Средства выразительности композиции

Уравновешенность и соразмерность элементов композиции неразрывно свя­заны с понятиями пропорциональности и масштабности. Особую вырази­тельность композиции придают ритм, контраст и нюанс.

Пропорциональность и масштабность. Любой объект имеет определенную габаритную величину, определяемую размерами по двум осям, если этот объект плоский, и по трем осям, если он объемный. Эти размеры находятся в определенной пропорции. Про­порции объекта несут элемент выразительности. Куб имеет одинаковые размеры по высоте, длине и ширине, он выглядит устойчивым, статичным. Тонкий брусок, вытянутый в длину, имеет более выразительную динамич­ную форму. Если объект более сложный, он имеет свои внутренние про­порции. Отдельные части сопоставляются по отношению друг к другу и по отношению к целому. Пропорциональность - соразмерность целого и час­тей, они должны прослеживаться при переходе от одной части формы к другой и ко всей форме в целом. Это основное средство композиции. Ма­тематическую основу для наилучших пропорций искали Витрувий, Дюрер, да Винчи, Корбюзье.

Наиболее часто встречается пропорция золотого сечения.

Золотое сечение - гармоническое деление отрезка на две части таким обра­зом, что меньшая часть так относится к большей, как большая к целому отрезку. Принципу золотого сечения в той или иной мере подчиняются почти все объекты живой природы. Впервые золотое сечение встречается еще в "Началах" Евклида (III в. до н. э.), а сам термин "золотое сечение" ввел в XV веке Леонардо да Винчи (рис. 3.39), до него, в эпоху Ренессанса, это соотношение называлось Sectio divina - божественная пропорция.

Прямоугольник с соотношением сторон, равным 21:34 называют золотым прямоугольником, а его диагональ - "активной" диагональю.

Золотое сечение - признак структурного единства объектов природы, но в то же время оно неотделимо от объектов искусства. По пропорциям золото­го сечения строились египетские пирамиды, создавались скульптуры и предметы быта, ей подчиняются звуковые ряды в музыке.

С понятием пропорции связана масштабность.

Масштабность - соразмер­ность принятому эталону. В предметном мире людей эталоном является сам человек, ибо "Человек есть мера всех вещей".

Греки, для которых человек был эталоном и мерилом всего, строили свои храмы так, что их пропорции соответствовали пропорциям человеческого тела (рис. 3.40).

По словам Витрувия, "никакой храм без соразмерности и пропорции не может иметь правильной композиции, если в нем не будет точно такого членения, как у хорошо сложенного человека. Желая сделать так, чтобы колонны были пригодны для поддержания тяжестей и выглядели пра­вильными и красивыми, они (греки) измерили след мужской ступни по отношению к человеческому росту и, найдя, что ступня составляет шес­тую его долю, применили это соотношение к колоннам. Таким образом, дорийская колонна стала воспроизводить в здании пропорции, крепость и красоту мужского тела".

Строгих, абсолютных, математически точных пропор­ций в искусстве, как правило, не бывает. Самый большой храм афинского Акрополя, Парфенон - воплощение строгости и гармонии. Но его архитек­торы учли также особенности человеческого зрения: колонны храма отстоят на разном расстоянии друг от друга (по углам теснее), угловые колонны чуть массивнее внутренних, и все они немного наклонены внутрь, к стенам здания, от чего и выглядят стройнее и выше. В Парфеноне все чуть-чуть изогнуто, чуть-чуть искривлено, все рассчитано на то, чтобы отдельные час­ти сооружения выглядели идеально правильными и гармоничными. По сло­вам Ле Корбюзье, "Парфенон - это скульптура. В нем нет ни одной пря­мой линии" (рис. 3.41).

Масштабность - важное средство художественной выразительности. Она очень важна для композиции любого вида: фронтальной, объемной и осо­бенно пространственной.

Ритм.Ритм- закономерное чередование или изменение объектов, свойств, явле­ний во времени и пространстве. Это элемент самой жизни: ритмичны дыха­ние, ходьба, чередование дня и ночи. В графике ритм проявляется в повто­рах и созвучиях точек, линий, геометрических форм, пятен, объемов, различных текстур и цветов. Ритм создает напряжение дизайнерской работы и в то же время облегчает восприятие. Он связывает отдельные линии, плоскости, формы, настраивает движение глаз зрителя по изображению, помогает зрительно объединить группы объектов в единое целое.

Ритму подчинен порядок, связь, строй всех элементов художественного произведения, он побуждает к преодолению неподвижности изображения, заставляет его дышать и двигаться. Три-четыре повтора настраивают на ритм, создают эффект ожидания (рис. 3.43).

Ритм может быть явным (строение ветвей дерева, стоящие вдоль улицы до­ма, геометрический орнамент) или приглушенным, скрытым (горная цепь, складки одежды, повороты голов людей, стоящих группой).

Ритм определяет не только размерность, но и направление композиции. Ритмическое развитие может идти по горизонтали или по вертикали, по квадрату, кругу, реже - по овалу. Интересные результаты дает ритмическое движение по радиусам, по спирали, по сетке - решений множество (рис. CD-3.44).

Частный случай ритма - метр. Визуальный метрический ряд характеризуется тем, что отдельные части с одинаковыми или сходными признаками разме­щаются через равные интервалы. С помощью метра достигается строгость и уравновешенность. Повтор облегчает восприятие формы, делает ее более чет­кой и ясной, но при большой протяженности формы метрический ряд может выглядеть монотонным. Примером метрического ряда служит линейный ор­намент из простых элементов.

· Наиболее характерные приемы построения ритма.

· Изменение величин, составляющих ряд (нарастающие и убывающие ря­ды). Ритм определяется изменением формы.

· Изменение интервалов между элементами (сужающиеся и расширяю­щиеся ряды). При этом ритм замедляется или ускоряется.

Ритму могут быть подчинены не только изменения формы, но и цвет, пла­стика или другие изобразительные свойства. Различные свойства могут ме­няться параллельно (например, одновременное возрастание величины и яр­кости элементов) или встречно (когда величина объектов возрастает, а яркость падает). При параллельном развитии различных свойств ритм ком­позиции подчеркнуто активный, стремительный, при встречном измене­нии - более сложный для восприятия.

Тождество метрических рядов может нарушаться нюансом или контрастом. Можно ввести контраст по форме, цвету, размеру. Пользоваться этими средствами нужно осторожно: слишком сильный контраст разрушает форму.

Ритмический ряд должен иметь начало и конец, гаситься. Для остановки ритма можно использовать необычное решение элементов, близких к краю композиции.

Тождество, контраст, нюанс. Для того чтобы подчеркнуть характер произведения, усилить выразитель­ность, применяются такие средства, как тождество, контраст, нюанс.

Тождество - отношение полностью сходных объектов: повторяющийся узор орнамента (раппорт), кирпичи, составляющие стену, бревна, из которых сло­жена изба. Тождественные элементы композиции часто создают множество, образуют фон. Как правило, тождественные элементы составляют метрический ряд (рис. 3.47).

Контраст - резкое различие элементов композиции - мощное средство усиления выразительности. Это сочетание противоположных характеристик, противопоставление линии и пятна, большого и маленького, темного и светлого. Контраст выделяет часть изображения, расставляет акценты, вы­ражает энергию и силу произведения. Умение использовать контрасты - показатель художественного чутья дизайнера. Построенная на контрасте реклама сразу же обращает на себя внимание и лучше запоминается; ис­пользование контрастных решений в интерьере офиса способствует пере­ключению внимания при рутинной работе; на контрастном фоне текст за­метнее. Контраст - проявление всеобщего диалектического закона единства и борьбы противоположностей, он подчеркивается не только формой, цве­том, текстурой, но и общей идеей, сюжетом.

Из контрастных форм можно создать единый образ, главное, чтобы зри­тельно не разрушалась общая композиция (рис. CD-3.48).

Важную роль в композиции играет нюанс, сущность которого составляет плавный переход характеристик. Нюанс - такое соотношение элементов композиции, при котором преобладает сходство, но имеются незначитель­ные различия. При нюансе нет четко выраженных противоречий, он играет роль оттенка, помогая избежать монотонности.