Средства выразительности композиции
Уравновешенность и соразмерность элементов композиции неразрывно связаны с понятиями пропорциональности и масштабности. Особую выразительность композиции придают ритм, контраст и нюанс.
Пропорциональность и масштабность. Любой объект имеет определенную габаритную величину, определяемую размерами по двум осям, если этот объект плоский, и по трем осям, если он объемный. Эти размеры находятся в определенной пропорции. Пропорции объекта несут элемент выразительности. Куб имеет одинаковые размеры по высоте, длине и ширине, он выглядит устойчивым, статичным. Тонкий брусок, вытянутый в длину, имеет более выразительную динамичную форму. Если объект более сложный, он имеет свои внутренние пропорции. Отдельные части сопоставляются по отношению друг к другу и по отношению к целому. Пропорциональность - соразмерность целого и частей, они должны прослеживаться при переходе от одной части формы к другой и ко всей форме в целом. Это основное средство композиции. Математическую основу для наилучших пропорций искали Витрувий, Дюрер, да Винчи, Корбюзье.
Наиболее часто встречается пропорция золотого сечения.
Золотое сечение - гармоническое деление отрезка на две части таким образом, что меньшая часть так относится к большей, как большая к целому отрезку. Принципу золотого сечения в той или иной мере подчиняются почти все объекты живой природы. Впервые золотое сечение встречается еще в "Началах" Евклида (III в. до н. э.), а сам термин "золотое сечение" ввел в XV веке Леонардо да Винчи (рис. 3.39), до него, в эпоху Ренессанса, это соотношение называлось Sectio divina - божественная пропорция.
Прямоугольник с соотношением сторон, равным 21:34 называют золотым прямоугольником, а его диагональ - "активной" диагональю.
Золотое сечение - признак структурного единства объектов природы, но в то же время оно неотделимо от объектов искусства. По пропорциям золотого сечения строились египетские пирамиды, создавались скульптуры и предметы быта, ей подчиняются звуковые ряды в музыке.
С понятием пропорции связана масштабность.
Масштабность - соразмерность принятому эталону. В предметном мире людей эталоном является сам человек, ибо "Человек есть мера всех вещей".
Греки, для которых человек был эталоном и мерилом всего, строили свои храмы так, что их пропорции соответствовали пропорциям человеческого тела (рис. 3.40).
По словам Витрувия, "никакой храм без соразмерности и пропорции не может иметь правильной композиции, если в нем не будет точно такого членения, как у хорошо сложенного человека. Желая сделать так, чтобы колонны были пригодны для поддержания тяжестей и выглядели правильными и красивыми, они (греки) измерили след мужской ступни по отношению к человеческому росту и, найдя, что ступня составляет шестую его долю, применили это соотношение к колоннам. Таким образом, дорийская колонна стала воспроизводить в здании пропорции, крепость и красоту мужского тела".
Строгих, абсолютных, математически точных пропорций в искусстве, как правило, не бывает. Самый большой храм афинского Акрополя, Парфенон - воплощение строгости и гармонии. Но его архитекторы учли также особенности человеческого зрения: колонны храма отстоят на разном расстоянии друг от друга (по углам теснее), угловые колонны чуть массивнее внутренних, и все они немного наклонены внутрь, к стенам здания, от чего и выглядят стройнее и выше. В Парфеноне все чуть-чуть изогнуто, чуть-чуть искривлено, все рассчитано на то, чтобы отдельные части сооружения выглядели идеально правильными и гармоничными. По словам Ле Корбюзье, "Парфенон - это скульптура. В нем нет ни одной прямой линии" (рис. 3.41).
Масштабность - важное средство художественной выразительности. Она очень важна для композиции любого вида: фронтальной, объемной и особенно пространственной.
Ритм.Ритм- закономерное чередование или изменение объектов, свойств, явлений во времени и пространстве. Это элемент самой жизни: ритмичны дыхание, ходьба, чередование дня и ночи. В графике ритм проявляется в повторах и созвучиях точек, линий, геометрических форм, пятен, объемов, различных текстур и цветов. Ритм создает напряжение дизайнерской работы и в то же время облегчает восприятие. Он связывает отдельные линии, плоскости, формы, настраивает движение глаз зрителя по изображению, помогает зрительно объединить группы объектов в единое целое.
Ритму подчинен порядок, связь, строй всех элементов художественного произведения, он побуждает к преодолению неподвижности изображения, заставляет его дышать и двигаться. Три-четыре повтора настраивают на ритм, создают эффект ожидания (рис. 3.43).
Ритм может быть явным (строение ветвей дерева, стоящие вдоль улицы дома, геометрический орнамент) или приглушенным, скрытым (горная цепь, складки одежды, повороты голов людей, стоящих группой).
Ритм определяет не только размерность, но и направление композиции. Ритмическое развитие может идти по горизонтали или по вертикали, по квадрату, кругу, реже - по овалу. Интересные результаты дает ритмическое движение по радиусам, по спирали, по сетке - решений множество (рис. CD-3.44).
Частный случай ритма - метр. Визуальный метрический ряд характеризуется тем, что отдельные части с одинаковыми или сходными признаками размещаются через равные интервалы. С помощью метра достигается строгость и уравновешенность. Повтор облегчает восприятие формы, делает ее более четкой и ясной, но при большой протяженности формы метрический ряд может выглядеть монотонным. Примером метрического ряда служит линейный орнамент из простых элементов.
· Наиболее характерные приемы построения ритма.
· Изменение величин, составляющих ряд (нарастающие и убывающие ряды). Ритм определяется изменением формы.
· Изменение интервалов между элементами (сужающиеся и расширяющиеся ряды). При этом ритм замедляется или ускоряется.
Ритму могут быть подчинены не только изменения формы, но и цвет, пластика или другие изобразительные свойства. Различные свойства могут меняться параллельно (например, одновременное возрастание величины и яркости элементов) или встречно (когда величина объектов возрастает, а яркость падает). При параллельном развитии различных свойств ритм композиции подчеркнуто активный, стремительный, при встречном изменении - более сложный для восприятия.
Тождество метрических рядов может нарушаться нюансом или контрастом. Можно ввести контраст по форме, цвету, размеру. Пользоваться этими средствами нужно осторожно: слишком сильный контраст разрушает форму.
Ритмический ряд должен иметь начало и конец, гаситься. Для остановки ритма можно использовать необычное решение элементов, близких к краю композиции.
Тождество, контраст, нюанс. Для того чтобы подчеркнуть характер произведения, усилить выразительность, применяются такие средства, как тождество, контраст, нюанс.
Тождество - отношение полностью сходных объектов: повторяющийся узор орнамента (раппорт), кирпичи, составляющие стену, бревна, из которых сложена изба. Тождественные элементы композиции часто создают множество, образуют фон. Как правило, тождественные элементы составляют метрический ряд (рис. 3.47).
Контраст - резкое различие элементов композиции - мощное средство усиления выразительности. Это сочетание противоположных характеристик, противопоставление линии и пятна, большого и маленького, темного и светлого. Контраст выделяет часть изображения, расставляет акценты, выражает энергию и силу произведения. Умение использовать контрасты - показатель художественного чутья дизайнера. Построенная на контрасте реклама сразу же обращает на себя внимание и лучше запоминается; использование контрастных решений в интерьере офиса способствует переключению внимания при рутинной работе; на контрастном фоне текст заметнее. Контраст - проявление всеобщего диалектического закона единства и борьбы противоположностей, он подчеркивается не только формой, цветом, текстурой, но и общей идеей, сюжетом.
Из контрастных форм можно создать единый образ, главное, чтобы зрительно не разрушалась общая композиция (рис. CD-3.48).
Важную роль в композиции играет нюанс, сущность которого составляет плавный переход характеристик. Нюанс - такое соотношение элементов композиции, при котором преобладает сходство, но имеются незначительные различия. При нюансе нет четко выраженных противоречий, он играет роль оттенка, помогая избежать монотонности.