Общие положения предпринимательского права

1. Понятие предпринимательского права

Предмет предпринимательского права – это совокупность общественных отношений, регулируемых данной отраслью права.

Предпринимательское право , как отрасль права – это совокупность правовых норм регулирующих предпринимательские отношения, тесно с ними связанные иные, в том числе некоммерческие отношения, отношения по государственному регулированию предпринимательской деятельности, а также внутрихозяйственные отношения.

В предпринимательском праве используются несколько методов правового регулирования:

1) Метод обязательных предписаний, при котором с помощью императивных норм устанавливаются требования к процессу осуществления предпринимательской деятельности, права и обязанности её участников

2) Метод автономных решений (метод согласования) при котором с помощью диспозитивных норм регулируются отношения равноправных хозяйствующих субъектов

3) Метод рекомендаций при котором одна сторона правоотношений предлагает другой стороне определённую модель поведения, которая может быть принята или отвергнута

4) Метод запретов

Легальное определение предпринимательской деятельности дано в ст.2 ГК РФ.

Предпринимательская деятельность – это самостоятельная осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имущества, продажи товаров, выполнение работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Признаки предпринимательской деятельности:

a) Самостоятельность

b) Риск

c) Направлена на систематическое получение прибыли

d) Легализованный характер

e) Имущественная ответственность

 

2. Принципы предпринимательского права – это основополагающие начала, пронизывающие весь массив правовых норм:

· Свобода предпринимательской деятельности

· Принцип признания многообразия и признания юридической собственности

· Принцип единого экономического пространства, т.е. свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств на всей территории РФ

· Принцип свободной конкуренции и ограничение монополистической деятельности

· Принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности

· Принцип законности

 

3. Хозяйственные (предпринимательские) правоотношения – это урегулирование норм гражданских правоотношений, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, тесно с ней связанной деятельностью неккомерческого характера, внутрихозяйственные отношения, отношения по государственной регулированию предпринимательской деятельности.

Правоотношения в каждый отрасли права имеют своих субъектов, специфические объекты и выделяющиеся по своему содержанию конструкции с объективными правами и обязанностями. В хозяйственном правоотношении участвуют субъекты, ведущие предпринимательскую деятельность, а так же государства и муниципальные образования. Объектами хозяйственных правоотношений могут быть вещи, включая деньги, ценное имущество, действия обязанных субъектов, собственная деятельность субъектов права, неимущественные блага используемые при ведении хозяйственной деятельности (фирменные наименование, товарный знак, коммерческая тайна и т.д.).

Основанием возникновения хозяйственных прав и обязанностей являются юридические факты. Действия участников подразделяются на правомерные и неправомерные.

В науке предпринимательского права хозяйственные правоотношения по их конструкции объекта и содержания классифицируются следующим образом:

1) Абсолютные вещные правоотношения. Для них характерны, что субъект в нём реализует право на имущество в соответствии с законом, определяющим ему меру возможного поведения, по владению, пользованию и распоряжению. Данные отношения связаны с производством, обменом, распределением и производственным потреблением.

2) Абсолютно-относительные вещные правоотношения. К их числу относят правоотношения, складывающиеся при реализации права хозяйственного ведения или оперативного правления. Они являются таковыми потому что субъект такого права реализует свои возможности вне взаимодействия с другими субъектами. Он владеет, пользуется и распоряжается имуществом абсолютно, не согласуя своих возможностей ни с кем, кроме собственника, с которым он состоит в относительных правоотношениях.

3) Абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности. Здесь характерно что они складываются по поводу ведения собственной деятельности, которая выступает в качестве объекта правоотношений.

4) Неимущественные хозяйственные правоотношения складываются по поводу неимущественных благ, используемых субъектами хозяйствования в своей деятельности, таких как фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.д. Никто кроме субъекта, носителя этих прав, без его разрешения не может воспользоваться фирменным наименованием, знаком обслуживания и разглашать и использовать коммерческую тайну в своей деятельности.

5) Хозяйственные обязательства. В зависимости от того, какую сферу взаимодействия субъектов предпринимательского права они обслуживают подразделяются на 4 вида:

· Хозяйственно-управленческие обязательства порождаются актами государственных органов, органов местного самоуправления, которыми осуществляется регулирование предпринимательской деятельности (налоговые акты, антимонопольные службы)

· Внутрихозяйственные обязательства могут устанавливаться в силу актов хозяйственного руководства, сдаваемых организацией в адрес своих подразделений и на основе внутрихозяйственных договоров между цехами, участками, бригадами и т.д. В данных обязательствах для одной стороны характерны обязанности выполнения работ, оказания услуг, а для другой – обеспечение условий их выполнения. Обязательства могут быть и взаимными. К данным отношениям можно также отнести правоотношения, основанные на факте участия лица в хозяйственном обществе, кооперативе.

· Территориально-хозяйственные обязательства. Представляют собой отношения территориальных субъектов между собой и с организациями. Данные обязательства в большинстве случаев имеют основания возникновения – договор, и только в случаях прямо предусмотренных законом – акт органов власти или местного самоуправления

· Оперативно-хозяйственные обязательства. Возникают между несоподчинёнными субъектами хозяйствования в силу хозяйственных договоров, так как основным средством сотрудничества стал договор.

4. Источники предпринимательского права

1) Конституция РФ

2) Федеральные законы (гражданский кодекс т.д.)

Закон об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о производственных кооперативах, о государственных муниципальных предприятиях, о рекламе, об аудиторской деятельности, о коммерческой тайне, об информации, информатизации и защите информации, товарных знаков и знаков обслуживания и наименования мест происхождения товаров, о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках

3) указы президента

4) приказы (приказ Минфина об утверждения положения бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в РФ)

5) обычай делового оборота (не закреплено законодательством)