Философия позитивизма

Позитивизм возникает в западноевропейской философии в 30-е годы XIX века, родоначальником был французский философ Огюст Конт, а также его последователь Герберт Спенсер.

В развитии позитивизма различается несколько исторических этапов:

1. Классический позитивизм

2. Эмпириокритицизм

3. Неопозитивизм

Классический этап позитивизма.

Конт сформулировал исходный принцип позитивизма, согласно которому единственно ценным, значимым, позитивным знанием является научное знание, эмпирическое.

Начиная с этого момента и на протяжении всей истории позитивизма для него характерен эмпиризм.

КОнт

Конт полагал, что познанию доступны вещи только в той мере, в которой они могут быть познаны опытным, эмпирическим способом. Иначе говоря, познанию доступна только внешняя сторона вещей – явления. Ограничивает возможности научного познания границами опыта.

Развивая свое учение, Конт сформулировал 3 основных закона позитивизма:

1. Закон трех стадий.

В истории человечества существовали три стадии, для каждой из которых характерен свой способ постижения мира: теологическая стадия, метафизическая, позитивная (мир постигается посредством науки).

2. Закон подчинения, воображения, наблюдения.

Выражает эмпирическую сущность позитивизма: «воображение», мысленный, логический способ наблюдения подчинен опытному познанию.

3. Энциклопедический закон.

Связан с выделением и классификацией наук, которую признает позитивизм. Конт выделил 7 наук, которые расположены в хронологической последовательности и выражают движение от простого к сложному, от абстрактного к конкретному:

· Математика

· Астрономия

· Физика

· Химия

· Физиология

· Социология (социальная физика)

· Мораль

Философии в этой классификации нет, поскольку, с точки зрения позитивизма, философия не является позитивным, эмпирическим знанием. Занимается абстрактными псевдопроблемами. Философия может лишь обслуживать потребности науки.

4.05.12

Эмпириокритицизм

Второй этап приходится на конец 19 – начало 20 веков. Этот этап позитивизма связан с революционными открытиями в области физики. Наиболее видные представители: Мах и Авенариус.

На рубеже 19 – 20 веков развитие физики ознаменовалось важными открытиями:

1. Открытие радиоактивного распада

2. Открытие электрона, его массы, заряда

3. Открытие сложного строения атома (положительно заряженное ядро и электроны)

Вплоть до конца 19 века в физике признавался в качестве объекта познания материя, которая отождествлялась с веществом. В качестве мельчайшей неделимой частицы вещества (материи) рассматривался атом. Новые открытия в физике выявили сложное строение атома, и что особенно важно, атом как частица существует благодаря электрическим по своей природе элементам. Сложилась ситуация, которая получила название «Материя исчезла». То есть мельчайшая частица – атом оказалась образованной элементами, обладающими электрическими свойствами, электрической природой. Такая ситуация получила различное философско-мировоззренческое объяснение: одно объяснение было дано с позиций диалектического материализма – материя понималась как объективная реальность, т.е. все многообразие явлений, процессов, существующих вне и независимо от сознания. С этой точки зрения и атомное ядро, и электроны, и все электрические явления в равной мере материальны, как и вещество. Новые открытия в физике лишь сделали знания о материи более глубокими. Работа «Материализм и эмпириокритицизм».

Иначе, новые открытия в физике и связанные с этим мировоззренческие проблемы были истолкованы позитивизмом. Позитивисты исходили из того, что все философско-мировоззренческие проблемы, в том числе и проблема материи, субстанции – псевдопроблемы, поскольку они не связаны с чувственным опытом. В опыте материя в принципе не дана. Поэтому размышлять над тем существует материя или нет – ложный вопрос. Наука должна отказаться от постановки таких вопросов.

Задача заключается в том, чтобы содействовать опытному познанию, чтобы разрабатывать методы опытного эмпирического познания. Отсюда и название этого этапа позитивизма – эмпириокритицизм.

Следующий этап в развитии позитивизма начинается в 30-е годы 20 века: НЕОПОЗИТИВИЗМ.

Наиболее видные представители: Витгенштейн, Шлик, Гедель, Карнап.

Представители неопозитивизма сосредоточили свои усилия на разработке языка науки (понятийный аппарат, непротиворечивость знания, логические операции, связанные в построением языковых текстов). Любое научное знание выражается посредством языка. Именно поэтому представители неопозитивизма и исходили из тезиса о том, что истинность научного знания определяется совершенством научного языка, отсутствием ошибок в научном языке. Задача философии не только в том, чтобы развивать методы эмпирического познания, а в том, чтобы совершенствовать язык науки. Наиболее значимым достижением неопозитивизма явилась разработка принципа ВЕРИФИКАЦИИ, автором которого явился Рудольф Карнап. Основой истинного научного знания являются опытные факты, которые описаны, выражены, зафиксированы с помощью определенных предложений. Такие простейшие непосредственно связанные с опытными фактами предложения получили название протокольные.

Сущность принципа верификации заключается в следующем: любое научное предложение является истинным тогда и только тогда, когда оно может быть с помощью соответствующих логических операций сведено (редуцировано) к протокольным предложениям, т.е. соотнесено с опытными фактами. Этот процесс и называется верификацией. Задача философии при этом и заключается в разработке процедуры верификации. Те научные положения, научные понятия, которые не могут быть верифицированы, не являются истинными. Принцип верификации столкнулся с непреодолимой для позитивизма проблемой – проблемой общезначимости научных знаний. Все законы и принципы науки, обладающие статусом истинности, являются общими, универсальными, т.е. применимыми к любым объектам определенного класса в различных условиях. Однако любые факты чувственного опыта всегда ограничены. Любое эмпирическое знание всегда есть результат индукции и поэтому такое знание в принципе ограничено.

Таким образом возникает следующая ситуация: посредством эмпирического познания в принципе невозможно получить всеобщие универсальные знания, выраженные в форме законов и принципов. Следовательно, любой научный закон, любой научный принцип в принципе не верифицируем. Более того, сам принцип верификации тоже не верифицируем.

Чтобы как-то согласовать принцип верификации с признанием истинности научных законов и принципов был выдвинут специальный критерий истинности знаний – ПРИНЦИП КОНВЕНЦИОНАЛИЗМА: истинным считается такое знание, которое признается в качестве такового научным сообществом по договоренности на основании определенных положений. Т.о. конвенционализм вообще снимает вопрос об отношении знания к объекту.

В рамках неопозитивизма был выдвинут и другой критерий истинности научного знания – ПРИНЦИП КОГЕРЕНТНОСТИ. В соответствии с этим принципом истинным считается научное знание, которое представляет собой систему логически последовательного непротиворечивого знания.

Замечание: в философии существует несколько концепций истины:

1. Классическая (корреспондентская) концепция – впервые сформулирована Платоном и Аристотелем. Суть: истинным признается знание, которое соответствует объекту познания. Истинность знаний определяется не волей, желанием, интересами субъекта, а определяется объектом. Однако такая концепция истины сразу приводит к сложной проблеме: как понимать объект познания, действительность, которая познается? Ведь в процессе познания субъект всегда имеет дело непосредственно с ощущениями, восприятием, с тем, как ему являются объекты. А каковы на самом деле объекты? Что представляет собой действительность? Поэтому корреспондентская концепция ставит вопрос: что такое действительность? Чтобы избежать этой сложности формируются другие концепции истины.

2. Когерентная концепция истины: истинным считается знание, представляющее собой логически последовательную, непротиворечивую систему утверждений. Эта концепция связывает истинность знания с субъектом. Если субъект осуществляет логически правильное мышление – мы получим истинное знание.

В 20 веке возникает еще 1 концепция истины, связанная с деятельностью субъекта

3. Прагматическая концепция истины: истинность знания также определяется деятельностью субъекта, но не познавательной деятельностью, а практической. Истинным признается знание, которое практически эффективно, которое приносит выгоду, пользу в деятельности субъекта (например, Пирс, Дью). Истина субъективна и по сути произвольна. Одно и то же знание может быть истинно для одного и ложно для другого.

4. Концепция конвенционализма – установление истинности знания по соглашению.

5. Религиозная концепция истины: критерием является соответствие религиозным догматам.

 

В 60-е годы 20 века начинается 4 этап позитивизма – ПОСТПОЗИТИВИЗМ. Особенностью этого этапа является то, что центральной проблемой здесь выступает проблема развития научного знания, проблема его специфики (признаков научности). В рамках постпозитивизма были сформулированы различные модели роста, развития научного знания, выявлены основные закономерности развития научного знания.

К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенц, М. Полани. Каждый из них выдвинул свою модель развития.

В рамках постпозитивизма был сформулирован важный принцип, который, исходя из эмпирического понимания научного познания, определенным образом объясняет возможность, необходимость научного знания, подчеркивает важный принцип научности знания. Этот принцип был сформулирован Поппером – ПРИНЦИП ФАЛЬСИФИКАЦИИ. Суть: один из представителей позитивизма – Гедель доказал 2 взаимосвязанных теоремы, суть которых сводится к следующему: если система знаний логически непротиворечива, то в этом случае она неполна, т.е. она не способна объяснить любые факты, любые явления. Истинность ее ограничена определенным кругом явлений. Напротив если какое-то знание является полным, оно внутренне логически противоречиво. Поскольку научное знание есть логически непротиворечивая система оно всегда неполно, т.е. ограничено. Поэтому любая система истинного научного знания в принципе может быть опровергнута, т.е. выявлена ее неистинность. Иначе говоря, система научного знании может быть фальсифицирована. Фальсифицируемость научного знания, связанная с его принципиальной ограниченностью, является важным признаком научности знания.

Фальсифицируемость научного знания допускает критический анализ его, полемику в связи с научными проблемами, выдвижение противоположных концепций и т.д.

Замечание: признаки научности знания:

1. Предметность научного знания (относится к свойствам предметов определенного класса)

2. Объективная истинность знания – содержание знания определяется не субъектом, а познаваемым объектом.

3. Научное знание есть знание о сущности, предметной обусловленности.

4. Это специализированное, системно рационализированное знание (логически непротиворечивая система, использование специального научного языка, использование специальных методов)

5. Общезначимость и воспроизводимость научного знания, т.е. являясь объективно истинным, оно равнозначимо для любого субъекта. Кроме того, оно может быть многократно воспроизводимо.

6. Опытная проверяемость и фальсифицируемость знания, т.е. научное знание может быть в той или иной мере эмпирически или практически проверено и ограниченность может быть выявлена.

7. Методологичность научного знания. На основе научного знания вырабатываются методы последующего научного познания, а также разрабатываются методы, технологии практической деятельности.

Именно комплекс этих признаков и выражает специфику научного знания.

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ

Одним из основоположников этого течения неклассической философии был немецкий философ Ф. Ницше (1844-1900 гг.).

Основные идеи Ницше изложены в работах, которые были написаны в 1880-е годы. К их числу относятся: «Сумерки идолов», «Антихрист», «По ту сторону добра и зла», «Воля к власти». Последняя наиболее известная, первая, по мнению Ницше, более важная. Ницше полагал, что философия изжила себя, не является учением, достойным внимания. Себя философом не считал, а просто мыслящим человеком, который выявил основные законы общества.

Основные идеи:

1. Общество проходит ряд ступеней в развитии, основной, универсальный закон развития – нигилизм – «высшие ценности утратили свою ценность. Нет цели, нет ответа на вопрос «Зачем?» Речь идет о высших, абсолютных, универсальных ценностях». Общество проходит ряд ступеней в своем развитии, и на каждой ступени выдвигали идеи сверхчувственного мира, и на этой основе формулировалась некоторая система ценностей. Ницше говорил о том, что в античном мире учения Платона о мире идей был основой для такой ценности, как высшее благо. В средние века – религиозная философия.

В новое время – трансцендентный мир.

Каждая система высшей ценности отрицается, заменяется другой.

2. Поскольку история подчиняется закону нигилизма и любая система ценностей утрачивает свое значение, Ницше высказывает идею о том, что не нужно стремится к какой-либо системе абсолютных ценностей, сам ход истории приводит к отрицанию их. Ценности как таковые себя изжили – радикальный нигилизм. Признается ложность и несостоятельность философии, религии, этики, которые стремятся породить какую-либо систему ценностей.

На что должен ориентироваться человек?

3. Человек должен руководствоваться точкой зрения своей собственной жизни.

Понятие жизни занимает в учении Ницше особое, центральное место. Он рассматривает жизнь не как особое, только человеку или животному свойственное явление. Жизнь – универсальный, всеобщий, абсолютный, субстанциальный процесс становления, развития, который на различных этапах порождает все сферы окружающего мира.

С таким пониманием связано представление о том, что истинное, действительное познание возможно только как переживание жизни, только как участие в самом процессе жизни,.

4. Как осуществляется жизнь? Характерная черта жизни в ее стремлении к расширению, упрочнению, властвованию. Отсюда основной закон жизни – закон бытия – воля к власти. Речь идет не о власти политической, это фундаментальный закон жизни как субстанциального начала.

Ницше утверждал, что именно воля к власти должна быть и точкой зрения человека. Именно с этих позиций он истолковывал и сущность познания, и сущность морали, и других общественных явлений. Процесс познания есть частный случай воли к власти. Ницше полагал, что мораль – это та система ценностей, которая помогает слабым сдерживать сильных. Но при этом такие слабые, посредственные, серые, неудачливые люди по сути противоречат основному закону, воли к власти. Любая система ценностей есть выражение ослабления воли к власти – декаданс.

С этой точки зрения идеалом для Ницше был сверхчеловек, который свободен от любой системы ценностей. Лично себя он таковым не считал, счастливым тоже, но считал себя гением, который эти законы установил.

Хотя идеи Ницше были достаточно известны, популярны, они не принимались обществом. Однако понятие жизни оказало существенное влияние на дальнейшее развитие философии. С помощью понятия «жизнь» Ницше пытался преодолеть извечную проблему философии – проблему соотношения объекта и субъекта, соотношения материального и духовного. Философия сначала разделила мир на две противоположности, а затем во всех своих учениях стремилась связать их.

Существует единый процесс – жизнь, который не надо исследовать, но переживать его всем существом. Именно на основе этого понятия жизни в последствии и сформировалось в западно-европейской философии течение – «философия жизни». Наиболее видные представители – Вильгельм Дильтей, Анри Бергссон, Оскар Шпендлер.

Идеи учения В.Дильтея ( 1833-1911)

«Описательная психология» - основная работа.

Как и многие западно-европейские философы, отказался от шокирующих идей Ницше (переоценка ценностей, крушение религии морали), но положил в основу своего учения понятие жизни. В учении Диттея жизнь не какое-то субстанциальное, абсолютное начало, а только жизнь духа. Задача философии с точки зрения Диттей заключается в том, чтобы выявить сущность духа и выработать методы его познания. Познать жизнь духа можно только посредством переживания жизни, непосредственного участия в жизни. Различные науки неспособны познать жизнь. Любая наука подходит к духовной жизни человека, вообще к жизни, чему-то внешнему. Любая наука стремится объяснить жизнь духа. Цельность жизни можно постичь только участвуя в ее непосредственном переживании, опираясь на все духовные способности человека, особенно интуиции, как противоположность логике. Конечно прежде всего человек способен постичь собственный духовный мир. Важно не только постижение человеком собственного духа, но и духовного мира других людей. А для этого характерно не объяснение, а существенно понимание.

Диттей различает два противоположных способа познания:

1. Объяснение, характерно для наук, опирающихся на логику.

2. Понимание. О духовном мире других людей человек может только по внешним проявлениям духа: текстам, художественным произведениям. Поэтому, когда мы знакомимся с каким-либо произведением, важно не только понять его сюжет, но вникнуть в смысл. Действительное чтение – второе чтение.

Если объяснение направлено на выявление причинно-следственных связей, то понимание на объяснение смысла.

Эта идея была развита и легла в основу герменевтика.

Основные идеи А.Бергсона (1859-1941)

«Творческая эволюция» - основная работа. По роду своей профессиональной деятельности был математиком. Анализируя время, пришел к различению 2 видов времени:

1. Линейное. Для него характерна однородность, равнозначность всех точек на временной линии, оно имеется ввиду во всех математических науках. Законы природы с течением времени не изменяются. Иначе говоря, по отношению к линейному времени не имеют смысла понятия прошлого, настоящего, будущего. Однако, если речь идет о жизни, как определенном процессе, в который включен человек, общество, то для жизни определенное значение имеет прошлое, настоящее, будущее. С Этой точки зрения время не однородно.

2. Длительность, как временная характеристика жизни. Характерно различие прошлого, настоящего, будущего. Жизнь – процесс. Процесс, который разворачивается во времени. Это становление, изменение, возникновение нового.

Бергсон ставит вопрос о том, что является источником жизни как протекающего во времени процесса. Здесь он вводит понятие «жизненный порыв», как некоторое исходное первоначало, обладающее энергией, которое передается от одного поколения к другому, определяя жизненный процесс. Чтобы постичь жизнь, ее временной ход, необходимо непосредственно участвовать в жизни, переживать ее посредством интуиции как особой духовной способности человека можно постичь жизнь в ее целостности. Любая наука изменяет жизнь, омертвляет ее, подменяет, анализирует, целостность, специфика и духовность исчезают. Пропасти между целостностью жизни и разумом нет. От интуиции можно перейти к рассудку. От разума к интуиции движение невозможно.

Понятие жизни сыграло важную роль и в становление широко распространившегося в западной Европе философского учения – экзистенциализм.

Философия экзистенциализма

Экзистенциализм возникает в 20-30 е годы XX века, получает наибольшее распространение в Германии, Франции. Наиболее видные представители: М. Хайдеггер, К. Ясперс (Герм), Ж.-П. Сартр, А. Камю, Габриэль Марсель (Фр.).

Обычно учения этого направления делятся на 2 направления:

1. Атеистический (Хайдеггер, Сартр, Камю)

2. Религиозный (Ясперс, Марсель)

Классики экзистенциализма Хайдеггер (1989-1976) «Бытие и время» и Сартр (1905-1980) «Бытие и ничто», «Экзистенциализм – это гуманизм». Камю «Миф о Сизифе», «Эссе об абсурде».

Основные идеи экзистенциализма

Философия экзистенциализма идейно связана с философией жизни. Эта связь прежде всего заключается в том, что и в философии экзистенциализма сделаны антисцеинтистские оценки. Суть в том, что как философия жизни, так и фэ предполагают, что человек, жизнь не могут быть постигнуты посредством рассудка. Научное познание стремится следовать логике. Наука не способна познать человека, личность. ФЭ – философия человека, философия личности и главный вопрос экзистенциализма – вопрос о смысле жизни человека. Чтобы заострить внимание на этом Камю писал, что главный вопрос философии – вопрос о самоубийстве. Если человек видит смысл жизни, то он не закончит жизнь самоубийством, если он его утрачивает, за этим следуют действия и человек прекращает жизнь. Идейная связь экзистенциализма с философией жизни заключается еще и в том, что философы-экзистенциалисты исходят из понимания жизни, бытия человека как единства, слитности объекта и субъекта.

Фундаментальными понятиями являются понятия «сущее» и «бытие». Сущее – существующий мир, бытие – слитность «я» (человека, личности) и того фрагмента сущего, который включен в сферу сознания человека. Поэтому бытие в учении экзистенциалистов – всегда личностное бытие, а не бытие вообще.

Сущность экзистенциализма: главный его принцип заключается в признании того, что личность всегда находится на границе бытия. Эк-зистенция – выдвинутость в ничто.

Существенной характеристикой экзистенции (бытия) с точки зрения Хайдеггера является время. Временная характеристика экзистенции обнаруживается в различных аспектах:

1. Через время, посредством времени личность ощущает конечность жизни, ее ограниченность рождением и смертью. Постоянное ощущение конечности, смертности является одним из основных ощущений бытия личности. «бытие в смерти»

2. Возникающее у человека ощущение чувства заботы. Забота возникает как своего рода забегание человека в будущее, забота о том будущем, которое длится от настоящего до смерти. Поэтому для понимания времени бытия очень существенно ощущение, переживание прошлого, настоящего и будущего. Сартр использует для этого понятие «тревога». Если бы человек был бессмертен, заботы и тревоги бы не возникло.

С переживанием будущего связано и то, что личность всегда представляет собой в своей направленности в будущее. Личность – всегда проект. В этом смысле личность, испытывающая заботу, тревогу, всегда есть проект. Будущее как то, что еще не существует есть ничто. Поэтому можно сказать, что личность как проект всегда устремлена в ничто. Отсюда двоякое употребление понятия «ничто»:

1. Границы бытия, то, что за пределами бытия – для учения Хайдеггера

2. То, что за границами настоящего, т.е. в будущем – временная характеристика «ничто» - философия Сартра.

Важная идея экзистенциализма заключается в том, что человек как личность отличается от любой вещи и это отличие состоит в следующем: для любой вещи сущность и существование совпадают. Любая вещь существует, поскольку обладает определенной сущностью. Для личности характерно то, что сущность и существование не совпадают. Родившись, человек начинает существование, но его сущность не определена. В процессе жизни, отдавая себе отчет в конечности жизни, в собственной смертности, ощущая заботу, тревогу, человек стремится реализовать свои способности, потенции, т.е. обрести свою сущность. Сущность личности есть процесс . она формируется, изменяется по мере жизни человека, по мере реализации проекта. Если сущность вещи определяется в момент ее возникновения, то сущность личности – результат ее собственных усилий. Именно в этом и заключается свобода личности.

Хайдеггер подчеркивал, что далеко не каждый человек отдает себе отчет в том, в чем сущность экзистенции.

Хайдеггер отмечает, что не все люди осознают сущность экзистенции.

Многие люди отождествляют себя с настоящим. Они не рассматривают себя как проект. Они не устремлены в будущее. Для них будущее-это проект настоящего. Такого человека Хайдеггер обозначает понятие Man-нечто. Для него все дни одинаковые.

Человек- man подобен вещи, он не стремиться к саморазвитию. Хайдеггер подчеркивал, что в современном мире есть много факторов, которые способствуют превращению человека в вещь. Как пример-массовая культура.

Это сциентийское мировоззрение, которое верит, что наука может объяснить весь мир.

«Отрешенность»-работа Хайдеггера об опасности полагаться на науку и технику. Он пишет в ней о том, что если не будет 3 мировой войны, то человека ждет еще более страшное будущее.

Бергсон различал субъективную свободу. Свобода воли субъекта определяется только его собственным сознанием, свободой воли.

В отличии от этого Сартр утверждал, что личность обладает абсолютной свободой. Абсолютная свобода заключается в автономности личности, в осознании личности себя как свободной.

Но далее Сартр склоняется к свободе как к социальному условию.

Сартр «Экзистенциализм это гуманизм»

Миф о Сизифе. Камю

Сизиф закатывал камень на гору. Страдания, которым нет конца. Каждый человек имеет свою ношу, но самое трагичное то, когда человек осознает свою ношу. «Нет судьбы, которую не превозмогло бы презрение». Любой человек может верить в то, что все будет хорошо. Камень-его достояние. Необходимо познать ночь, чтобы увидеть день. Ноша всегда найдется. Но Сизиф учит высшей верности. Одной борьбы за вершину достаточно, чтобы человек чувствовал себя счастливым. Это ваша судьба-и поэтому она хороша и имеет смысл.