Бизнес-план
Бизнес-план представляет собой документ, содержащий обоснование действий, которые необходимо осуществить для реализации какого-либо коммерческого проекта или создания нового предприятия. Как показывает практика, он нужен для всех форм и видов предпринимательства и прежде всего для того, чтобы тщательно проанализировать свои идеи, проверить их разумность, реалистичность и уменьшить тем самым риск неудачи. Другими словами, бизнес-план – это краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемой деятельности, позволяющее выбрать наиболее перспективные и оптимальные решения, а также определить средства для их достижения.
В настоящее время существует множество версий бизнес-планов по форме, содержанию и структуре. Структуру бизнес-плана можно представить следующим образом.
Титульный лист.
Резюме (описание проекта). В определенном смысле резюме представляет собой краткий обзор бизнес-плана. Как правило, начинать резюме необходимо с формулирования главной цели предполагаемой деятельности и назначения разрабатываемого бизнес-плана. Задача резюме – в сжатой форме представить основные идеи бизнес-плана, а также при необходимости привлечь внимание потенциальных партнеров, инвесторов или кредиторов.
Раздел «Виды товаров (услуг)».Описываются все товары и услуги фирмы, которые предлагаются на рынке покупателям, какие преимущества получат производитель и потребители. Фирма, которая хочет иметь стабильное положение на рынке, обычно производит несколько видов товаров, находящихся на разных стадиях жизненного цикла.
Раздел «Рынки сбыта товаров (услуг)». Направлен на изучение рынков, позволяет предпринимателю четко представить, кто будет покупать его товар и где его ниша. При составлении этого раздела необходимо оценить потенциальную емкость рынка, потенциальный и реальный объем продаж (предложения), а также определить тип рынка, где реализуется основная часть товаров и услуг фирмы, возможности дальнейшего его расширения.
Раздел «Конкуренция на рынках сбыта».Необходимо дать ответы на вопросы, касающиеся конкурентоспособности фирмы, выявить слабые и сильные стороны ведения бизнеса конкурентами и определить наиболее действенные ответные меры.
Раздел «План маркетинга». Должны быть раскрыты взаимосвязи двух сторон предпринимательской деятельности: с одной стороны, это всестороннее изучение рынка и потенциальных потребителей, с другой – всестороннее продвижение товаров (услуг) к этому потенциальному потребителю. В этом разделе бизнес-плана описывается стратегия маркетинга, заключающаяся в приведении возможностей фирмы в соответствие с ситуацией на рынке.
Раздел «Производственный план». Дается характеристика производственного процесса: приводится перечень операций, которые предполагается поручить субподрядчику с указанием адреса производственного помещения и оборудования, которое требуется купить (арендовать); перечень необходимого сырья и материалов, комплектующих изделий их поставщиков; цены на сырье и материалы; себестоимость и контроль качества производимой продукции.
Раздел «Организационный план». Речь должна идти о том, с кем вы собираетесь организовывать свое дело и как планируете наладить его бесперебойное и успешное функционирование. Необходимо привести организационную структуру, потребность в кадрах, условия и оплата труда.
Раздел «Финансовый план и финансовая стратегия». Необходимо решить ряд следующих вопросов: сколько денежных средств потребуется вложить в начальный период, сколько собственных и заемных средств и ресурсов потребуется для поддержания предприятия в работоспособном состоянии и тем самым оценить общую стоимость замысла. В плане устанавливаются баланс денежных доходов и поступлений; таблица доходов и затрат; прогнозный баланс активов и пассивов; стратегия и источники финансирования; оценка деятельности фирмы по основным финансовым показателям.
Бизнес-план может содержать и другие разделы: инвестиционный план, правовое обеспечение деятельности предприятия, оценка риска и страхование и др. То есть представленная структура не является единственной. Она может меняться в зависимости от конкретных целей, задач и объекта деятельности.