Конструктивизм

 

Согласно конструктивистскому подходу к пониманию этничности, порождаемое на основе дифференциации культур этническое чув­ство и формируемые в его контексте представления и доктрины — это не что иное, как интеллектуальный конструкт писателей, уче­ных, политиков.

Наиболее распространенную в мировой науке конструктивист­скую концепцию этничности связывают с именем упоминавшегося выше норвежского этнолога Фредерика Барта, который определяет ее как наиболее широкую категорию социальной идентичности, си­туативный феномен, создаваемый средствами символического раз­личения, подчеркивает договорной характер границ между этничес­кими категориями.

Впервые в этнологии в качестве главного критерия этничности Барт предложил этнические границы группы, которыми она огра­ничивает сама себя. Выбор этого критерия объясняется тем, что этнические границы направляют социальную жизнь в определенное русло, следствием чего становится сложная организация поведения и социальных отношений. По этой причине в различных этнических границах наблюдаются и различные культурные явления, демон­стрируемые членами той или иной группы.

Барт не рассматривал «самоприписывание» к этнической группе как существенную черту этничности, считая, что все внутриэтнические отношения строятся на «культурном знании». Именно бла­годаря этому знанию человек ведет себя адекватно своей этнической роли и рассматривается в качестве члена этнической группы.

Сторонники конструктивизма широко и специфическим образом иллюстрируют свою теорию на примере образования традиций, в частности традиция носить мужчинами-шотландцами юбки восхо­дит к англичанину, а благодаря деятельности любителей гэльской культуры шотландская юбка стала ассоциироваться с гэльскими кла­нами.

Таким образом, для конструктивизма этничность — вопрос созна­ния; членство в этнической группе зависит от представления инди­вида о том, что такое эта группа. Поэтому для определения этнич­ности решающее значение имеет не культура этноса вообще, а те культурные характеристики, которые в данный момент подчерки­вают различия и групповые границы.

Этнос в конструктивизме понимается как общность людей на ос­нове культурной самоидентификации (самоопределения) по отно­шению к другим общностям, с которыми она находится в фундамен­тальных связях. Отличительной особенностью этой концепции эт­носа и этничности по сравнению с другими концепциями является не добавление в определения этих понятий новых признаков, а вве­дение в любой подобный перечень элемента «представления об этих признаках». Так, признаками этнической общности являются не общее происхождение, а представление или миф об общей истори­ческой судьбе общности, а также вера в то, что это — наша культура, а не сам по себе очерченный культурный облик, который без такой веры ни о чем не говорит.

Этничность в таком понимании — процесс социального констру­ирования воображаемых общностей, основанный на вере в то, что они связаны естественными и даже природными связями, единым типом культуры и идеей или мифом об общности происхождения и общей истории.

Центральным моментом порождения этничности и появления этноса или этнической группы можно назвать категорию «границы», содержание которой весьма подвижно, так как, если даже произве­денная этническая самоидентификация является результатом внут­реннего выбора, то это не всеобщий выбор, а вариант согласия толь­ко части социально активного населения; для каждого этот выбор важен по тем или иным причинам.

Современная этнология, основанная на философии постмодер­низма, развивает это положение, подчеркивая неопределенность, бесконечность трансформации и текучесть этничности. Сейчас распространено самое широкое определение этноса — это группа, члены которой имеют общее наименование (этноним),,обладают комплексом сходных черт в культуре, мифом об общем происхож­дении и коллективной исторической памятью, связывают себя с определенной территорией и чувством солидарности. Причем наи­более важна субъективная сторона: коллективное сознание, мифо­логия, воображение, а не связь с территорией и историческими процессами в качестве объективной данности, как в прежних тео­риях.

Необходимо отметить, что все рассмотренные выше подходы к этничности не носят взаимоисключающего характера и поэтому пер­спективным способом исследования проблемы этничности в бли­жайшем будущем будет, видимо, интеграция их наиболее важных аспектов и создание когерентной теории этничности. Многие этно­логи полагают, что конструктивистский подход может стать ядром такого синтеза, поскольку у него есть ряд важных аспектов: во-пер­вых, значительно влияние исторического контекста, благодаря чему в теориях этого подхода фокусируется внимание на относительном характере и ситуационной зависимости этничности, что позволяет изучать данный феномен на разных «уровнях» и «срезах»; во-вторых, все теории конструктивистского подхода практически одинаково трактуют проблему роли родства в формировании этнической иден­тичности, что может быть использовано как исходное основание при составлении различных теорий; в-третьих, за период постком­мунистического развития мира обнаружено достаточно большое ко­личество фактов изменения этничности, что само по себе дает уни­кальную возможность для интеграции взглядов конструктивистов и инструменталистов.