Принципы построения композиции

Законы и принципы построения, рассмотренные ниже, справедливы для любого вида композиции. Композиционное построение - это приведение к целостности и гармонии всех частей произведения.

Нет четких правил гармоничного соединения отдельных элементов в единое целое, но эмоциональный художественный образ создается только тогда, когда соблюдаются определенные условия: в едином композиционном про­странстве должны выделяться изобразительный центр, читаться общая фор­ма, чувствоваться ритм. Замечательный художник Владимир Фаворский го­ворил, что в композиции нет правил, но есть законы.

"Всякое художественное произведение цельно и сложно. Цельность дает ему единство, а сложность - многообразное содержание. Сложность кучи кам­ней не будет художественной сложностью. В ней нет главного и второсте­пенного, основного и подчиненного, элементов разного качества - все со­ставляющие ее части имеют равную цену. Только логически члененное и при этом объединенное цельным художественным строем произведение становится действительно художественным". (В. А. Фаворский).

Основными законами композиции можно считать:

· равновесие;

· единство и соподчинение всех частей.

Для создания выразительной композиции нужно, чтобы как она сама, так и ее элементы обладали достаточной степенью структурной сложности. Это не значит, что композиция должна содержать много элементов, или что отдель­ные ее части должны иметь сложную форму или цвет. Структурная слож­ность зависит от разнообразия средств, принципов, методов организации. Нельзя понимать композицию как набор объектов, расположенных в опреде­ленной последовательности в определенном месте. Хорошая композиция от­личается от плохой так же, как поэзия - от набора зарифмованных слов.

Работа над формой. Определим форму как конечный результат художественного произведения. Она присуща как объемным, так и плоским предметам. Дизайнеры говорят о форме промышленного изделия, товарного знака, рекламного плаката. В общем случае, форма произведения - это расположение его составных частей в соответствии с законами композиции.

Композиционное построение не только наделяет форму гармонией, но и оказывает определенное эмоциональное воздействие, выявляет смысл про­изведения. Иными словами, композиция определяет единство формы и со­держания. Так, в абстрактном графическом произведении общая форма соз­дается пятнами и линиями (мягкими и размытыми или четкими и острыми), углами или дугами. Очень важную роль играет цветовое решение, мы уже говорили, что цвет существенно влияет на восприятие формы. Эти формальные средства воздействуют на эмоции, вызывают те или иные ассо­циации, формируют некий художественный образ. Если в композиции изменить, переместить или убрать один из составляющих ее элементов, или поменять его цвет, немедленно потребуется корректировка всех остальных час­тей. Соподчинение и равновесие всех составляющих нарушать недопустимо.

Рассмотрим структурную организацию формы и проанализируем связи и отношения, которые возникают между элементами композиции.

Равновесие композиции. Условие зрительной устойчивости композиции - уравновешенность. Ком­позиционное равновесие обеспечивается сочетанием деталей, цветом и пла­стикой.

Равновесие формы - состояние, при котором все элементы сбалансирова­ны между собой. Наиболее очевидный прием - равновесие на основе симметрии.

Виды симметрии. Симметрия - определенный порядок, математическая закономерность, с которой располагаются повторяющиеся предметы относительно друг друга на плоскости или в пространстве. Асимметрия - полное нарушение сим­метрии: повторяющиеся элементы отсутствуют или расположены так, что их нельзя совместить путем сдвига или поворота.

Симметрия - одно из наиболее важных средств организации формы, способ­ствующее целостности восприятия. Древние считали ее условием красоты, в изобразительном искусстве того времени различные виды симметрии исполь­зовались очень часто. Это фундаментальное свойство природы, проявляю­щееся в физике, математике, биологии, с ним связаны законы сохранения энергии, свойства элементарных частиц, строение атомов и молекул, структу­ра кристаллов, строение белков. Многим природным объектам присуща сим­метрия: плоскостная симметрия присутствует в очертаниях древесного листа, объемная симметрия - в форме еловой шишки или самого дерева.

Наиболее часто в природе и искусстве встречается зеркальная симметрия. Самый простой случай - симметрия двух плоскостей (рис. CD-3.6), но зер­кальных плоскостей может быть и больше (рис. CD-3.7).

Другой тип симметрии - осевая, или симметрия поворота. Если поворачи­вать изображение вокруг вертикальной оси, которая перпендикулярна плос­кости листа, образуется узор с осевой симметрией.

Узор на рис. CD-3.8, слева имеет осевую симметрию, а на рис. CD-3.8, спра­ва - зеркальную. При сравнении изображений на рис. 3.8 очевидно, что левое выглядит более динамичным.

Еще один тип симметрии - перенос. В этом случае предметы расположены на равных расстояниях вдоль линии (рис. CD-3.10).

По принципу переноса создаются орнаменты (рис. 3.11).

Если линейный орнамент размножить в направлении, перпендикулярном оси, получится симметричная композиция, заполняющая плоскость, - сет­ка (рис. CD-3.12).

Орнамент - излюбленный прием прикладного искусства. В таких видах работ, как плетение, ткачество, роспись керамики, вышивка, резьба по камню и дереву можно найти множество примеров симметричных компози­ций. Орнаменты используются в изделиях из кованого металла, выкладыва­ются из камня при строительстве домов. Как правило, вид и характер орна­мента зависит от особенностей материала и инструментов, с помощью которых он создается, то есть, хорошая орнаментальная композиция тектонична. Характер орнамента деревянной резьбы отличается от орнамента ко­ваной решетки: узор из железа определяется конструкцией, придает ей прочность, оставаясь в то же время очень декоративным (рис. 3.13).

При винтовой симметрии элементы пере­носятся вдоль оси с поворотом, например, расположение цветков на стебле лилии или ступеней винтовой лестницы (рис. CD-3.15).

Частичное нарушение симметрии делает объект более сложным, динамич­ным, интересным. В живой природе нет абсолютной симметрии, формаль­ной точности. Лицо человека, лист дерева, головка цветка, речная ракушка симметричны в целом, в своей основе, но различны в деталях. Это придает им особую выразительность. Такой вид симметрии называется дисимметрией. Она разрушает точное сходство, оставляя симметричность общей формы. Этот принцип лежит в основе многих произведений искусства.

Дисимметрия используется в композициях различного вида. Пример ди-симметрии фронтальной композиции дан на рис. 3.17.

Антисимметрия - симметрия с полярно противоположными, контрастными свойствами, противопоставлением. Ее зачастую используют как сильное средство для усиления выразительности. Яркий пример - "Автопортрет в костюмах Пьеро и Арлекина" В. Шухаева и А. Яковлева (рис. CD-3.18). Ан­тисимметричные композиции часто используются для того, чтобы подчерк­нуть символическое звучание образа. Симметрия является условием рав­новесия. Как правило, композиции с вертикальной осью симметрии ста­тичны (рис. CD-3.19).

Равновесие более сложно и интересно, если при компоновке элементов применены дисимметрия и (или) антисимметрия. Композиционное равно­весие в этом случае отличается внутренней динамикой (рис. CD-3.20).

Достигнуть равновесия в асимметричной композиции сложнее, чем при симметрии. В асимметричной композиции более активную роль играет плоскость, в которой расположены элементы. Возрастает значение формы отдельных объектов. Если главный элемент композиции - фигура с мягки­ми округлыми формами, чаще всего она располагается на плоскости немно­го выше центра листа и сдвинута влево (рис. CD-3.21).

Центр композиции. Гармония фона и переднего плана, цвета и графических элементов, освеще­ния и ракурса составляют основу композиции. Цельность произведения оп­ределяется возможностью сразу охватить его взглядом и одновременно опре­делить основную часть, вокруг которой располагаются не столь значимые, но, тем не менее, необходимые элементы композиции. Всегда можно выделить главное и второстепенное. Даже в орнаментах, где нет геометрического цен­тра, можно определить главный мотив и подчиняющиеся ему части.

В общем случае, центром композиции является главный смысловой эле­мент. Слово "центр" не следует понимать буквально, это понятие достаточ­но условное. Им может быть самый большой элемент, самый маленький или даже пустое пространство на листе. Центр можно выделить контраст­ным цветом или сложной формой. Место его размещения может быть лю­бым, но главная часть композиции всегда содержит внутри себя точку или линию, относительно которой устанавливается равновесие боковых частей или верха и низа (рис. CD-3.26).

Чем больше элементов используется в композиции, тем сложнее работа по ее созданию. Для многоэлементной композиции любого типа очень важно структурное построение, соотношение составляющих ее частей. Отдельные элементы объединяют в группы по два-три для сохранения целостности восприятия. Отдельные группы предметов объединяются осью или плоско­стью симметрии; при этом внутри самих групп симметрии быть не должно. Она выделяет группу в самостоятельную композицию, нарушая, таким об­разом, соподчиненность.

Для изображения сложных событий, нескольких идей, равных по своей зна­чимости, используют несколько композиционных центров. Следует обеспе­чить свободное пространство между группами, чтобы не "потерялись" от­дельные части композиции.

Особо подчеркивается "субординация" между группами. Наиболее значимые элементы выделяют размещением, размером и цветом так, чтобы направить взгляд зрителя сначала на них, а затем - на менее значимые.

Необходимо соблюдать оптическое равновесие за счет правильного размеще­ния крупных, тяжелых, темных форм относительно малых, легких, светлых.

Многоэлементные фронтальные композиции могут содержать различные формы: линейные, плоские, шрифтовые. Типичный пример - оформление печатного текста с иллюстрациями. На одной странице часто необходимо разместить текст, фотографии, графический рисунок, элементы оформле­ния: рамки, подложки, декоративные знаки (рис. CD-3.27).

Всегда следует избегать пестроты и дробности. Пестрые, перенасыщенные изображением композиции утомляют, вызывают отрицательные эмоции. Лаконичные ком­позиции могут быть очень выразительными (рис. CD-3.28).

Формат фронтальной композиции.Наиболее распространенные форматы изображения - прямоугольные, круглые, овальные. Прямоугольный, вытянутый вертикально, формат пере­дает ощущение устремленности вверх (рис. CD-3.29).

Горизонтальный формат выглядит "распахнутым": ослабляется чувство замкнутости, уменьшается значение композиционного центра (рис. CD-3.30). Он часто используется для сложных многоплановых композиций. Чаще всего используется прямоугольный формат золотого сечения. Он наиболее урав­новешен и замкнут.

Квадратный и круглый форматы сложны для компоновки. Квадратный формат слишком статичен. В нем часто размещают композиции с осевой или зеркальной симметрией.

В круглом формате логичнее всего разместить элементы с осевой симметри­ей. Мы уже говорили о том, что этот вид симметрии очень динамичен, по­этому композиция в круге выглядит зрительно подвижной (рис. CD-3.31, а). Несимметричное изображение трудно компоновать в круглой раме, но ком­позиция с явно выраженным верхом и низом "останавливает вращение" и получается весьма выразительной (рис. CD-3.31, б).

Очень декоративно выглядит овальная "рама", но она требует тщательно про­думанной компоновки. Овал - зрительно законченная замкнутая форма. Традиционно в овальном формате размещают декоративные орнаментальные композиции, но могут быть и более сложные динамичные решения (рис. CD-3.32). Интересно выглядит сочетание прямоугольного горизонтального и овального форматов. В этом случае композиция статична (рис. CD-3.33).

Композиция может быть замкнутой, ограничиваться определенной формой и подчиняться ей, а может быть открытой, когда предполагается мысленное продолжение ее в пространстве. В любом случае, между отдельными эле­ментами и частями композиции существуют внутренние связи.

Замкнутая композиция используется для передачи идеи неподвижности, устойчивости. Для нее характерны построение по форме круга, квадрата, прямоугольника, а также симметрия, четкий внешний контур. Основные направления линий устремлены к центру (рис. CD-3.34).

Ощущения движения, простора передаются открытой композицией. Ос­новные направления силовых линий - от центра. Как правило, строятся несколько композиционных узлов, используется ритм. Передать движение можно, например, изображая крайние элементы как бы выходящими за пределы листа, обрезанными форматом (рис. CD-3.35).

Незаполненное белое поле листа может быть очень активным, эту актив­ность придают ему элементы композиции, размещенной на этом белом по­ле. Композиция из абстрактных черных пятен на белом поле выглядит рель­ефной, в ней есть некая трехмерность. Это происходит потому, что черный цвет придает плоскому изображению вес, глубину, а белый фон трактуется как пространство (рис. 3.36).