ТЕОРИЯ МОНОПОЛИИ. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

В экономической жизни монополия выступает как крупное предприятие или объединение, союз крупных предприятий, которые производят значительную часть продукции данной отрасли и обладают определенными экономическими преимуществами. Монополия — рыночная структура, при которой одна фирма является поставщиком продукта не имеющего близких заменителей. Ситуация с един­ственным продавцом товара называется чистой монополией.

Термин "монополия” в буквальном смысле слова означает "един­ственный продавец товара"._ В современных условиях он используется для обозначения различных рыночных ситуаций. Основными признаками монополизма выступают монопольные цены и монопольные прибыли.

Критерием оценки степени монополизации в настоящее время служит доля хозяйственной единицы в производстве и в объеме продаж. Например, в соответствии с законодательством ФРГ доминирующее положение предприятия или группы предприятий на рынке возникает, если на одно из них приходится свыше 1/3 всего оборота на рынке. В США в течение нескольких десятилетий этот показатель останавливался исходя из доли четырех крупнейших фирм. В отечественной хозяйственной практике рекомендуется рассматривать в качестве занимающих доминирующее положение на рынке тех участников хозяйственного оборота, доля которых составляет свыше 70 %.

Технологическая монополия (техническая, производственная) разновидность естественной монополии. В этом случае предприятие (объединение) контролирует производство и реализацию определенной продукции. Специфика технологии производства такой продукции обусловливает крупные размеры предприятия.

Экономическая монополия — возникает либо в силу договора меж tv различными хозяйствующими субъектами, либо в результате конкуренции по поводу соглашений о квотах, ценах, рынках сбыта.

На практике существуют и другие виды монополий, например закрытая (защищенная юридическими нормами, ограничивающими конкуренцию) и открытая (при которой одна из фирм становится единственным поставщиком продукта, но не имеет специальной за щиты от конкуренции).

Предпринимательская монополия— рынок, при котором одна или несколько фирм контролируют основную долю в отрасли.

Двусторонняя монополия — представляет собой рыночную ситуацию, в которой единственному продавцу (монополисту) противостоит единственный покупатель (монополист).

Государственная монополия— рынок, когда государство является единственным продавцом какой-либо продукции на территории страны.

Монополии устанавливают монопольные цены, состоящие и издержек и монопольной прибыли. В структуре монопольной прибыли можно выделить:

среднюю прибыль, избыточную прибыль и монополистическую сверхприбыль. Первую присваивают все обычные предпринимательские фирмы в условиях внутри- и межотраслевой конкуренции. Вторая представляет собой разницу между общественными и индивидуальными издержками производства данной фирмы. Третья специфическая форма, когда в пользу монополии через монопольную цепу присваивается часть прибыли, создаваемой на других предприятиях.

Монопольная цена устанавливается не произвольно, а определяется характером издержек и условиями спроса. Цена в условиях монопольной власти всегда выше, чем в условиях совершенной конкуренции. В некоторых случаях фирмы устанавливают разные цены для различных покупателей, т. е. проводят ценовую дискриминацию.

Для проведения ценовой дискриминации необходимы следующие условия:

• продавец должен быть монополистом;

• продавец должен быть в состоянии разделить покупателей на группы;

• невозможность перепродажи товара;

• обладание монопольной властью, т. е. способностью контролировать производство и ценообразование. Различают три вида ценовой дискриминации:

• непреднамеренная, или совершенная, — когда на единицу однородного товара устанавливается цена, равная цене спроса;

• установление ценовых скидок;

• разделение покупателей на отдельные группы и установление соответствующих цен.

Важное экономическое последствие монополизма состоит в том, что монополист считает более выгодным продавать меньший объем продукции по более высоким ценам. Это означает, что монополия использует ресурсы менее рационально, чем конкурирующая фирма.

Монополия — это, как правило, крупная фирма, поэтому она может добиться низких издержек благодаря положительному эффекту масштаба (мелкие фирмы не получили бы такого эффекта). Но данный эффект не достигается полностью. Монополией трудно управлять, контролировать ее деятельность. Монополист в меньшей степени стремится внедрять новые технологии, чем предприниматель в условиях конкуренции. Поэтому его фактические издержки больше, чем минимальные. Издержки повышаются во многом и благодаря тому, что монополия осуществляет затраты на поддержание барьеров, препятствующих проникновению в отрасль других компаний.

Ряд экономистов считают, что отсутствие конкуренции и желание монополиста полностью использовать имеющееся оборудование ослабляют стимулы к научно-техническому прогрессу, нововведе­нии. Другие полагают, что, имея огромные финансовые средства, монополия располагает большим возможностями вести научные исследования, внедрять достижения науки и техники.

Негативные последствия монополизма приводят к искусственному образованию дефицита продукции и взвинчиванию цен; создают угрозу конкуренции, а следовательно, и эффективности производства; возводят барьеры, препятствующие вхождению в отрасль, что при отсутствии конкуренции может привести к задержке научного технического прогресса. Поэтому государство во всех странах проводит антимонопольную политику.

Антимонопольное регулирование — специфическая форма государственного контроля и регулирования рыночных отношений, структуры рынка, уровня и масштабов конкуренции с целью повышения эффективности экономики. Его можно определить и как реализацию государством комплекса экономических, законодательных и административных, направленных на обеспечение развития конкуренции, недопущение, чрезмерной монополизации рынка

и злоупотребления монопольной властью со стороны хозяйствующих субъектов.

Антимонопольное регулирование осуществляется практически w всех странах, базируясь либо на антитрестовском законодательстве (США, Канада, Япония), либо на законодательстве по борьбе с ограничительной хозяйственной практикой (скандинавские страны), либо на соответствующих нормах, закрепленных крупными международными соглашениями (ЕС, ВТО).

Главным инструментом антимонопольного регулирования является антимонопольное законодательство, впервые принятое в конце XIX в. в Канаде и США. Правительства в этих странах установили ряд правил, относящихся к организации капитала и содержанию заключаемых договоров.

В Европе антимонопольное законодательство получило широкое развитие после Второй мировой войны. В ряде стран были приняты законы, направленные против недобросовестной конкуренции, включая мошенничество в производстве и торговле. Они были признаны предотвратить монополизацию рынка, антиконкурентное слияние компаний, сговоры о ценах и др.

Во всех развитых странах на общегосударственном уровне действуют антимонопольные органы, отвечающие за разработку и реализацию антимонопольной политики. В США — это Федеральная торговая комиссия и антитрестовский отдел министерства юстиции возглавляемый - помощником министра; в ФРГ — Федеральное управление по делам картелей; в Великобритании Департамент охраны интересов потребителей и цен, Комиссия по вопросам слияний и монополизации, Судебная палата по вопросам свободной торгоровли и ограничительных мер; во Франции — Совет по делам к и конкуренции; в Швеции — Государственное бюро по вопросам цен и картелей и Антитрестовское управление; в Японии — Комиссия по вопросам свободной торговли.

В настоящее время антимонопольное регулирование представляет собой гибкую систему постоянно действующих и мобильно перестраиваемых мер и санкций, носящих ограничительный, запретительный и поощрительный характер и основанных на принципах экономической целесообразности и эффективности. Так, объединение фирм (вертикальное, горизонтальное, конгломеративное) нельзя считать заведомо отрицательным явлением, так как оно может повысить эффективность производства за счет снижения издержек путем роста масштабов производства и приобре­тения дополнительных преимуществ, которыми обладала каждая фирма (наличие высокопрофессиональных менеджеров, оригинальных научных разработок и т.д.), способствовать решению финансовых проблем участников соглашения, дисциплинировать управляющих корпораций, совершенствовать организацию поставок и т. д.

Некоторые виды и формы монополий современная западная экономическая наука и законодательство считают нормальным явлением. Нельзя наказывать фирму, которая захватывает значительную долю рынка путем выпуска уникального товара или внедрения но­вой технологии,

Правительства многих стран, учитывая достоинства и недостатки больших компаний, не препятствуют образованию эффективного крупномасштабного производства.