Анализ качества произведенной продукции

Качество продукции — один из основных факторов, который способствует росту реализации продукции, основной показатель конкурентоспособности.

В соответствие со стандартом ИСО 9000 качество — это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

Основными группами показателей качества, определенными в стандарте ИСО 8402-86, являются:

· назначение;

· надежность;

· технологичность;

· унификация;

· патенто-правовые характеристики;

· эргономичность;

· эстетичность;

· транспортабельность;

· безопасность;

· экологичность.

Показатели технического, экономического уровня многообразны. Например, номенклатура показателей, характеризующих технический уровень и качество морских и речных транспортных судов, содержит более 110 наименований.

Различают следующие показатели качества: обобщающие, индивидуальные и косвенные.

Обобщающие показатели качества характеризуют качество всей производственной продукции, независимо от ее вида и назначения, и измеряются удельными весами:

· новой продукции в общем ее выпуске;

· продукции высшей категории качества;

· аттестованной и неаттестованной продукции;

· сертифицированной продукции;

· продукции, соответствующей мировым стандартам;

· экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны;

· средневзвешенным баллом продукции;

· средним коэффициентом сортности.

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:

· полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания);

· надежность (долговечность, безотказность в работе);

· технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);

· эстетичность изделия.

Косвенные показатели качества — это:

· штрафы за некачественную продукцию;

· объем и удельный вес забракованной продукции;

· удельный вес зарекламированной продукции;

· потери от брака и др.

Брак, в свою очередь, делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителем).

Выпуск брака ведет к повышению себестоимости продукции, уменьшению объема товарной и реализованной продукции, снижению прибыли и рентабельности. В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товарной продукции, определяют потери от брака. Затем изучают причины понижения качества и допущенного брака, разрабатывают мероприятия по их устранению.

Основными причинами понижения качества продукции являются плохое качество сырья, низкий уровень технологии и организации производства, квалификации рабочих, аритмичность производства и др.

Перечисленные показатели изучаются в разрезе динамики выполнения плана по их уровню, причин их изменения, оценки выполнения плана по уровню качества продукции.

По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются:

· доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства (фактическую долю каждого сорта в общем объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества — с данными прошлых периодов);

· средний коэффициент (индекс) сортности рассчитывается отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене 1 сорта:

;

· индекс роста качества продукции:

.

При изменении сортового состава вначале необходимо рассчитать, как изменились средневзвешенная цена и средневзвешенная себестоимость единицы продукции, затем по приведенным алгоритмам определить влияние сортового состава на выпуск продукции, выручку и прибыль от ее реализации. Расчет влияния сортового состава продукции на объем ее производства в стоимостном выражении можно провести способом, который применяется при анализе структуры производства продукции.

Алгоритм расчета методом абсолютных разниц.

Изменение удельного веса по каждому сорту (Δ УДi ) необходимо умножить на цену соответствующего сорта (Цi ), а результаты сложить. Полученное изменение среднего уровня цены умножить на общий фактический выпуск данного вида продукции в натуральном выражении (VВПобщ (1) ).

Аналогичным образом определяют изменение среднего уровня себестоимости изделия за счет изменения сортового состава

.

Затем рассчитывается влияние изменения сортового состава на сумму прибыли:

.

Анализ изменения стоимости фактического выпуска за счет изменения сортового состава показан в таблице.

Таблица - Исходная информация для расчета изменения стоимости выпуска за счет изменения сортового состава

Сорт продукции   Цена 1 ед,.   Объем реализации, шт. Стоимость выпуска, тыс. руб. Структура, удельный вес Изменение в структуре Изменение средней цены за счет структуры
Прошлый год Отчетный год Прошлый год Отчетный год Прошлый год по цене высшего сорта Отчетный год по цене высшего сорта Прошлый год Отчетный год
Высший 10,8 12,2 432,0 488,0 28,6 32,8 4,15 1,66
Первый 16,5 15,4 660,0 616,0 43,8 41,4 -2,37 -0,71
Третий 10,4 9,6 416,0 384,0 27,6 25,8 -1,78 -0,27
Итого   37,7 37,2 0,00 0,68
К сортности 0,718 0,735
Индекс роста качества продукции 1,02
Изменение стоимости фактического выпуска за счет изменения сортового состава 25,36

 

Объем выпускаемой продукции в натуральном выражении остался на уровне прошлого года, а в стоимостном выражении произошло увеличение на 11 тыс. руб. (1094 - 1083) за счет изменения сортового состава выпускаемой продукции. Из расчетов видно, что увеличилась доля выпускаемой продукции высшего сорта с 28,6 до 32,8% или на 4,15%, при этом снизился выпуск продукции первого сорта на 2,37%, и в меньшем объеме — продукции 3 сорта — на 1,78%. Коэффициенты сортности, рассчитанные в динамике, указывают, во-первых, на общее улучшение качества, рост коэффициента с 0,718 до 0,735. Об указанной тенденции говорит и индекс роста качества продукции, он составляет 1,02. Во-вторых, значения коэффициентов сортности свидетельствуют об имеющихся резервах роста качества. Упущенные возможности предприятия в прошлом году оцениваются в 425 тыс. руб. (1508 - 1083) недополученной выручки от реализации, а в отчетном году до максимальной выручки от производства продукции высшего качества (сорта) не хватило 394 тыс. руб. Это резервы роста, которые должны учитываться при разработке производственной программы на будущий период.

6.Анализ ритмичности и сезонности работы предприятия

Ритмичность — равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренными планом.

Ритмичная работа — основное условие своевременного выпуска и реализации продукции.

Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качество, увеличивается объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции, замедляется оборачиваемость капитала, не выполняются поставки по договорам и т.д.

Неритмичная работа приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.

Причинами неритмичной работы могут быть отсутствие спроса на продукцию, неэффективное использование производственных ресурсов, наличие избыточной производственной мощности и др.

Сезонность производства (продаж) проявляется в неравномерной загрузке по месяцам, кварталам года, которые вызваны колебаниями спроса в зависимости от времени года или иными факторами.

Для оценки выполнения плана по ритмичности используются прямые и косвенные показатели.

Рассмотрим прямые показатели ритмичности.

· Коэффициент ритмичности — его величина определяется путем суммирования фактических удельных весов выпуска за каждый период, но не более их планового уровня (не может быть больше 100% или 1):

.

· Коэффициент аритмичности рассчитывается как сумма положительных и отрицательных отклонений в выпуске продукции от плана за каждый день (неделю, декаду). Чем менее ритмично работает предприятие, тем выше показатель аритмичности.

· Коэффициент сезонности:

,

где РПср — среднемесячный (среднеквартальный) объем продаж — .

· Коэффициент вариации определяется как отношение среднеквадратического отклонения от планового задания за сутки (декаду, месяц, квартал) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному, среднеквартальному) плановому выпуску продукции:

,

где — квадратическое отклонение от среднедекадного задания;

n — число периодов;

х — плановый среднеквартальный (среднемесячный, среднедекадный) выпуск продукции.

Полученное значение коэффициента (размах) показывает, на сколько процентов в среднем отклонялся выпуск продукции от графика за анализируемый период.

Частные показатели ритмичности рассчитываются удельным весом производства продукции на каждую декаду (сутки) к месячному выпуску произведенной продукции; за каждый месяц к квартальному выпуску; за каждый квартал к годовому объему производства и т.д.

Косвенные показатели ритмичности — это наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции, наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовой продукции на складах.

В процессе анализа определяются упущенные возможности в связи с неритмичной работой как разность между фактическим и возможным выпуском продукции, исчисленным по наибольшему среднесуточному (среднедекадному) объему производства.