Всеобщее избирательное право.

Принципы избирательного права - это те условия его признания и реализации, соблюдение которых на выборах делает эти выборы действительно народным волеизъявлением.

К числу основополагающих, стержневых и основных принципов в данной сфере права относятся:

n принцип всеобщности избирательного права;

n принцип свободного участия в выборах;

n принцип равного избирательного права;

n принцип тайного голосования.

При соблюдении всех вышеперечисленных условий выборы считаются демократическими. В некоторых зарубежных конституциях об этих условиях, или о некоторых из них упоминается, однако в целом наблюдается тенденция исключения данного набора принципов в его полном виде из текстов конституций. Как правило он фигурирует только в некоторых развивающихся странах, население которых сохранило еще живое воспоминание о прежних колониальных порядках и тех временах, когда шла борьба за всеобщее равное и прямое избирательное право, тайное голосование и свободные выборы по принципу: один человек - один голос. Для развитых капиталистических стран, где многие из этих принципов давно осуществляются или их звучание стало привычным, хотя ограничения устранены не так давно (например, женщинам во Франции избирательные права предоставлены только в 1944 г.), эти принципы в современных условиях не являются особенно актуальными.

В законах регулирующих избирательный процесс, принципы субъективного избирательного права получают конкретизацию и необходимые гарантии.

Рассмотрим эти принципы поподробнее.

Принцип всеобщности избирательного права означает, что все избирательные права (прежде всего активное избирательное право – избирать, и пассивное избирательное право – быть избранным ) признается за всеми взрослыми, психически здоровыми гражданами. Не отбывающими срок наказания в местах лишения свободы.

В настоящее время конституции большинства стран провозглашают всеобщее избирательное право, которое тем не менее ограничено рядом требований, которым должен соответствовать гражданин для получения права участия в выборах. Под всеобщим избирательным правом иногда понимается такое избирательное право, которое не ограничено лишь прямым имущественным цензом. К примеру французский ученый М. Дюверже дает следующее определение всеобщего избирательного права: «Строго юридически всеобщее избирательное право – это такое избирательное право, которое не ограничено никакими условиями связанными с имуществом или способностями. Это не означает, что все члены нации имеют право голоса».

Во многих странах отмечается тенденция расширения избирательного корпуса. Так, в ряде стран избирательное право было предоставлено гражданам проживающим за границей (1985 г. - ФРГ, 1991 г.- Швейцария). В отдельных государствах право участвовать в голосовании получили иностранцы проживающие в течение определенного срока на территории страны и уплачивающие налоги. Например граждане государств- членов Европейского Союза могут голосовать на выборах в Европарламент и на местных выборах в стране проживания в рамках ЕС. Однако практически во всех странах всеобщее избирательное право ограничивается рядом условий. При этом условия (или цензы) не должны устанавливаться избирательным или иным законом, если они не предусмотрены конституцией либо если конституция не предусматривает установления их законом. Однако на практике, подобное случается, в странах, где не получил развития конституционный контроль.

Лицо, за которым конституцией признано право голоса, называется избирателем. В большинстве случаев избирателями могут быть только граждане данной страны, но все чаще право голоса на выборах органов местного самоуправления предоставляется и постоянно проживающим в данной местности иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Совокупность избирателей страны или территориальной единицы называется их избирательным корпусом (иногда электоратом). Различаются юридическийизбирательный корпус - совокупность избирателей внесенных в списки (зарегистрированных), фактическийизбирательныйкорпус - совокупность голосующих избирателей, и потенциальный избирательныйкорпус - совокупность всех избирателей, как зарегистрированных, так и по каким либо причинам не зарегистрированных.

Крайнее проявление формализма заключается в том, что официальная наука и само государство исходят из такой юридической концепции, которая ставит знак равенства между понятиями «избирательный корпус» и «народ», хотя при этом миллионы взрослого и здорового населения обеих полов оказываются лишенными своих избирательных прав по каким либо основаниям. Главным основанием ограничивающим всеобщее избирательное право(как уже отмечалось выше) являются цензы, представляющие собой требования, которым должен отвечать гражданин для получения права участия в выборах.

Существуют общие требования, которые регламентируют активное избирательное право - право голосовать, и дополнительные требования, которые предъявляются к кандидатам на выборные должности – пассивное избирательное право.

Некоторые авторы делят избирательные цензы на две группы. Одна из них – естественные избирательные цензы, а другая – произвольные избирательные цензы, т.е. не совсем естественные, ограничивающие права и свободы граждан. К избирательным цензам первой группы следует отнести – возрастной ценз. Возрастной ценз – это установленное законом требование, согласно которому право участия в выборах предоставляется лишь по достижении определенного возраста.

Законодательство капиталистических стран устанавливало ранее высокий возрастной ценз, равный 20-25 годам. Тем самым от участия в выборах отстранялись широкие слои молодежи. То есть, та часть общества, которая более всего подвергается воздействию безработицы и прочих социальных зол и как следствие более нестабильная.

После окончания второй мировой войны, в результате общего подъема демократического движения и под влиянием опыта социалистических стран, начался процесс снижения избирательного возраста. Возрастной ценз в Великобритании был снижен с 21 года до 18 лет, законом о народном представительстве 1969 года, в ФРГ – путем изменения ст. 38 основного закона в 1970 году, в США – первоначально законом об избирательных правах в 1970 году, а затем 25-ой поправкой к конституции в 1971 году, во Франции – законом № 74-631 от 5 июля 1974 г., в Греции – законом 1982 года. За последние годы снижен возрастной ценз в Италии, Бельгии, Финляндии, Австрии, Нидерландах, Канаде, Австралии и др. Снижение избирательного ценза привело к существенному увеличению избирательного корпуса – в США на 12 млн., в ФРГ более чем на 4 млн., в Великобритании на 3 млн. человек. В ряде государств за последние полтора десятка лет возрастной ценз был снижен до 20 (1987 г. – Турция, 1991 г. – Камерун, 1992 г. - Марокко) либо до 18 лет (1984 г. – Исландия, 1988 г. – Индия, 1991 г. – Сенегал, Швейцария). Существуют страны, где активное избирательное право предоставлено 16-летним (Бразилия – факультативно, Куба, Иран). Вместе с тем нельзя сказать, что данная тенденция является универсальной: в Латвии после установления независимости минимальный возраст избирателей был повышен с 18 лет до 21 года (ст. 8 конституции Латвии)

По данным Межпарламентского Союза, проведшего в 1992 году исследование в мировом масштабе и получившего ответы от 150 государств (из 186), в 109 государствах активное избирательное право признавалось за лицами старше 18 лет, лишь в нескольких – за лицами старше19-21 года, а в Бразилии, Кубе, Иране и Никарагуа правом голоса пользуются с 16 лет.

Достаточно сложно оценить достоинства и недостатки введения низкого возрастного ценза. Во многом установление того или иного возраста обусловлено особенностью менталитета населения и политической ситуацией в конкретной стране. Расширение избирательного корпуса в развитых странах за счет молодежи не сыграло какой-либо существенной роли, поскольку эта категория избирателей отличалась достаточно высоким уровнем абсентеизма и низкой политической активностью.

Как правило для получения активного избирательного права требуется достижение соответствующего возраста на день выборов. Например согласно предложению третьему § 2 гл. 3 шведского конституционного закона Форма правления 1974 года, на выборах в Риксдаг «не имеет права голоса лицо, не достигшее восемнадцатилетнего возраста ко дню выборов ...» В Австрии же в соответствии с предложением первым ч. 1 ст. 26 Федерального конституционного закона избирательное право принадлежит лицам мужского и женского пола, которым исполнилось 19 лет к началу избирательной кампании.

Для пассивного избирательного права возрастные цензы намного выше. Чтобы занять, например, президентскую должность, в Италии требуется достижение 50-летнего возраста. Смысл возрастного ценза понятен: что бы решать вопрос о том, кому вверить управление государством или даже небольшой общиной, а тем более - чтобы осуществлять такое управление, необходим определенный уровень зрелости человека, определенное количество накопленной им информации об окружающем мире, определенный навык в решении жизненных проблем и определенная способность понимать эти проблемы. Все это дается с возрастом, хотя и с разным возрастом у разных людей. У некоторых зрелость наступает очень рано, у других наоборот, очень поздно, но закон ориентируется не на частные случаи , а на общие тенденции.

Верхний возрастной предел для избрания в государственные органы или для пребывания в их составе, как правило, в демократических государствах не устанавливается. Опыт последних десятилетий в таких странах, как Германия, США, Индия, дает примеры занятия первых должностей в государстве (главы государства, главы правительства), притом успешного, лицами на седьмом, восьмом и даже девятом десятке лет жизни. Гарантия от маразматических правителей - не в конституционных и законодательных ограничениях возраста для избираемых лиц, а в демократическом политическом режиме, который реально достижим только при достаточно высоком уровне политической культуры общества.

Ценз оседлости представляет собой устанавливаемое государством требование, согласно которому избирательное право предоставляется только тем гражданам, которые проживают в той или иной местности в течение определенного времени. Подобный ценз существует во многих странах, однако его содержание и практическое применение в каждом государстве имеет ряд особенностей.

Для получения активного избирательного права на парламентских выборах, требуется постоянное проживание в соответствующем избирательном округе (США – 1 мес., ФРГ – 3 мес., во Франции – 6 мес., в Канаде – 12 мес.). В ряде стран ценз оседлости не детализируется и сводится к общему требованию иметь постоянное жительство. Например в Ирландии избиратель обязан иметь «место для сна», в Бельгии – постоянно проживать в коммуне не менее шести месяцев, в Финляндии – не менее одного года. В отдельных странах ценз оседлости сформулирован еще шире (так в Норвегии необходимо проживать в стране не менее 10 лет). В некоторых странах данный ценз выражен в косвенной форме. В Великобритании избиратель должен зарегистрироваться в течение определенного периода и, если он в это время отсутствовал, то участия в выборах не принимает (но это правило имеет ряд исключений).

Наличие подобного ценза достаточно объяснимо, поскольку человек должен прожить определенный временной минимум в данном городе, районе для того, чтобы узнать какую-то специфику этого города, чтобы почувствовать себя членом этой городской или сельской общины. Особенно это касается выборов в местные органы.

Ценз оседлости имеет широкое распространение. В некоторых странах не устанавливается конкретная продолжительность времени, а требуется постоянное проживание. Но, постоянное проживание не означает требования постоянной прописки, поскольку института прописки, как такового, за рубежом не существует. Под постоянным подразумевается, проживание человека в конкретной квартире или в доме и наличие постоянной работы, может быть, в течении месяца или двух. Главное, что этот человек ощущает себя жителем данной местности, и в качестве такого постоянного жителя его воспринимают окружающие. Иначе говоря, постоянное проживание связано с образом жизни. Постоянно проживающим не может быть турист или гость, хотя бы долго живущий в этой местности. Постоянное проживание – это « укоренение» человека на данной территории.

Кстати, иногда даже из-за небольшого срока (1-2 месяца) значительные категории граждан не участвуют в выборах. К примеру в США существует значительный контингент сезонных рабочих, переезжающих с места на место в связи с уборкой урожая, и они не участвуют в выборах. Вообще в США не участвует в выборах большое количество людей, проживающих в передвижных домах (трейлерах). Эти люди (по некоторым данным их около 6 миллионов) практически не участвуют в политической жизни.

Иногда встречаются какие-то особые требования к цензу оседлости. Например, как упоминалось выше, в Ирландии избиратель обязан иметь «место для сна». Здесь можно предположить, что бродяги без определенного места жительства не будут участвовать в выборах. Но в данном случае имеются в виду наемные сельскохозяйственные рабочие живущие на чужих фермах. Поскольку эти люди проживают не в своих домах, то, исходя из толкования данного правила, они лишаются активного избирательного права.

Тем не менее цензы оседлости обнаружили тенденцию к сокращению и исчезновению, по крайней мере на всеобщих выборах.

С цензом оседлости не следует смешивать ценз гражданства, в соответствии с которым к выборам допускаются лишь лица, состоящие в гражданстве данного государства не менее установленного законом срока. этот ценз не связан с длительностью проживания в стране, да и вообще не требует сам по себе этого проживания. Например согласно части первой разд.2 и части третьей разд. 3 ст. Конституции США 1787 года, членом Палаты представителей Конгресса США может быть избрано лицо, состоящее в гражданстве США не менее 7 лет, а сенатором – не менее 9 лет. В Аргентине натурализованные граждане получают право голоса лишь спустя три года после получения гражданства, в Тунисе – через пять лет, в Таиланде такие граждане избирательного права вообще не получают.

В сравнительном исследовании изданном Межпарламентским союзом в 1967 г., отмечалось: «Чтобы иметь право голоса, нужно быть гражданином страны, ни в одной стране право голоса не предоставляется иностранцам». В настоящее время данный тезис не является бесспорным. В ряде стран право участвовать в голосовании приобретают иностранцы, проживающие на территории страны в течение определенного срока и уплачивающие налоги. Как правило речь идет о предоставлении права участвовать в местных выборах (Венгрия, Финляндия, Испания). Однако встречаются и иные подходы. В Новой Зеландии иностранцы могут зарегистрироваться в качестве избирателей на выборах в парламент, если они постоянно проживают в стране не менее года, причем не менее трех месяцев в том округе где они хотят зарегистрироваться. В Великобритании граждане Содружества постоянно проживающие в стране, могут участвовать в выборах поскольку они не рассматриваются в качестве иностранцев. В Перу, Боливии допускается участие в выборах граждан других латиноамериканских государств на основании международных договоров.

Во многих случаях унифицированные подходы были разработаны на наднациональном уровне в рамках региональных объединений. В 80-е годы в соответствии с рекомендацией Северного совета подобные изменения в свое законодательство внесли Финляндия и Скандинавские страны. В 1988 г. Европарламент одобрил резолюцию, предоставляющую право гражданам государств- членов Евросоюза, голосовать на выборах в Европарламент и на местных выборах в стране проживания в рамках ЕС. В дальнейшем заложенный в резолюции подход нашел отражение в Маастрихтском договоре и в конституциях стран-участников (Испания, Франция).

Имущественный ценз устанавливавшийся на заре конституционного строя, заключается в требовании, чтобы избирателю принадлежало имущество не ниже, чем на определенную законом сумму, или чтобы он уплачивал определенного размера налоги. Считалось, что люди, не имеющие в своей собственности достаточного имущества, не могут быть причастны к управлению государством. Имущественный ценз долгое время существовал практически во всех станах, где существовали парламенты. Он означал, что в выборах участвовали только определенные группы лиц, те что сейчас называются средним классом. Только достаточно имущие люди могли избирать и быть избранными. Имущественный ценз определялся достаточно просто - суммой выплачиваемого налога. Если вы выплачиваете определенную сумму, значит вы достойный человек и можете участвовать в политических делах.

С развитием цивилизации и техники, с сокращением продолжительности рабочего дня, с ростом профсоюзного движения имущественные ограничения стали выглядеть неприлично. После первой мировой войны они практически исчезли. Имущественный ценз в открытом виде сейчас практически не существует. В некоторых странах он применяется лишь по отношению к кандидатам в депутаты, т.е. в сфере пассивного избирательного права. Например, для регистрации кандидата в президенты в Аргентине требуется предъявить доказательства об определенной сумме годового дохода, как свидетельство того, что человек стремиться стать президентом не для обогащения, а для служения народу. Это представляется справедливым. Такое требование о выплате определенной суммы налога до сих пор действует в избирательном праве Австралии, Колумбии, Мексики, Новой Зеландии, Коста-Рики.

Первоначально избирательное право было чисто «мужским» и совершенно не распространялось на женщин. Ценз пола долгие годы был одним из наиболее прочных и стойких ограничений избирательного права в капиталистических странах. понадобилась длительная борьба чтобы пробить первую брешь. В 1893 году этот ценз был отменен в Новой Зеландии.

До первой мировой войны женщины имели избирательное право лишь в немногих государствах. В основном это были скандинавские страны (Норвегия, Исландия, Финляндия, Дания), а также Австралия и Новая Зеландия. После первой мировой войны во многих странах женщины добились предоставления им избирательного права. Первыми были голландские женщины - они получили право голоса в 1917 году, женщины Великобритании - в 1918 году, в Германии - в 1919 году, в США - в 1920 году, в Швеции - в 1921 году. Дальнейшее расширение прав женщин произошло опять после мирового катаклизма - после второй мировой войны. Французские женщины получили избирательное право в 1944 году, итальянские в 1945 г., японские 1946 г. В Европе дольше всех боролись женщины за получение избирательного права в Швейцарии. Они получили право голосовать лишь в 1971 году. Впервые вопрос о праве голоса для женщин в Швейцарии был поднят еще в 1919 году. Но его решение затянулось на полвека, хотя по этому поводу было проведено несколько десятков общенациональных референдумов и опросов. Однако, поскольку в этих референдумах принимали участие только лица, обладающие избирательным правом – мужчины, они упорно противились предоставлению избирательного права женщинам. Кстати говоря, предоставление женщинам избирательного права в 1971 году, еще не означало, что женщины сразу получили избирательное право во всех швейцарских кантонах, и на всех уровнях выборов. Полученное право касается только федерального уровня – уровня избрания в федеральный парламент. В некоторых же «глубинных» кантонах женщины еще долго не допускались к решению местных проблем.

В ряде стран Ближнего Востока не только женщины но и мужчины не имеют права голоса, поскольку там пока вообще не существует никаких выборов. К примеру в Саудовской Аравии или Объединенных Арабских эмиратах. В Кувейте женщины не имеют права голоса, хотя мужчины участвуют в выборах. Кувейт при этом может сослаться на исламскую традицию. Как ни странно, вплоть до 1986 года не имели права голоса женщины высокоразвитой и цивилизованной европейской страны – княжества Лихтенштейн. Очевидно, такова была местная традиция, и женщины там за право голоса не боролись.

В некоторых странах были и есть особые нормы ущемляющие права женщин. Например на Гаити женщин могут избирать только в местные органы власти. В Гватемале до недавнего времени существовало своеобразное правило - в выборах участвуют только грамотные женщины, а мужчины - любые. В Коста-Рике и Сальвадоре существовало правило: в выборах принимают участие замужние женщины, достигшие 25 лет, а незамужние - только с 30 лет.

С имущественным цензом тесно связаны образовательный ценз, и представляющий собой его разновидность ценз грамотности. Образовательный ценз предполагает допущение к выборам лиц, обладающих установленным объемом образования. По мере того, как начальное и затем основное образование становилось бесплатным и обязательным, этот ценз утрачивал свой имущественный характер. Впрочем, в настоящее время он не встречается или почти не встречается. Что же касается ценза грамотности, предполагающего умение читать и писать на государственном языке, а иногда понимать и истолковывать конституцию страны, то он наблюдается не столь уж редко когда речь идет о пассивном избирательном праве.

В некоторых случаях от кандидата требуется удостоверение о том, что у него есть хотя бы среднее образование, а для избрания на некоторые должности – диплом о высшем образовании (например на должность президента).

В ряде стран, где очень высок процент неграмотных, их допускают голосовать безо всяких условий, более того, облегчают им возможность выбора. В конституции Эквадора записано, голосование обязательно для умеющих читать и писать и факультативно (желательно) для неграмотных. В Перу после принятия новой конституции в 1980 году к избирательным урнам были допущены неграмотные(около миллиона человек). В Индии, где также очень много неграмотных, голосование для них упрощается тем, что каждая партия, каждый кандидат должен иметь свой символ(некий иероглиф), и бюллетени, помимо надписей, имеют графический знак, по которому ориентируются избиратели.

Иногда, хотя и очень редко, встречаются религиозные цензы. Например в исламской республике Иран, для того, чтобы быть избранным в иранский парламент, нужно быть мусульманином и необходимо активно исповедовать ислам. Там свыше 90% членов парламента служители культа, священники, исповедующие ислам.

Еще не так давно в некоторых странах встречался расовый ценз. В Южно-Африканской Республике до недавнего времени существовала система апартеида, согласно которой черное - коренное население этой республики не участвовало в выборах. К слову, парламент этой республики на тот момент состоял из трех палат. Первую составляли представители белого меньшинства, вторую – цветные (мулаты) и третью – выходцы из Индии. А для коренного населения палаты не было. В настоящее время выборы там проводятся по принципу «один человек – один голос».

Существует такое понятие как «моральные цензы». Моральные цензы предусматривают недопущение к выборам лиц, совершающих какие-либо аморальные поступки. Статья 48 конституции Италии предусматривает возможность лишения права на участие в голосованиях в случае совершения недостойных поступков, указанных в законе. В Исландии от избирателя требуется, что бы он вел хороший образ жизни, обладал добрым нравом и свободно распоряжался своим имуществом (т.е. не состоял под опекой), в Мексике не голосуют лица злоупотребляющие наркотическими веществами, В Нидерландах – лишенные родительских прав и т.п. Если большинство указанных признаков могут быть более или менее точно юридически установлены, то такой критерий, как добрый нрав, поддается достаточно произвольному истолкованию.

Так в законодательных актах некоторых штатов США (Алабама, Коннектикут, Луизиана) требуется, что бы у избирателя был «хороший характер». Это расплывчатое требование, туманно сформулированное, и иногда, к примеру, используя данный предлог, человек, поругавшийся с соседями, может быть лишен права участия в выборах. В других штатах США существует иная разновидность «морального ценза» – ценз добропорядочности. Это требование к избирателю также довольно туманно, под видом его невыполнения может быть лишен избирательного права человек, ведущий, с точки зрения соседей, не совсем скромный образ жизни.

Как правило, лишаются избирательных прав лица, отбывающие наказание лишением свободы по приговору суда. Согласно ч.1 ст.3 британского Акта о народном представительстве 1983 года «лицо, находящееся в заключении, которое оно отбывает в исправительном учреждении во исполнение приговора, не может голосовать на законном основании на любых парламентских выборах или на выборах в органы местного самоуправления». Кроме того, лицо может быть по приговору суда лишено публичных (включая избирательные) прав, либо действие для него этих прав может быть приостановлено без лишения свободы. Например согласно п. 4 и 6 части первой ст. 38 Политической Конституции Мексиканских Соединенных Штатов 1917 года, права и привилегии граждан (в том числе и избирательные ) приостанавливаются, в частности, в случае бродяжничества или систематического пьянства, установленных в предусмотренных законом порядке, а также в результате вынесения окончательного приговора, который предусматривает такое приостановление в качестве меры наказания.

В ряде стран избирательных прав лишены военнослужащие – ценз для военнослужащих. Есть доводы за и против такого ценза. С одной стороны, в современном мире многие армии построены на профессиональной основе, они невелики и участие или неучастие военнослужащих в выборах в этих странах существенно не влияет на их результаты. В современном мире военнослужащие чаще лишаются пассивного избирательного права. Это нам представляется вполне справедливым, поскольку военная служба не должна быть связана с политикой. Если человек желает участвовать в политическом процессе, то он должен «снять шинель», отказаться от карьеры военной и заняться карьерой политической.

Рассмотренные цензы представляют собой ограничения и активного и пассивного избирательного права. К последнему, кроме всего прочего, относится и такое специфическое ограничение, как несовместимость.

Несовместимость должностей означает запрет лицам, получающим посты в результате выборов, занимать определенные должности в течение всего срока полномочий. Она направлена на более широкое осуществление принципа разделения властей в рамках государственного механизма, а также - в определенных случаях - на обеспечение юридически равных возможностей для участия кандидатов в избирательной кампании. Требование несовместимости должностей не увязывается с вопросом о действительности результатов голосования, оно лишь означает необходимость выбора между двумя должностями, который следует сделать либо до, либо после выборов. Например, в Бразилии министры, губернаторы и государственные секретари, которые намерены баллотироваться в Национальный конгресс, должны оставить свой пост за 6 месяцев до начала выборов. Во Франции депутат, подпадающий с момента своего избрания под один из случаев несовместимости, должен сложить с себя обязанности в течение 15 дней или после избрания, или после решения Конституционного совета, если его избрание опротестовано.

В законодательстве ряда стран содержатся положения, гарантирующие, что избрание на выборную должность не наносит ущерба карьере государственного служащего (Франция, Германия, Нидерланды). Эти лица считаются находящимися в отпуске или откомандированными, но за ними сохраняются права, связанные с дальнейшим продвижением по службе и пенсионным обеспечением.

Другое ограничение пассивного избирательного права - неизбираемость. Речь при этом идет не об общем отсутствии пассивного избирательного права вследствие, например недостижения возраста, отсутствия гражданства и т.п., а о случаях специальных.

Неизбираемость представляет собой исключение или ограничение возможности баллотироваться в качестве кандидата. Различают абсолютную (невозможность баллотироваться во всех избирательных округах) и относительную неизбираемость(запрет баллотироваться в определенных избирательных округах). Примером первой может служить запрет баллотироваться в генеральные кортесы членам королевской семьи Испании, внесенным в гражданский реестр(ст. 6 органического закона от 19 июня 1985 года № 5 о режиме всеобщих выборов). К относительной неизбираемости относится положение конституции Мексиканских Соединенных Штатов о том, что губернаторы штатов не могут быть избраны в состав палаты депутатов по округу подведомственного им штата в течение всего времени исполнения ими своих обязанностей, даже в том случае, если они выйдут в отставку(п. 5 ст. 55). Как отмечается в литературе, если целью закрепления абсолютной неизбираемости является обеспечение независимости члена представительного органа, то относительная неизбираемость направлена на охрану свободы избирателя, ограничение возможностей кандидата использовать служебное положение при проведении избирательной кампании. Нарушение условий неизбираемости во всех случаях влечет недействительность выборов и лишение мандата.

 

2. Принцип свободного участия в выборах и обязательный вотум.

 

Этот принцип связан с активным избирательным правом. Принцип свободных выборов означает, что избиратель сам решает, участвовать ли ему в избирательном процессе и если да, то в какой мере. Отсюда вытекает, что при определении результатов выборов не следует принимать во внимание, какой процент избирателей проголосовал: если хотя бы один проголосовал, то выборы состоялись. Этот принцип, в частности, характерен для многих стран с англо-саксонской правовой системой, хотя и не только для них. Он обычно сочетается с добровольной регистрацией избирателей.

Неучастие в выборах называется абсентеизмом. На его уровень влияют различные причины, но чаще всего политические и экономические обстоятельства. Такое поведение может быть как аполитичным, так и политическим. В первом случае избиратель не идет на выборы либо потому, что ему что-либо помешало (болезнь, отъезд, отдаленность избирательного участка и т.п.), либо потому, что просто его это не интересует. Во втором же случае избиратель использует свое неучастие в выборах как политическую демонстрацию, когда его не устраивают выдвинутые кандидатуры, их позиции, когда он считает, что в сложившейся обстановке выборы не могут быть честными.

Чтобы уменьшить аполитичный абсентеизм, вводятся такие институты, как голосование по почте, голосование по доверенности.

В ряде стран предусмотрен обязательный вотум, то есть юридическая обязанность избирателей принять участие в голосовании. При этом составители Конституции Итальянской Республики 1947 года, сочли обязательный вотум совместимым с принципом свободных выборов, записав в части второй ее ст. 48: «голосование - личное и равное, свободное и тайное. Его осуществление является гражданским долгом».

В качестве наказания возможно общественное порицание: список не явившихся на голосование лиц вывешивается у здания суда или мэрии, публикуется в местных газетах, хотя эта мера является недостаточно действенной. Объявление порицания с вызовом в суд – несколько более действенная мера, но если количество абсентеистов велико, то и она производит слабое впечатление. Применяется лишение судом на определенный срок избирательных прав. Этот способ эффективен. Дело не в том, что избиратель и без лишения его избирательного права не ходит на выборы, а в том, что в случае лишения по суду избирательных прав он не может быть принят на государственную и муниципальную службу, причем не только классифицированную, но и обычную (например, учителем в государственной школе). Применяется также наложение штрафа за неявку. Штраф налагается судом в соответствии с размерами, установленными в законе. В Турции в пересчете на доллары США это приблизительно 14 долларов, в Египте – менее 1 доллара, но и такие суммы значительны для бедняков. В великом герцогстве Люксембург (государстве), где уровень жизни очень высокий, штраф составляет приблизительно 80 долларов США за неявку в первый раз и 240 долларов – во второй. В некоторых развивающихся странах за неявку избирателей на выборы предусматривалась даже возможность тюремного наказания (в Пакистане в 1984 г.).

Наказания при обязательном голосовании распространяются не на всех. В ряде стран для определенной группы лиц голосование является факультативным (например, в Бразилии для лиц в возрасте 16 – 18 лет и старше 70 лет). Они не могут быть наказаны за неявку на выборы.

Как бы то ни было, участие избирателей в голосовании там, где установлен обязательный вотум, достигает 90% и более. Однако легитимность власти, обеспечиваемая таким образом, представляется во многом искусственной. Если человеку все равно, кто будет избран, если он даже не желает знать, что собой представляют баллотирующиеся кандидаты и их программы, то голосовать он будет скорее всего не по собственному убеждению, которое отсутствует, а по совету соседа, священника или кого-нибудь еще, легко станет объектом манипулирования. Правильно считается, что аполитичные абсентеисты присоединяются к любому большинству тех, кто желает выбирать и знает, кого хочет выбрать. Что же касается неучастия в выборах по политическим мотивам, то разумнее все же участвовать, голосуя против всех кандидатов. Этим скорее можно добиться назначения новых выборов.