Структура этноса
Каждая теория представляет по-своему структуру этноса в зависимости от определения этноса, понимания его сущности. Но большая часть исследователей согласна с тем, что структура этноса иерархична и включает в себя следующие уровни:
1) собственно этнический, состоящий из этнические общностей и этносоциальных организмов, т.е. совокупностей людей, обладающих наибольшей интенсивностью этнических свойств и выступающих в качестве самостоятельных единиц этнических процессов;
2) микроуровень, состоящий из «микроэтнических единиц» — наименьших составных частей этнических общностей, в качестве которых выступают отдельные индивиды как носители этнических признаков и семья как наименьшая по численности этносоциальная группа, воспроизводящая основные элементы этнической культуры;
3) макроуровень, объединяющий «субэтнические подразделения» (субэтносы) — общности, у которых этнические свойства выражены с меньшей интенсивностью, чем у основных этнических единиц, но осознающие свою этническую общность и имеющие специфические черты культуры;
4) метауровень, охватывающий суперэтносы — этнические образования, сложившиеся из нескольких основных этнических общностей, но обладающие этническими свойствами меньшей интенсивности, чем каждая из таких общностей в отдельности (например, европейское сообщество, исламский мир и т.д.).
У каждого из отмеченных уровней в свою очередь есть свои особенности. Так, основным объективным критерием для выделения этнокультурных метаобщностей служат те или иные компоненты культуры — металингвистические, метаконфессиональные, метахозяйственные и т.п. Помимо общности по соответствующему основному компоненту культуры (языку, религии, типу хояйства) такие образования имеют общие черты в некоторых смежных сферах повседневной культуры.
Особое место в этнической иерархии занимают микроэтнические единицы, представляющие собой предел делимости основных этнических общностей. Поскольку пределом делимости этноса, при котором в основном сохраняются его свойства, является отдельный человек, то, очевидно, человека можно считать собственно этнической микроединицей. Микроединицей следует, видимо, назвать основную элементарную общественную ячейку — семью, которой принадлежит важная роль в воспроизводстве этноса и главных этнических свойств.
Специфические особенности субэтносов обычно связаны с их происхождением. В одних случаях — это бывшие этносы, постепенно утратившие роль основных этнических общностей, в других — бывшие этнические группы, осознавшие совместно с другими свою общность, в третьих — социальные общности, обладающие специфическими чертами культуры (например, казачество). Особое место среди них занимают субэтносы, образовавшиеся на основе расовых групп, например американские негры, которых можно рассматривать как субэтнос североамериканской нации.
Исходя из такого рода структурной организации этносов, один и тот же человек может одновременно входить в несколько этнических общностей разных уровней. Например, можно считать себя русским (основная этническая общность), донским казаком (субэтнос) и славянином (метаэтническая общность).
Следует учитывать, что многие этносы не представляли и не представляют собой какие-то монолитные образования. Они различаются локальной спецификой разговорного языка, культуры и быта, имеют иногда самоназвание и как бы двойственное самосознание. Например, поморы и различные группы казаков, обладающие самосознанием, представляют собой субэтносы русского народа, а северные и южные русские — его этнические группы. Внутренние подразделения этносов часто ведут свое происхождение от вошедших в него племенных компонентов. Нередко они возникают при социально-религиозной дифференциации этноса, при сильном расширении этнической территории, когда мигрирующие части этноса попадают в различную природную среду, взаимодействуют с различными этносами и т.д.
В заключение следует подчеркнуть, что все этнические объединения различных уровней представляют собой динамические явления, подверженные различного рода изменениям, нередко сопровождающимся трансформацией одного вида общностей в другой. Так, у какой-либо этнической группы может появиться самосознание этнического характера, и она в этом случае превратится в субэтнос. В свою очередь, субэтнос может трансформироваться в этническую группу. Аналогичные превращения возможны также между метаэтническими и теми видами метаобщности, которые не обладают этническим самосознанием. Этническая история человечества знает немало подобных превращений