.

Физические и психические отклонения имеют, как правило, медицинские основания и связаны с особенностями психофизического развития людей. Педагогические девиации вызываются неконструктивным подходом к выбору форм, методов и средств воспитания, отсутствием индивидуального подхода в процессе взаимодействия с ребенком, некомпетентностью воспитателей и т.д. Социальные же девиации обусловлены негативным влиянием социума, несформированностью способности личности давать объективную оценку и противостоять пагубным воздействиям окружения, что зачастую приводит ее в ситуацию жертвы социализации.