Источники права, правотворчество

Вопросы:

·Понятие формы и источника права. Системы и виды формальных источников права

·Правотворчество - понятие принципы. Субъекты и виды правотворчества.

·Правотворческий процесс — понятия и стадии.

В науке существуют различные точки зрения относительно соотношение понятий «форма права» и «источник права». Три основных подхода к пониманию «источника права»:

·предполагает что источник права некая исходная идея, воли, сила из которого протекает права(понимание источника права тесно сопряжено с пониманием сущности права). Такой подход характерен для философско-правовых доктрин.

·

·Право рассматривается с позиции действующего, позитивного права. Здесь государство выступает в качестве источника права.

·Пытается сочетать или совместить принципы позитивизма и философско-правового подхода

Мы можем рассматривать понятие формы и источника права как тождественные хотя всегда найдется человек который сможет возразить. Источник права можно рассматривать в двух аспектах: выделяют материальные источники права(социальная среда, условия в которых изначально возникает потребность в урегулировании отношений а в последующем и формируется само правило поведения ) и формальный источник права(). Формальный источник рпавв представляет собой результат правотворческой деятельности так или иначе закрепляющий норму права речь идет в данном случае как имеется ввиду письменное так и устное заключение. Приобретает необходимую формальную определенность права(обычаи, закон, судебный прецедент). Формы права:

·правовой обычай. Самый древний источник права. Обычай складывается путем постоянного однообразного массового или достаточно широкого применения конкретного правила в течении длительного времени. В ГК РФ говориться об обычаях делового оборота. В международном праве обычай рассматривается как один из основных источников права. Обычай — общеобязательное правило поведения соблюдаемое в установленном случае гражданами, должностными лицами и госорганами в силу целесообразности традиции или привычки и обеспечиваемого мерами государственной защиты

·Судебный прецедент. Можно определить как решение суда по конкретному делу используемое судами той же инстанции или ниже стоящей инстанции как образец для решения аналогичных дел. Традиционнейший для стран англосаксонской системы права.

·Нормативный правовой договор. Можно выделить внутренний договор и международный договор. Внутренний нормативный договор стал объективно востребован как источник права в условиях развития демократических федеративных отношений и представляет собой соглашение, соглашение в частности между федеральной властью и субъектами федерации. Конституция различает два вида федерально-региональных договоров. Первый: федеративный договор являющийся коллективным договором между органами государственной власти РФ и органами государственной власти её субъектов. Вторая: договоры между органами государственной власти РФ и органами государственной власти конкретных её субъектов о разграничении между ними полномочий и предметов ведения.

Международный говор и международные нормы и принципы права. Констутиция РФ: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ является составной частью правовой системы РФ.

 

Нормативно-правовой акт

Система нормативно-правовых актов предполагает иерархичность главное место в этой системе принадлежит конституции. Конституция в силу своей специфики:

·закрепляет систему правотворческих органов РФ и виды издаваемых ими нормативно-правовых актов

·закрепляет исчерпывающий перечень официально признанных источников права

·устанавливает иерархию источников права по юридической силе

·устанавливает принципы издания и вступления в силу различных источников права.

·Определяет основы и пределы правового регулирования норм отдельных источников права и пределы

·является универсальным источником права

 

Правотворчество

Правотворчество является составной частью процесса право образования. Право образование как более широкое понятие включает в себя не только правотвотворческий процесс но и весь предшествующий ему подготовительный процесс создания права. Понятие правотворчества неоднозначно. Правотворческая деятельность представляет собой процесс создания и развития действующего права как единой системы согласованных общеобязательных норм. Правотворчество — юридическая деятельность направленная на создание, изменение, поправку, прекращение действия(отмену) нормативно-правовых актов. Правотворческая деятельность осуществляется в соответствии с процедурой установленной нормативными актами. Правотворчество носит сознательно волевой и объективно исторический характер. Принципы правотворчества:

·демократизм(например референдум)

·законность(весь правотворческий процесс основывается на законах)

·профессионализм правотворчества

·научный характер правотворчества и его связь с правоприменительной практикой.

·Принцип актуальности и своевременности

·принцип соблюдения баланса частных и публичных интересов

·исполнимость

Субъекты правотворчества

соответствии со статьей 3 суверенным носителем власти является народ, исходя из этого мы и рассматриваем его в качестве субъекта правотворчества. Референдум — непосредственный источник права(федеральный, местный, региональный).

Позиция № 2 — государство. Уровни государственного правотворчества — федеральный, субъектов федерации(федеральное собрание, президент, правительство, министерства, службы и агентства), региональный(законодательные органы, исполнительные органы субъектов),.

Правотворчество гражданского общества или негосударственных органов

Выступают органы местного самоуправления и их должностные личности в рамках компетенции. Виды правотворчества:

·законотворчество — в данном случае правотворчество высших представительных органов власти(парламенты).

·Подзаконное правотворчество — динамично, оперативно. Речь идет о различных подзаконных актах принимаемых ведомствами, государственными комитетами и т.д.

·Правотворчество народа

·Правотворчество местного самоуправления(муниципальное право) — уставы, местные референдумы и т.д

·Договорное правотворчество

·Судебно-административное правотворчество.

·Делегированное правотворчество — орган законодательной власти временно передает часть своих полномочий органу исполнительной власти.

Правотворческий процесс.

Правотворческий процесс - -юридическая процедуру, т. е. Урегулированная правом последовательность совершения правотворческих действий в рамках определенных стадий.

№ 1 — правотворческая инициатива. Согласно конституции РФ право законодательной инициативы принадлежит: президент РФ, совет федерации, члены совета федерации, депутаты государственной думы, правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ, конституционный суд РФ, верховный суд РФ, арбитражный суд РФ → принятие правотворческим органом решения, необходимости создания нормативного акта, дополнений, отмена правового акта. Решение документально оформляется и вносится в планы законопроект работ государственной думы → представление в правотворческий орган проекта нормативного правового акта. Согласно регламенту государственной думы от субъекта законодательной инициативы наряду с текстом законопроекта требуется предоставить следующие документы:

·Пояснительная записка

·Перечень законов подлежащих отмене или замене в связи с принятием законопроекта

·Финансовое экономическое обоснование

·Заключение на законопроект в правительство РФ в том случае если предполагаются затраты из федерального бюджета.

→ обсуждение проекта нормативно правового акта. Как вариант — парламентские слушания с приглашением всех необходимых людей. Законопроект направляется в соответствующий профильный комитет(практики, ученые) а затем уже, после обсуждения вносится на пленарное заседание государственной думы с собственными замечаниями и предложениями.

Пленарное заседание проходит в три чтения и поправки. → принятие нормативного правового акта. В случае если парламент двух палатный то для принятия законопроекта требуется согласие обеих палат. Государственная дума → Одобрение советом федерации → Подписание президентом РФ. Президент имеет право на вето. Право вето может быть абсолютным или отлагательным. Во втором случае то отказ главы государства приостанавливает принятие. Две трети голосов и вето опрокинуто. → Промульгация. Это опубликование принятого закона в официальном публичным печатном органе в установленном законом сроки(в течении 7 дней после подписания). Вступает в силу по истечению 10 дней со дня его официального опубликования если иное не предусмотрено самим законом.