Лекция №4. Внутрихозяйственный расчет и бюджетирование в системе управленческого учета.
I. Внутрихозяйственный расчет и его роль в организации управленческого учета.
II. Организация управленческого учета по местам возникновения затрат и центрам ответственности.
III. Система бюджетирования и внутрихозяйственной отчетности.
Ӏ.
К основным элементам внутрихозяйственного расчета относится:
1. Оперативно производственную и имущественную самостоятельность подразделений четкое разграничение и распределение функций, прав и обязанностей каждого хозяйственно-расчетного подразделения, руководителя и работника.
2. Технико-экономическое планирование, четко и своевременно определяющая роль каждого хозяйственно-расчетного подразделения в общем плане управления компании.
3. Технически обоснованное нормирование, расходование трудовых и материальных ресурсов разработка внутриорганизационных ценников на потребляемые производством материалы и полуфабрикаты.
4. Внутрихозяйственный учет и отчетность точно, достоверно и своевременно отражающие состояния дел в производстве, фактический вклад каждого хозяйственно-расчетного подразделения в общеорганизационные результаты.
5. Регулирование взаимоотношений между хозяйственно-расчетными подразделениями, соблюдение материальной ответственности за упущение в работе, отнесений потерь на результаты работы того хозяйственно-расчетного подразделения, который в них виновато
6. Анализ хозяйственной деятельности и контроль резервов работы каждого хозяйственно-расчетного подразделения, объективная оценка результатов деятельности, гласное и быстрое подведение итогов работы, доведение сведений об этих итогах до всех работников хозяйственно-расчетного подразделения
7. Материальное и моральное поощрения за хорошие результаты работы с целью повышения эффективности производства
На тех предприятиях, где применяется система межцеховых хозяйственно-расчетных претензий, возникает необходимость в организации внутризаводского хозяйственно-расчетного арбитража. Обязанности арбитража может возложить на руководителей финансово-экономической службы предприятия. Принципы внутреннего хозяйственного расчета может применять и в работе некоторых отделов организации в этом случае величину премий, получаемой работника отделов необходимо делить на 2 части:
· Дается по итогам работы всего предприятия (всегда выдается)
· Выдается за выполнение специальных показателей, разрешенных для данного отдела
ӀӀ.
Преимущества децентрализованной структуры управления:
a. Менеджер структурного подразделения, по сравнению с менеджером высшего ранга обладает большей информацией о местных целях;
b. Менеджеры могут принять своевременные решения, что особенно привлекательно для потенциальных заказчиков;
c. Деятельность менеджеров подразделений становиться более мотивированной, если они могут проявлять собственную инициативу;
d. Децентрализованная структура способствует развитию управленческого таланта;
e. Небольшие подразделения имеют преимущества «дружного коллектива» при решении определенных задач;
f. Высшее управление, освободившись от бремени ежедневных решений, может сконцентрировать свое внимание на стратегическом развитии всей организации.
Отрицательные последствия децентрализованной структуры управления:
1. Несогласованность целей организации в целом и отдельных структурных подразделений;
2. Недостаток информации, по которой менеджеры структурных подразделений может определить влияние своей деятельности на другой части организации;
3. Менеджеры сегментов может не отличать структурные подразделения от внешних контрагентов.
Организационную структуру современных организаций можно рассматривать как совокупность различных центров ответственности, связанных между собой линиями ответственности.
Линия ответственности – линия, показывающая направление движения информации.
Центр ответственности – это часть организации, по которым целесообразно аккумулировать учетную информацию о деятельности такого центра.
Впервые система появилась в 1952 году Дж. Хиггенс «Учет по центрам ответственности» – это система бухгалтерского учета, которая перекраивается организацией так, что затраты отражаются и аккумулируются на определенных уровнях организации.
Правило Хиггенса: Каждую структурную единицу предприятия обременяют только те расходы и доходы, за которые она может отвечать и которую контролирует.
Схема управления организацией через центры ответственности:
На реализацию
|
полуфабрикаты,
информация
другой центр
ответственности