Перспектива

Изменение формы объекта в пространстве - одна из наиболее ярких зри­тельных иллюзий. Всем известно, что одинаковые фигуры по мере удале­ния от зрителя воспринимаются неодинаковыми. Параллельные прямые кажутся непараллельными, сходящимися в одной точке {точке схода), а непараллельные - параллельными, окружности выглядят эллипсами и т. д.

Такие свойства зрительного восприятия называют перспективными искаже­ниями. Существует объективная закономерность перспективного видения.

Передача глубины пространства на плоскости - наиболее часто встречаю­щаяся в работе дизайнера задача. При изображении на плоскости или изо­гнутой поверхности видимые формы реальных объектов моделируются с учетом особенностей зрительного восприятия.

Изображение глубины трехмерного пространства в соответствии с кажу­щимся изменением величины, очертаний, резкости контуров и детальности предметов, которое обусловлено степенью отдаленности их от точки наблю­дения, называется перспективой.

Рисунок предмета в перспективе с сокращением удаленных от переднего плана его частей называется ракурсом (от франц. "укорачивание").

До эпохи Возрождения художники почти не уделяли внимания перспективе, и только в пятнадцатом веке, стремясь к познанию, пытаясь понять приро­ду вещей, стали изображать предметы в единстве со средой, в которой они находятся. Глубина пространства передавалась посредством перспективных сокращений, объемные фигуры начали моделировать светотенью движение тела - сложными ракурсами. Законы перспективы стали основной наукой художника, их развивали Леонардо да Винчи, Дюрер, Микеланджело и дру­гие великие мастера (рис. 1.12).

Различают следующие виды перспективы:

· линейная - изображение на плоскости с помощью центрального про­ецирования;

· панорамная - изображение на внутренней поверхности цилиндра (вы­ставочные панорамы) - например, Бородинская панорама;

· плафонная - изображение на внутренней поверхности сводчатого пере­крытия какого-либо помещения;

· театральная - изображение на ряде отдельных поверхностей, напри­мер, театральные декорации;

· рельефная - изображение глубины пространства с помощью различных форм рельефа (выпуклого изображения на плоскости). Рельефная пер­спектива создает иллюзию глубины при незначительно меняющемся уровне рельефа;

· диорамная - изображение, сочетающее живопись на прозрачном мате­риале (например, стекле) с объемными предметами;

· архитектурная - изображение зданий, площадей, парков и т. п. Архи­тектурная перспектива достигается довольно сложными графическими построениями: кроме линейной перспективы учитывается увеличение видимых форм объекта при приближении к нему. Может быть исполь­зовано несколько точек схода; перспективные сокращения моделируют­ся как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях. Иными словами, архитектор, вычерчивая здания, вносит некоторые поправки, компенсирующие искажения объектов, неизбежные при строгом по­строении линейной перспективы. Это помогает правильному воспри­ятию изображаемого объекта;

· стереоскопическая - изображение на плоскости выполняется по прави­лам линейной перспективы в виде двух рисунков предмета: один рису­нок предназначен для рассматривания левым глазом, другой - правым;

· воздушная перспектива - изображение, которое учитывает явление смягчения деталей и контуров удаленных объектов вследствие рассеяния лучей в толще воздуха между зрителем и объектами, а также вносимые дистанцией цветовые искажения;

· обратная перспектива - изображение, акцентирующее внимание зрите­ля на смысловом центре, часто игнорирующее сокращения линейной перспективы ("рисую не то, что вижу, а то, что знаю"). Эта перспектива характерна, например, для православных икон.

В компьютерных программах трехмерного моделирования, таких как AutoCAD, 3D Studio, перспективные сокращения формы объекта строятся автоматически. В двумерных программах используются специальные прие­мы и эффекты рисования.

В графическом ди­зайне перспектива играет роль выразительного средства, поэтому худож­ники, как правило, не придерживаются строгих правил построения пер­спективы, используя для достижения нужного эффекта следующие приемы:

· для увеличения глубины пространства разные части картины изобража­ют с разных точек зрения;

· многие объекты изображаются условно, так как при построении их пер­спективы по строгим правилам они сильно искажаются, иногда до неуз­наваемости. К таким объектам можно отнести тела вращения (цилинд­ры, конусы), прямоугольные поверхности (кубы, прямоугольные призмы или параллелепипеды);

· объекты, относительные размеры и формы которых заранее известны (люди, животные), изображают так, чтобы не затруднять их восприятие.