Структура этноса

 

Каждая теория представляет по-своему структуру этноса в зависи­мости от определения этноса, понимания его сущности. Но большая часть исследователей согласна с тем, что структура этноса иерархична и включает в себя следующие уровни:

1) собственно этнический, состоящий из этнические об­щностей и этносоциальных организмов, т.е. совокупностей людей, обладающих наибольшей интенсивностью этнических свойств и вы­ступающих в качестве самостоятельных единиц этнических про­цессов;

2) микроуровень, состоящий из «микроэтнических еди­ниц» — наименьших составных частей этнических общностей, в ка­честве которых выступают отдельные индивиды как носители эт­нических признаков и семья как наименьшая по численности этно­социальная группа, воспроизводящая основные элементы этничес­кой культуры;

3) макроуровень, объединяющий «субэтнические подразде­ления» (субэтносы) — общности, у которых этнические свойства вы­ражены с меньшей интенсивностью, чем у основных этнических еди­ниц, но осознающие свою этническую общность и имеющие специ­фические черты культуры;

4) метауровень, охватывающий суперэтносы — этнические образования, сложившиеся из нескольких основных этнических об­щностей, но обладающие этническими свойствами меньшей интен­сивности, чем каждая из таких общностей в отдельности (например, европейское сообщество, исламский мир и т.д.).

У каждого из отмеченных уровней в свою очередь есть свои осо­бенности. Так, основным объективным критерием для выделения этнокультурных метаобщностей служат те или иные компоненты культуры — металингвистические, метаконфессиональные, метахозяйственные и т.п. Помимо общности по соответствующему основ­ному компоненту культуры (языку, религии, типу хояйства) такие образования имеют общие черты в некоторых смежных сферах по­вседневной культуры.

Особое место в этнической иерархии занимают микроэтничес­кие единицы, представляющие собой предел делимости основных этнических общностей. Поскольку пределом делимости этноса, при котором в основном сохраняются его свойства, является отдельный человек, то, очевидно, человека можно считать собственно этни­ческой микроединицей. Микроединицей следует, видимо, назвать основную элементарную общественную ячейку — семью, которой принадлежит важная роль в воспроизводстве этноса и главных эт­нических свойств.

Специфические особенности субэтносов обычно связаны с их происхождением. В одних случаях — это бывшие этносы, постепен­но утратившие роль основных этнических общностей, в других — бывшие этнические группы, осознавшие совместно с другими свою общность, в третьих — социальные общности, обладающие специ­фическими чертами культуры (например, казачество). Особое место среди них занимают субэтносы, образовавшиеся на основе расовых групп, например американские негры, которых можно рассматри­вать как субэтнос североамериканской нации.

Исходя из такого рода структурной организации этносов, один и тот же человек может одновременно входить в несколько этни­ческих общностей разных уровней. Например, можно считать себя русским (основная этническая общность), донским казаком (субэт­нос) и славянином (метаэтническая общность).

Следует учитывать, что многие этносы не представляли и не пред­ставляют собой какие-то монолитные образования. Они различают­ся локальной спецификой разговорного языка, культуры и быта, имеют иногда самоназвание и как бы двойственное самосознание. Например, поморы и различные группы казаков, обладающие само­сознанием, представляют собой субэтносы русского народа, а север­ные и южные русские — его этнические группы. Внутренние подраз­деления этносов часто ведут свое происхождение от вошедших в него племенных компонентов. Нередко они возникают при соци­ально-религиозной дифференциации этноса, при сильном расшире­нии этнической территории, когда мигрирующие части этноса по­падают в различную природную среду, взаимодействуют с различ­ными этносами и т.д.

В заключение следует подчеркнуть, что все этнические объединения раз­личных уровней представляют собой динамические явления, под­верженные различного рода изменениям, нередко сопровождаю­щимся трансформацией одного вида общностей в другой. Так, у какой-либо этнической группы может появиться самосознание эт­нического характера, и она в этом случае превратится в субэтнос. В свою очередь, субэтнос может трансформироваться в этническую группу. Аналогичные превращения возможны также между метаэтническими и теми видами метаобщности, которые не обладают эт­ническим самосознанием. Этническая история человечества знает немало подобных превращений