Окружающая маркетинговая среда и сегментация рынка образовательных услуг
Одним из ключевых понятий маркетинга является понятие окружающей маркетинговой среды, которая представляет собой совокупность субъектов и сил (факторов), активно действующих и влияющих на конъюнктуру рынка и эффективность деятельности субъектов маркетинга. Принято различать макро- и микросреду.
Макросреда включает в себя факторы широкого социального плана - политические, правовые, экономические, демографические, географические, национальные, научно-технические и др.
В отличие от других сфер экономики образование имеет наиболее широкие, устойчивые и сильные обратные связи с окружающей маркетинговой средой, т.к. формирует целые поколения политиков, правоведов, ученых и других специалистов, которые в своей дальнейшей деятельности начинают определять изменения окружающей маркетинговой среды. С другой стороны, образование в большей, чем какая-либо другая сфера деятельности, испытывает на себе воздействие макро окружающей маркетинговой среды, являясь по существу ее слепком.
Сегмент рынка – это совокупность потребителей, одинаковым образом реагирующих на свойства образовательной услуги и побудительные стимулы маркетинга.
Применительно к образовательным услугам существуют три основных типа потребителей, образующих соответствующие рынки: потребители-личности (физические лица), потребители-предприятия и организации различных форм собственности, органы государственного, регионального и местного самоуправления. Каждый из соответствующих типов рынков обладает своими особенностями, диктует особые требования в отношении маркетинга.
Рынок, на котором потребителями выступают личности, сегментируется в соответствии с социально-демографическими, экономическими и культурными критериями. Важнейшая особенность маркетинга здесь — необходимость иметь дело с широчайшим кругом различных по своим требованиям, вкусам, приоритетам и проблемам потребителей. Поэтому именно здесь сегментация рынка, причем наиболее тщательная, особенно необходима.
Другая особенность этого рынка — удлиненность, многозвенность и вытекающая отсюда трудная управляемость продвижения продукции. В образовании эта особенность существует в специфическом виде, так как на принятие решений влияет много источников, а также лиц, — родителей и других членов семьи, друзей, знакомых и т.п.
Для этого рынка характерно также, что личности, как субъекты принятия решений (по крайней мере, в сравнении с профессионалами из кадровых служб предприятий), могут оказаться в наименьшей степени информированы, организованы, целенаправленны в процессе осуществления своего выбора.
Предприятиям и организациям, в отличие от личностей (физических лиц), свойственна относительно низкая выраженность реагирования, эластичность спроса в зависимости от изменений цены на услуги. Однако действует и другая особенность их спроса: предприятия и организации куда энергичнее реагируют на структурные сдвиги в экономике, соответственно быстро изменяя спрос в отношении профилей и специальностей подготовки.
Предприятия активнее, чем личности, взаимодействуют с посредническими структурами: службами занятости, агентствами, непосредственно с образовательными учреждениями и их объединениями, с органами управления образованием.
В отношении третьего типа рынка, где потребителями выступают органы управления различных уровней, последняя из только что отмеченных особенностей проявляется еще более ярко. Именно органы государства, длительное время являвшиеся единственными инвесторами сферы образования, постоянно чувствовали себя его исключительными хозяевами, что воплощалось в государственной системе распределения выпускников. Практика заказных отношений по подготовке специалистов для органов власти (включая также переподготовку и повышение квалификации) на условиях свободного рыночного выбора также еще только формируется. Вместе с тем этот рынок достаточно привлекателен для образовательных учреждений, прежде всего — масштабами и спроса на специалистов (преимущественно в сферах экономики, менеджмента, права и ряда других гуманитарных профилей и специальностей), его определенной гарантированностью, а также положением самих клиентов во властной иерархии.