Анализ объема производства и реализации продукции в целом и по ассортименту
Направление анализа объема производства и реализации продукции в целом и по ассортименту состоит из нескольких этапов.
1-этап. Оперативный анализ производства и отгрузки продукции осуществляется на основе фактических и плановых данных за день, месяц нарастающим итогом по следующим группам показателей: объем, ассортимент, качество продукции;
2 этап. Изучение динамики выпуска валовой, товарной продукции в сопоставлении с объемом реализованной продукции. Это ретроспективный анализ. Валовая, товарная и реализованная продукция анализируется в стоимостных текущих и сопоставимых ценах, а также в натуральных показателях.
Абсолютные отклонения объемов производства сравниваются с абсолютными отклонениями объемов реализации от планового задания по сравнению с прошлым годом, от периода, взятого в качестве базы сравнения. Среднегодовой абсолютный прирост определяется путем деления общего прироста продукции на число лет.
Сопоставление объемов выпуска и продаж позволяет оценить текущую ситуацию и при необходимости принять своевременные корректировки в стратегии развития.
Возможные варианты сравнений:
· устойчивое состояние ΔВП = ΔРП;
· проблемы сбыта ΔВП > ΔРП — увеличивающиеся запасы готовой продукции;
· активная маркетинговая политика или повышение платежеспособного спроса:
ΔРП > ΔВП → снижение остатков готовой продукции на складе,
где ВП — выпуск продукции в стоимостном выражении;
РП — объем реализованной продукции.
Соотношение индексов изменения выпущенной и реализованной продукции (IВП , IРП ) с индексом инфляции (Iинфл ) дает реальное представление о стратегии предприятия.
Возможны следующие результаты анализа:
· динамичное состояние производства, если:
IВП > Iинфл (IРП > Iинфл );
· стабильное состояние производства, если:
IВП = Iинфл (IРП = Iинфл );
· состояние спада производства, если:
IВП < Iинфл (IРП < Iинфл ).
Расчет и сопоставление базисных и цепных темпов роста и прироста объемов производства и продаж (ТВП , ТРП ) позволяют проследить динамику процесса за несколько лет, выявив негативное или кризисное развитие, установив их причину.
Возможные результаты анализа:
· устойчивое состояние производства и реализации ТВП = ТРП ;
· индикатор сбоя в процессе сбыта ТВП > ТРП ;
· индикатор сбоя в процессе производства ТРП > ТВП .
Среднегодовые темпы роста и прироста рассчитываются по среднегеометрической величине:
.