Взаимоотношение государственного управления и местного самоуправления.

Взаимоотношение государственного управления и местного самоуправления.

По конституции органы МСУ имеют иную природу, нежели государственные органы. Они исходят из гражданского общества.

Общее между государственным и местным управлением:

· Власть носит публичный характер

· Стремятся к достижению общих целей

· Используют сходные методы.

· Общее институционально-нормативное пространство.

Методы контроля государственных органов над муниципальными образованиями:

1. Законодательное регулирование. В странах, где приняты такие формы взаимоотношений, вмешательство в дела муниципальных органов минимально. Государственные органы принимают законны, а МСУ применят их самостоятельно. Единственная форма вмешательства при такой системе у государственных органов в дела муниципалитетов косвенное, через интерпретацию законов через суды или аудит (исследование деятельности муниципальных органов на соответствие законам). Основой законодательного регулирования выступает конституционное и текущее (закон о МСУ) законодательство. В России закон о МСУ есть, но его может и не быть, например, в Германии и Швейцарии закона о МСУ нет, каждый регион у них может выстраивать свою систему МСУ.

2. Административное регулирование. Путём создания правил и инструкций центральные органы детально предписывают область действий местным органам. Законность действий муниципалитетов определяется действиями определенного чиновника. Для муниципалитетов требуется постоянное одобрение решений сверху. В некоторых западных государствах преимущественно назначается специальный чиновник из центра, представитель государства в данном муниципальном образовании. Обычно это происходит в странах с большим МСУ (Греция, Бельгия). В Лондоне такого представителя нет.

3. Финансовый контроль. Полномочия местных самоуправлений почти одинаковы везде. Иногда муниципальное образование не может выполнить полный объем муниципальных полномочий. Чтобы обеспечивать равный доступ населения к таким услугам государство вынуждено давать деньги, дотации, т.е. вмешиваться в дела МСУ. В частности эту функцию несут государственные субсидии, которые даются для оплаты определенных социальных услуг. В идеале государственные органы должны соблюдать 4 принципа, чтобы не нарушить компетенцию органов МСУ:

1) Принцип нейтральности – субсидии не должны влиять на решения органов МСУ. Муниципалитеты сами распределяют средства субсидий.

2) Принцип объективности – критерии предоставления субсидии должны быть четко и ясно выделены.

3) Принцип административной управляемости – размер субсидий должен быть известен муниципалитету до того как они поступят, чтобы можно было контролировать расход средств заранее.

4) Принцип справедливости – вознаграждение муниципалитетам.

Модели взаимоотношений: