РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ 19 – НАЧАЛА 20 ВЕКОВ.

06.04.12

Следует различать понятия русская философия и философия в России.

В 19 веке в России получили распространение различные философские учения: Канта, Гегеля и др.

Понятие «русская философия» более узкое. Под русской философией имеются в виду только те учения, которые сформировались, развивались на почве русской культуры, характерные черты, проблемы русской философии определялись именно особенностями русской культуры.

1. Культурно-исторические условия развития русской философии в 19 веке. Ее характерные черты.

Необходимо обратить внимание на культурно-исторические факторы:

1. Русская культура на протяжении ряда веков развивалась как религиозно-православная культура. Ее отличие от других культур определялось особой ролью православия. Характерны были идеи, которые приобрели общекультурный характер и во многом определили исходные принципы миропонимания в русской философии. В качестве таких фундаментальных идей можно назвать:

a. Идея единства, цельность при рассмотрении и окружающего мира и истолковании исторического процесса, в понимании государственности

b. Идея двуединства – единства земного и небесного, человеческого и божественного, материального и духовного, в понимании и окружающего мира и при истолковании исторического процесса и понимании человека. Особо следует отметить, что религиозная идеология православия, и философия уделяли особое внимание государственной власти. Самодержавная власть рассматривалась не только как земная, но и как важная религиозно-духовная миссия.

c. Идея преображения. Под преображением понималось прежде всего духовно-нравственное преображение человека. Также как преображение Руси, построение царства божьего на Руси и т.д.

2. В отличие от западноевропейской культуры в русской культуре гораздо меньшую роль играл рационализированный, формально-логический компонент, который в первую очередь связан с развитием науки, системы образования. Западноевропейская культура характеризуется рационализацией.

В силу того, то в русской культуре бола занижена роль формально-логического элемента, первостепенное значение приобретают другие элементы культуры и свойственные им подходы, критерии оценок при рассмотрении окружающего мира, человека и т.д. А именно, на первый план выходят религиозные, морально-нравственные, художественно-эстетические нормы. Если в западноевропейской культуре смысложизненные проблемы (мировоззренческие) анализировались, разрабатывались философией, то в русской культуре они разрабатывались на почве других нефилософских элементов культуры: религиозного миропонимания, художественно-эстетических подходов в искусстве, литературе.

Постепенно в русской культуре формируется особый способ философствования как размышления над смысложизненными проблемами. Для него характерна именно определяющая роль духовно-религиозных, морально-нравственных , художественно-эстетических принципов и критериев. Именно эти подходы философствования стали позднее типичными для русской философии, когда она возникает и развивается в 19 веке.

3. Постепенно после петровских реформ в Россию начинают проникать светская западноевропейская культура, западноевропейские философские идеи, которые в русском просвещенном обществе вызвали интерес. Под воздействием петровских преобразований, под воздействием идей, проникающих с запада, в России происходит секуляризация духовной, политической жизни и начинает формироваться светская культура.

Однако процесс секуляризации культуры, общественной жизни в России был специфичен. Секуляризация культуры означала прежде всего открытую борьбу с феодально-религиозной идеологией с позиций науки. Причем в Западной Европе такая борьба имела прочную социальную базу. В России секуляризация такой характер не носила. Для России характерно прежде всего то, что в самой церкви возникают течения (нестяжатели), которые призывали к тому, что церковь должна уйти из мирской жизни, из политической сферы. Если в Европе церковь вытесняли, то в России церковь самоограничивалась. Петр 1 ликвидировал патриаршество и создал государственный орган. Церковь т.о. соединилась с государством. Поэтому никакой речи о борьбе с церковью не шло.

В связи с таким особым процессом секуляризации русской культуры, развивающаяся в России светская культура во многом сохранила религиозные способы миропонимания, религиозные подходы в истолковании жизни, которые существовали в русской культуре в нецерковной форме. И русская философия в подавляющем большинстве оставалась религиозной философией, хотя были и материалистические учения. Например, учение Чернышевского, Писарева, Добролюбова.

4. Существенную роль в становлении русской философии сыграло развитие системы университетского образования в России, становление которой начинается с 1801 года во время царствования Александра 1.

13.04.12

Для славянофильства характерно стремление на основе анализа исторического прошлого России выявить самобытность русской жизни, характерные черты русской культуры, русского самосознании, показать их роль в развитии России. При этом славянофилы в известной мере идеализировали историческое прошлое России, стремились подчеркнуть определяющую роль православия, роль православной общины, коллективистских начал в русской жизни. Выражением именно этих фундаментальных особенностей русской культуры, русской жизни было понятие соборности.

Под соборностью понималось сочетание противоположных моментов единства и свободы многих людей на основе их добровольной любви к Богу и подчинения абсолютным православным духовным ценностям.

Соборность рассматривалась как фундаментальный принцип организации не только духовной церковной жизни, но и как принцип организации жизни вообще.

Под этим углом зрения православие противопоставлялось с одной стороны католицизму, с другой стороны – протестантизму.

Говоря о русской жизни, славянофилы особое внимание обращали именно на культуру. И когда русская жизнь сопоставлялась с западной акцент делался на культуру. При этом славянофилы не отрицают важности, значимости западных заимствований русской жизни. Но при этом славянофилы отмечали, что западные заимствования при всей их важности не должны быть в ущерб идеалам, стремлениям русской культуры, не должны противопоставляться самобытным элементам русской жизни. При этом они особое внимание уделяли тому, каким образом должны осуществляться заимствования, подчеркивая, что это не должно быть механическое перенесение элементов западной культуры в русскую жизнь, они должны быть адаптированы к особенностям русской культуры и русской жизни.

Для западников характерно то, что особое внимание обращалось не на культуру, а на цивилизацию, подчеркивая цивилизационную отсталость России.

СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ И ЦИВИЛИЗАЦИИ, ИХ СООТНОШЕНИЕ

При этом западники либо вообще не обращали внимания на религию как элемент общественной жизни, либо отдавали предпочтение католицизму (Чаадаев) как социальному институту. Они подчеркивали, что преодоление цивилизационной отсталости России возможно именно за счет западных заимствований, преобразования русской жизни в соответствии с политическими, правовыми, другими идеалами запада. При этом роль самобытных элементов в русской жизни либо не исследовалась, не подчеркивалась, либо они представлялись отрицательном свете.

Какая из этих концепций оказалась продуктивнее?

Бердяев писал, что как показала русская жизнь, по крайней мере до революции более предпочтительной была концепция славянофильства. Нередко видные западники зачастую склонялись к мнению славянофилов.

Каковы же основные философские идеи славянофилов и западников?

ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ В УЧЕНИИ И.В. КИРЕЕВСКОГО

Философские идеи славянофильства в наиболее четкой форме выражены в творчестве Киреевского. Хронологически основоположников считается Хомяков.

Сходным принципом философствования Киреевского был принцип цельности. Он подчеркивал, что цельность – достоинство русского ума и русского характера. Основными проблемами были проблема человека, смысла и направленности исторического процесса (историософия) и в соответствии с этим определенная концепция русской идеи.

Киреевский исходит из признания двойственности и цельности человека, причем рассматривает человека как божественное творение в соответствии с религиозным характером. Говоря о двойственности человека он различает «внешнего человека» и «внутреннего человека». Под внешним человеком понимается эмпирический человек под воздействием его повседневной жизни. Внутренний человек – духовная цельность человека как личности, цельность, в которой находятся в неразрывном единстве все духовные способности человека: его разум, воля, вера, совесть, чувство долга и справедливости. Центральным определяющим элементом этого духовного единства является морально-нравственная сфера, неразрывно связанная с православной верой, православными духовными ценностями. При этом православная вера пронизывает все стороны духовной жизни человека. Для внутреннего человека характерно единство разума и веры – разумная вера и верующий разум. С точки зрения Киреевского отношение человека к внешнему миру определяется именно всей целостностью его способностей, возможностей, задатков, а не только разумом или рациональным или эмпирическим сознанием. Именно с этой позиции цельности личности славянофилы подвергали критике европейское образование, европейскую культуру за ее рационализм и эмпиризм, за одностороннее преувеличение эмпирического или рационального в отношении человека к миру. В связи с этим и работа Киреевского называется «О необходимости и возможности новых начал для философии».

Славянофилы называли свое учение – КОНКРЕТНЫЙ ИДЕАЛИЗМ.

Киреевский видел смысл жизни человека в том, чтобы достичь гармонии внешнего человека и внутреннего, достичь того, чтобы действия, поступки человека в его реальной жизни направлялись идеалами, морально-нравственными принципами православия.

Важно не то, кем является человек, а то, кем может и должен стать человек в результате своего морально-нравственного преображения. Все исходные принципы в учении Киреевского присутствуют.

В понимании общества Киреевский находился на позициях христианского провиденциализма. Суть его заключается в том, что смысл исторического процесса, цель истории определяется божественным провидением. Бог определяет морально-нравственные принципы, в соответствии с которыми устроен мир, определяет миропорядок, цель, которая заключается в построении царства божьего на земле. Однако провиденциализм не является абсолютным, он оставляет место для свободной деятельности человека. Человек выступает как сотворец Бога. Через деятельность человека Бог осуществляет свое участие в историческом процессе. Человек может осуществлять культурную деятельность, но может и действовать разрушительно, если совершает зло. В соответствии с этим и строится концепция русской идеи, суть которой заключается в том, что Россия как православная страна должна содействовать единству христианства, утверждать основные морально-нравственные идеалы православия и способствовать не только единству славян, но и единству культуры народов мира.

Родоначальником западничества и вместе с тем первым русским философом, который подверг философскому анализу русскую историю и обосновал проблему русской идеи как национального самосознания, был П.Я. Чаадаев.

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ФИЛОСОФСКОГО УЧЕНИЯ ЧААДАЕВА.

Эти идеи изложены Чаадаевым в форме 8 философских этюдов, которые получили название «Философические письма».

Первое письмо было опубликовано в 1836 году. В связи с резкой критикой, которая содержалась в адрес России, это письмо вызвало острый резонанс, недовольство государя и по указу императора Чаадаев был объявлен сумасшедшим и помещен под домашний арест почти на год.

В 1837 году Чаадаев начинает работу «Апология сумасшедшего», где он пытается объяснить ряд своих идей из «Философических писем». При этом он существенно смягчает критику русской жизни и пытается по-новому представить миссию России.

Полностью письма опубликованы в 1935 году.

Проблемы учения Чаадаева: проблема человека, смысла и цели исторического процесса и участия в нем человека и русская идея.

Чаадаев исходит из признания двойственности и цельности человека как личности. С одной стороны человек – продукт развития природы. Вместе с тем человек обладает разумом, морально-нравственными принципами, духовной жизнью, которые не могли возникнуть в результате естественной природной эволюции. Как личность в единстве цельности своих духовных качеств человек формируется социальной средой. Только под воздействием культуры, общения, различных общественных отношений, в которые человек включен, посредством общественной социальной деятельности, человек приобретает личностные духовные качества, реализуется как свободная личность. Однако социальность, социальные формы с точки зрения Чаадаева есть лишь определенная форма выражение божественности. Поэтому Чаадаев подчеркивает важность общности для формирования личности и с этих позиций критикует излишний индивидуализм, характерный для западных цивилизаций.

Человек как духовное существо обладает свободой. Но свобода человека – свобода божьей твари, т.е. это добровольное следование тем морально-нравственным принципам, тому миропорядку, который определен Богом. Так же, как и Киреевский Чаадаев находится на позиции религиозного провиденциализма в истолковании смысла истории, ход которой направлен на построение царства божьего на земле. Исходя из этого Чаадаев определяет и роль и место человека в историческом процессе. Если человек как свободное существо руководствуется принципами, определенными Богом, то он выступает как сотворец Бога, он осуществляет продуктивную, творческую, культурную деятельность. Напротив, если человек, обладая свободой, действует вопреки божественному миропорядку, его деятельность приобретает разрушительный характер. В 4 философическом письме, где он подробно говорит о свободе человека, он пишет: «Человек, предоставленный самому себе, всегда шел лишь путем беспредельного падения. Только благодаря тому, что Бог направляет человека, он способен творить, используя свою свободу». Из такого понимания исторического процесса и свободы человека вытекает и западническая позиция Чаадаева: с точки зрения Чаадаева точкой приложения божественного промысла в истории является церковь. От активности церкви зависит и ход исторического процесса. Сравнивая католическую церковь и православную, Чаадаев делает вывод, что именно католическая церковь, будучи социально белее активной, и является более предпочтительной, чем православие, которое менее активно. Чаадаев отмечал, что одно из важных причин цивилизационного отставания России является то, что в России существует православие, которое пришло из Византии. Именно православие в значительной мере отгородило Россию от европейской цивилизации. Такая концепция получила название АНТИВИЗАНТИЙСКОЙ.

В апологии сумасшедшего Чаадаев в значительной мере меняет акцент, подчеркивая, что православие имеет свои преимущества, что оно избавило русский народ от многих негативных, агрессивных явлений, с которыми связана европейская история. Также он отмечал, что видимо у провидения есть своя задача для России, видимо время исторической миссии России не наступило.

Западническая позиция Чаадаева вызвала противоречивое отношение к себе и не только со стороны официальной самодержавной власти, но и со стороны культурных деятелей России.

ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ В УЧЕНИИ ГЕРЦЕНА

А. И. Герцен был не только русским философом, но в не меньшей мере и литератором, журналистом, общественно-политическим деятелем. На формирование философских взглядов Герцена существенное влияние оказали идеи Шеллинга и Гегеля, что проявилось в ранних работах Герцена.

20.04.12

«Дилетантизм в науке», «Письма об изучении науки». Там он рассматривает природу как порождение мирового разума, признает диалектическое развитие. В них он уделяет особое внимание связи естествознания и философии, подчеркивает важность диалектического метода для естественнонаучного познания. Причем сам процесс познания рассматривает как единство эмпирического и логического.

В конце 40-х годов 19 века философские воззрения Герцена значительно меняются, что было связано и с историческими событиями в Западной Европе (революция 1848 года), также под влиянием трагических событий в его жизни (смерть детей, друга). Он в значительной мере отходит от гегелевского миропонимания и на 1 план в его воззрениях выходят идеи:

1. Идея алогизма исторического процесса. Алогизм – противоположность рационализма. Суть: в окружающем мире и природном, и в истории действует не только необходимость, но в равной мере и случайность. В природе и обществе нет никакой предопределенности. Многое осуществляется случайно. С идеей алогизма связана другая идея:

2. Идея деяния, активности человека и его свободы. Именно отсутствие жесткой необходимости и предопределенности в истории и делает возможным активную свободную деятельность человека в историческом процессе. Подчеркивая роль воли, деятельности человека, Герцен неизбежно уделял особое внимание и пониманию свободы. Истолкование свободы в учении Герцена основано на его концепции морального автономизма. Суть: Герцен полагал, что человек по природе своей является существом морально-нравственным. Самосознание человека, культура человека, его образование и воспитание развивают моральную природу человека, и человек самостоятельно как обладающий самосознанием вырабатывает моральные принципы. Именно они и определяют свободу человека. Именно в соответствии со своими моральными принципами человек и осознает что такое свобода, зачем человеку нужна свобода, как человек может и должен воспользоваться свободой, на что должны быть направлены свободные действия, что для окружающих даст его свобода. Человек должен быть внутренне готов к этой свободе, иначе от свободы будет только беда и для человека, и для окружающих. Поэтому в статье «К старому товарищу» Герцен писал: «нельзя освобождать людей в наружной жизни больше, чем они свободны внутри».

До конца 40-х годов Герцен находился на позициях западничества, т.е. не только критиковал отсталые общественные порядки России, но и полагал, что развитие России должно осуществляться, ориентируясь на идеалы западной демократии. Однако революционные события 1848 года, потрясения изменили взгляды Герцена. «К старому товарищу»: он отрицает целесообразность революционного изменения общества и склоняется к эволюционному развитию общества, которое не приводит к таким разрушениям. При этом он полагал, что в основе исторического развития России должна лежать крестьянская община с коллективистскими принципами. На основе общины социализм возникнет раньше, чем в других странах, хотя он и не считал, что социализм – лучшая форма общественной жизни.

Эта идея о роли крестьянской общины в развитии России была развита Чернышевским и его сторонниками, которые проповедовали революционное развитие общества.

ВО 2 половине 19 века в России происходят значительные социально-экономические, политические, культурные изменения, которые отразились на русской философии, определили ее некоторые особенности.

 

ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ В 60-80-Е ГГ. 19 ВЕКА.

К историческим процессам, повлиявшим на развитие философии в этот период, можно отнести:

1. Демократизация общественной жизни в России, которая была связана прежде всего с тем, что завершилось царствование Николая 1, для которого была характерна реакционность в самых различных сферах общественной жизни. В 1855 году на престол вступает Александр 2 и начинается период различных реформ, что уже содействовало определенной демократизации общественной жизни (реформа 1871 года, которая привела к отмене крепостного права, реформы в армии, реформы земского самоуправления, университетская реформа). Следует отметить, что определенное влияние оказала и Крымская война 1854 года. Указанные исторические события привели к усилению радикальных революционных настроений в обществе. В этот период получает развитие революционно-демократическое движение разночинцев. Изменения в общественной жизни сказались и на развитии русской культуры, в частности: отход от идеалов романтизма и выработка более жесткой, более критической позиции в развитии общественной жизни. Складывается новая установка: критический реализм. Изменения в этом же направлении произошли и в русской философии.

Прежде всего усиливается реалистическая, критическая тенденция. Это проявляется с одной стороны в том, что русская философия отходит от умозрительных идей западноевропейской философии, с другой стороны усиливается интерес русской философии к вопросам историософии, проблемам социальным, проблемам развития культуры. В этот период не только приобретает критический настрой и социальную ориентацию русская философия (в связи с этим особый интерес к русской идее и возникновение различных концепций русской идеи), но наряду с философией усиливаются философско-мировоззренческие идеи в других элементах русской культуры, что неизбежно влияло и на развитие собственной философии.

Особое значение приобретает философская публицистика. Публицистическая деятельность была характерна для русских философов. Для нее характерно то, что публицистические произведения посвящены не философским проблемам, а проблемам развития культуры, проблемам социально-политической жизни, другим проблемам общественной жизни. Однако эти разнообразные проблемы общественной, культурной жизни анализируются с определенных философско-мировоззренческих позиций. Дается оценка тех явлений, событий, изменений, которые происходят в общественной жизни. Эти произведения приобретают важный смысложизненный аспект (поэзия Тютчева, Фета, А. Толстого, Достоевский). Это же характерно и для живописи, музыкального творчества. Во 2 половине 19 века значительный толчок испытывала русская наука. Характерно то, что видные русские ученые (Павлов, Сеченов, Менделеев) в своей деятельности уделяли значительное место философским аспектам. Формируется стихийный естественнонаучный материализм. Усиление философских идей в различных элементах русской культуры с одной стороны, способствовало и распространению в целом философии на русское общество, с другой стороны, расширению базы, на которую опирается русская философия.

Особое значение сыграло проникновение идей позитивизма из западноевропейской философии в русскую, начиная с 60-х годов 19 века.

Суть позитивизма: позитивистская философия возникает в 30-е годы 19 века. Суть заключалась в том, что в качестве позитивного, т.е. положительного, ценного, значимого, рассматривалось знание, которое получено на основе опыта, которое носит конкретный характер и потому может быть более удобно, эффективно использовано в деятельности.

В соответствии с таким подходом к оценке знаний, во-первых, существенно снижалось или отрицалось внимание к собстевнно философским проблемам (онтологические, метафизические, связанные с пониманием бытия), что существенно влияет на характер философии, и, во-вторых, абсолютизируется характер, особенности эмпирического научного знания. Формируется сциентисткая установка.

Проникновение идей позитивизма в русскую философию, особенно в связи с возрастающим влиянием и развитием русской науки, привело к тому, что в русской философии усиливаются мотивы натурализма. В этот период возникают и материалистические учения в русской философии. Классическим представителем материализма было учение Чернышевского.

Усиление мотивов натурализма в русской философии не привело к ослаблению или исчезновению традиционных для русской философии установок (религиозно-нравственные идеи, морально-нравственные, художественно-эстетические). Именно по этой причине в русской философии в русской философии возникают разнообразные учения, в которых разным образом сочетаются эти несочетаемые, противоречивые мотивы натурализма с одной стороны и традиционной русской философии с другой. Наряду с такими учениями в русской философии возникают учения материалистические, сохраняются и последовательно религиозные учения, в которых не было материализма. Говоря о направления русской философии во 2 половине 19 века мы можем выделить и материалистическое направление и последовательно-религиозное философское направление, и сочетание традиционных установок с идеями позитивизма (учение П. Л. Лаврова, Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьев, Н.Ф. Федоров, Розанов и другие).

В конце 19 века формируется первая в русской философии философская система – философия всеединства В.С. Соловьева.

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ФИЛОСОФСКОГО УЧЕНИЯ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО (1829-1889 гг.)

Чернышевский был не только русским философом, но и общественно-политическим деятелем, журналистом, редактором журналов «Современник», «Отечественные записки». Основное философское произведение: «Антропологический принцип в философии», основное произведение Чернышевского: «Что делать?».

Центральными проблемами в философском учении Чернышевского были проблемы человека, истолкования исторического процесса и на этой основе концепция русской идеи. Чернышевский исходит из признания целостности природы человека. Следуя идеям антропологического учения Фейербаха, Чернышевский рассматривает человека как единство физиологического и психического. При этом психическое Чернышевский рассматривает широко, включая и волю, и способности человека, и моральные принципы.

Он подчеркивает, что человек обладает единой и единственной естественной природой. Это индивидуальная биологическая природа человека с точки зрения Чернышевского определяет не только психологические, но и физиологические факторы.

Как и Фейербах он сводит психическое в человека к его индивидуальной природе. Никакие общественно-исторические факты он не исследует (натурализм и антропологизм в понимании человека).

Натурализм в понимании человека у Чернышевского опирается и на более широкие материалистические идеи:

1. Признание материальности бытия, природы

2. Признание объективной закономерности, причинности в природе

3. Признание познаваемости мира человеком, причем в отличие от позитивизма он признавал единство и чувственно-опытного, и теоретического в познании. Особо отмечал роль гипотезы в развитии естественных наук.

Влияние идей позитивизма в учении Чернышевского проявилось в его учении о морали. Мораль Чернышевский истолковывал натуралистически (как Фейербах), а именно полагал, что моральные принципы человека, его представления о добре и зле определяются его индивидуальными эгоистическими устремлениями, потребностями, которые обусловлены его естественной природой. ТО, что способствует достижению естественных потребностей человека, то есть добро и наоборот. При таком истолковании моральных принципов, они оказываются относительными.

Однако стремясь смягчить такой эгоистический индивидуалистский характер морали, Чернышевский прибегает к принципу разумного эгоизма. Следует особо отметить, что развивая такую натуралистическую концепцию морали, Чернышевский, оставаясь деятелем русской культуры, писателем, публицистом, не мог не сохранить и традиционные для русской культуры и философии морально-нравственные ценности, а именно способность личности к подвигу, к благородным поступкам, самопожертвованию и т.д.

Поскольку натуралистическая мораль эти качества не могла объяснить, Чернышевский полагал, что имеются автономные обоснования для таких качеств личности.

Для понимания исторического процесса в учении Чернышевского характерно:

1. Признание целостности и причинной обусловленности исторического процесса, причем в историческом развитии общества Чернышевский особо подчеркивает важную роль экономической сферы, хотя к материалистическому понимаю природы он не пришел. (идеалистический взгляд на развитие общества)

2. Важную роль он придавал просвещению, развитию знания, науки (духовным факторам)

3. Наиболее важно в исторических воззрениях то, что он выдвигал революционный взгляд на развитие общества. Идеал: крестьянский социализм, базирующийся на крестьянской общине и методом его построения Чернышевский считал революционное преобразование российской жизни. Именно революционную деятельность он рассматривал как проявление свободы личности.

 

27.04.12