Анализ ассортимента и структуры продукции
Производственная программа, являясь основным блоком бизнес-плана, помимо таких показателей, как количество продукции, включает также следующие параметры, подлежащие тщательному анализу и оценке в процессе их выполнения: номенклатура и ассортимент.
Под номенклатурой следует понимать определенный перечень изделий с указанием кодов по Общероссийскому классификатору промышленной продукции (ОКПП), а также шифров (номенклатурных номеров), которые по степени детализации имеют три ступени:
1) сводная номенклатура;
2) групповая номенклатура;
3) специфицированная или развернутая номенклатура по видам, типам и маркам.
Ассортимент — это более подробная классификация продукции внутри какой-либо номенклатурной позиции одного наименования по артикулам, моделям, размерам и сортности.
Структура продукции отражает удельный вес отдельных видов продукции в общем объеме.
Своевременное обновление ассортимента продукции с учетом изменения конъюнктуры рынка является одним из важнейших индикаторов деловой активности предприятия и его конкурентоспособности. Причины изменения структуры товарной продукции могут быть вызваны как внешними факторами, так и внутренними.
К внутренним причинам относятся недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток финансовых, материальных ресурсов, низкая культура производства, недостатки в системе управления и материального стимулирования, снижение качества выпускаемой продукции за счет большого износа производственного оборудования, ошибки менеджмента и другие.
Внешние причины связаны с появлением на рынке предприятия-конкурента или продукта-аналога, сходного по техническим характеристикам и значительно выигрывающего в цене.
Формирование ассортимента выпускаемой продукции строится с учетом следующих требований:
· текущих и перспективных покупательских потребностей;
· уровня насыщенности рынка;
· уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции (или планируемой к выпуску);
· жизненного цикла изделий (с целью принятия своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции);
· производственных, финансовых возможностей;
· экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.
Диверсификация продукции укрепляет позиции предприятия на рыночных сегментах, однако чрезмерная диверсификация и выпуск разнородной продукции требует специализированного и дорогого оборудования, частых переналадок, высококвалифицированных специалистов, а это, в свою очередь, приводит к росту затрат. Отсюда следует, что ассортимент продукции в рыночных условиях должен как можно точнее соответствовать потребительскому спросу.
Ретроспективный анализ ассортимента и структуры производимой продукции проводится в несколько этапов.
· Анализ выполнения производственной программы по ассортименту.
· Анализ и влияние структурных сдвигов на выполнение производственной программы.
· Оценка точки безубыточности и запаса финансовой прочности.
При анализе выполнения производственной программы по ассортименту используются метод зачета минимальной величины (наименьшего процента) и коэффициентный метод.
Коэффициент ассортимента рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции в стоимостном выражении, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции:
.
Продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту.
Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит и с размером прибыли:
.
Коэффициент структурной активности служит характеристикой интенсивности структурных преобразований:
.
где УДi — изменение удельного веса i-го вида (номенклатурной группы) продукции в общем объеме выпуска (продаж) за исследуемый период;
n — число номенклатурных групп.
Чем активнее структурные преобразования на предприятии, тем выше уровень данного коэффициента. Это свидетельствует о том, что администрация предприятия активно реагирует на изменение конъюнктуры рынка, своевременно обновляя ассортимент продукции.
В таблице показан пример анализа выполнения плана по ассортименту.
Таблица - Исходные данные для анализа выполнения плана по ассортименту
Наименование изделий | Объем выпуска продукции в сопоставимых ценах, тыс. руб. | Удельный вес выпуска, % | Отклонение удельного веса, +/- | Выполнение плана , % | Засчитывается в выполнение плана | ||
План | Факт | План | Факт | ||||
Новые | 40,6 | 40,6 | |||||
А | 128,1 | 128,6 | 60,2 | 60,0 | -0,1 | 100,4 | 128,1 |
Б | 45,2 | 43,7 | 21,2 | 20,4 | -0,8 | 96,7 | 43,7 |
В | 39,6 | 41,9 | 18,6 | 19,6 | 1,0 | 105,8 | 39,6 |
Итого | 212,9 | 214 , 2 | 100,0 | 100,0 | 100,6 | 211,4 | |
Выполнение плана по ассортименту | |||||||
По способу наименьшего процента | 96,7 | ||||||
Коэффициент ассортимента 211,4 / 212,9 | 99,3 | ||||||
Коэффициент обновления ассортимента 87 / (214,2 + 87) | 0,3 | ||||||
Коэффициент структурной активности (0,1 + 0,8 + 1) / 100 | 0,02 |
План выпуска продукции выполнен в целом на 100,6%, но степень выполнения по отдельным ассортиментным позициям значительно различается: по группе А план перевыполнен на 0,4%, по группе Б план недовыполнен на 3,3%. Возможные причины невыполнения плана: нарушение графика и объемов поставки сырья, материалов, недостатки в организации производства, ошибки в планировании.
Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость продукции, прибыль, рентабельность.
Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести несколькими способами.
· Метод прямого счета позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции:
,
где Q1 — общий объем выпущенной продукции отчетного периода в натуральном выражении;
УДi — удельный вес i-й ассортиментной группы в общем объеме.
· Метод процентных разностей:
(по стоимости),
где Кст — коэффициент выполнения плана по производству продукции, рассчитанный по стоимостным показателям;
Кн — коэффициент выполнения плана по производству продукции, рассчитанный по нормо-часам или натуральным показателям.
· Метод абсолютных разниц используется в тех случаях, когда продукция однородная.
Сначала определяется, как изменится средний уровень цены единицы продукции за счет структуры по формуле:
.
Затем полученный результат умножается на общий фактический объем производства в условно-натуральном выражении:
.
Используя описанные приемы, можно определять влияние структуры продукции на другие показатели: трудоемкость, материалоемкость, на общую сумму затрат, прибыль, рентабельность и другие экономические показатели.
Рассмотрим пример анализа влияния структурных сдвигов на изменение объема выпуска продукции, представленный в таблице.
Таблица - Исходные данные для расчета влияния структурных сдвигов на объем товарной продукции
Изделие | Плановая цена, руб., Р0 | Выпуск продукции, шт. | Удельный вес продукции | Товарная продукция, тыс. руб. | Изменение средней цены за счет структуры | |||||
План Q0 | Факт Q1 | План d0 | Факт d1 | Изменение | План Q0 P0 | Фактически при плановой структуре | Фактически при плановых ценах | |||
А | 0,50 | 0,51 | 0,009 | 128,1 | 128,7 | 131,2 | 0,576 | |||
Б | 31,2 | 0,38 | 0,35 | -0,023 | 49,6 | 49,8 | 46,8 | -0,718 | ||
В | 74,8 | 0,13 | 0,14 | 0,014 | 39,6 | 39,8 | 44,1 | 1,014 | ||
Итог | х | 217,3 | 218,4 | 222,1 | 0,873 | |||||
Общее изменение объема выпуска продукции | 4,8 | |||||||||
Изменение товарной продукции за счет изменения объема выпуска | 1,1 | |||||||||
Расчет влияния структурных сдвигов на объем товарной продукции | ||||||||||
Метод прямого счета: | 3,70 | |||||||||
Способ процентных разностей: (по стоимости) | 3,70 | |||||||||
Способ абсолютных разниц: | 3,70 |
Общий прирост товарной продукции по сравнению с планом составил 4,8 тыс. руб. (222,1 - 217,3). Перевыполнение плановых показателей было обусловлено ростом физического объема выпущенной продукции, за счет которого товарная продукция прибавила 1,1 тыс. руб. (218,4 - 217,3). Наибольшее влияние на рост товарной продукции (3,7 тыс. руб.) оказало изменение в структуре выпускаемой продукции (222,1 - 218,4). Это говорит о том, что в выпуске продукции увеличилась доля более дорогостоящей продукции