Тема: Управление в области охраны окружающей среды (самостоятельно).

 

Органы специальной компетенции.

Указ президента о системе и структуре органов государственной власти.

Головным органом – министерство природных ресурсов и экологии. В его состав входят 2 федеральные службы и 2 агентства:

1) ФС по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

2) ФС по надзору в сфере природопользования (росприроднадзор)

3) ФА водных ресурсов

4) ФА по недропользованию.

 

Правительству подчиняется ФС по экологическому, технологическому и атомному надзору (ростехнадзор) подчиняется напрямую правительству.

 

В минздравсоцразвития входит ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Санитарный и эпидемиологический надзор.

 

Надзорные функции только у росприроднадзора. Само министерство осуществляет общее управление, координацию деятельности, разрабатывает нормативные акты.

 

Тема 6: механизмы охраны окружающей среды.

1 вопрос – правовой механизм.

Правовой механизм представляет собой систему организационно-правовых мероприятий, направленных на сохранение, восстановление и воспроизводство природы и окружающей среды.

По структуре:

1) Природоохранные нормы

2) Экологизированные нормы

3) Нормы-гарантии

4) Эколого-правовые отношения.

 

Природоохранные. Цель – закрепление в законодательстве основных приоритетов и принципов природоохранной деятельности.

Экологизированные нормы – цель – довести до хозяйствующих субъектов содержание, суть и значение норм. Требование природоохранных норм должны быть включены в те нормативные акты, на основе которых осуществляется хоз деятельность.

 

Нормы-Гарантии – путём применения мер юридической ответственности.

 

Эколого-правовые отношения – отношения, которые регулируются 1,2,3.

 

Условия эффективности действия правового механизма:

1) Содержание природоохранительной нормы должно иметь экологическое обоснование. Норма права должна учитывать уже сложившиеся отношения человека и природы.

2) Содержание природоохранительной нормы должно пройти экологизацию, т.е. включено в закон.

3) Кроме правовых гарантий должны действовать и иные гарантии: экономические гарантии, организационные гарантии (совершенствование системы управления), идеологические гарантии (связаны с повышением экологической культуры населения).

Все эти условия должны действовать в комплексе.

 

2 вопрос.

Экономический механизм – появился в 90-у и впервые был закреплён законом РСФСР 1991 г. «об охране окружающей природной среды».

Экономический механизм основан на материальной заинтересованности. Охрана окружающей среды будет эффективна тогда/ когда будет экономически выгодно природопользователю.

Ст. 14 фз элементы экономического регулирования:

1) Экономические санкции –принудительное взимание платежей за негативное воздействие на окр среду

2) Экономические стимулы: предоставление налоговых и иных льгот при применении лучших технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов, переработки отходов и иных эффективных мер по охране окружающей среды.

3) Экономические гарантии – финансирование природоохранной деятельности из бюджетов всех уровней, разработка гос прогнозов социально-экономического развития и экологических программ, страхование, аудирование и др.

 

Плата за негативное воздействие на окружающую среду.

Ст.16 плата взимается за следующие виды негативного воздействия:

1) Выброс в атмосферу

2) Сброс в поверхностные и подземные воды

3) За загрязнение недр и почв

4) За размещение отходов

5) За иные виды (электромагнитные излучения, шум, вибрация и др.)

Плата за негативное воздействие на основании постановлений правительства № 632 1992г. и 12.06.2003 № 144 о нормативах платы.

Устанавливаются 2 норматива платы:

1) За загрязнение в пределах установленных нормативов

2) За загрязнение в пределах установленных лимитов

За нормативное загрязнение – плата взымается за счёт себестоимости продукции.

За лимитное - за счёт прибыли, остающейся у природопользователей.

Разработаны коэффициенты, учитывающие экологический фактор:

- Выбросы в атмосферу

- В подземные и поверхностные воды

- Загр. недр

Ставка платы исчисляется путём умножения норматива на коэффициент.

Коэф. сост. атмосферного воздуха и почв разраб. по основным экономическим регионам РФ.

По водным – по басейнам основных рек и морей а разрезе экономических регионов.

Платежи могут быть увеличины и уменьшины:

- для тех, кто действ на особо охраняемых территориях (крайнего севера, лечебно-оздоровительные местности, местности приравненной к районам Севера, байкальской зоны, зонах экологических бедствий.

Плату взымает Росприроднадзор (поквартально):

20% - фед бюджет

40% - региональный

40% - местный.

 

Весение регулярных платежей не освобождает от обязанности возмещения вреда, причиненного окружающей среде.

 

Нормирование экологических нормативов в области экол среды

Закон содержит 5 глав о нормировании. Можно рассм.:

1) Как инструмент охраны окружающей среды

2) Как правовой институт

3) Как функцию гос упр в области охраны окружающей среды

Цель – снижение негативных воздействий на окружающую среду.

По сути являются техническими нормами, но после утверждения гос учреждений становятся обязательными (приобретают юридическое значение.

1) Нормативы качества окружающей среды

2) Нормативы допускающие воздействие на окружающую среду.

Нормативы качества призваны обеспечить благоприятность окружающей среды. Разрабатываются по физическим, химическим, биологическим и иным показателям состояния окружающей среды.

Три показателя:

1) Медицинский

2) Научно-технический

3) Технологический

 

Медицинский – устанавливает пороговый уровень опасности для здоровья человека.

Технологический – способность контролировать.

Научно-технологический – способность науки и техники обеспечивать установленные ограничения.

 

Норм допуст возд – призваны ограничить негативное воздействие от хоз деятельности с целью обеспечить исполнение норм качества.

 

Контроль включает в себя 3 основных вида:

1) Государственный

2) Производственный

3) Общественный

 

Государственный – система мер провод органами гос власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение требований экологического законодательства

Государственный контроль – общий, специальный (спец органы).

 

Росприроднадзор – на федеральном уровне и на уровне субъектов (постановление правительства от 29.10.2009 «О перечне объектов, подлежащих федеральному экологическому контролю».

 

Административный регламент:

Предусмотрен производственный экологический контроль: либо очистные работы, либо специально созданной экологической службой (ФЗ « О промышленной безопасности и опасных производственных объектах»)

Разработано положение о произв. Экологическом контроле, утвержд руководит и согласовывается с ростехнадзором. Суть – самоконтроль (внутр) предприятия за своей деятельностью

Общественный экологический контроль осущ. Обществ некоммерч объединения либо гражданами (ФЗ «Об общественных объединениях», Об охране окружающей среды» и др.).

Может осущ: в предупредительной форме, в текущей форме (путём обращения в органы гос власти, МСУ и др.)

 

Санитарно-эпидемиологический надзор.

Он осуществляется на основании положения утв. постановлением правительства от 21.04.2010 «об осуществлении сан-эпид надзора»

ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» (роспотребнадзор).

Организацию сан-эпид надзора организуют и контролируют руководитель роспотребнадзора, руководители в субъектах, главные санитарные врачи по городам, районам, на транспорте. Главный санитарный врач МВД, минобороны, ФСБ, ФСИН и др.

Роспотребнадзор осуществляет санитарно-эпидемиологическое нормирование (постановление правительства от 15.09.2005 «о санитарн-эпид нормировании»). Цель: санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Два основных направлений деятельности: нормирование и надзор.

Нормативными актами, разрабатываемыми данной службой – санитарно-эпид правила (комплексный нормативно-правовых актов (санитарные нормы, правила, правила и нормы, гигиенически нормативы)). Положением о нормировании определены направления, которые подлежат обязательному нормированию:

1) К планировке и застройке городских и сельских поселений,

2) продукции производственно-технического назначения

3) продукции, ввозимой на территорию РФ

4) к почве, воздуху, питьевой воде

5) к обезвреживанию и накоплению отходов

6) жилым помещениям

7) условиям труда

8) и многие другие.

Существует определённый порядок создания санитарных правил: утверждаются на основе определенных санитарно-эпид экспертиз, исследований, испытаний…

Подлежат обязательной гос регистрации и вступают в действие после гос регистрации. В РФ действуют единые правила. Срок действия не может превышать 10 лет, с максимальным продлением на 5 лет.

 

Процедура ОВОС

Процедура оценки воздействия на окружающую среду.

Положение об ОВОС утв. госкомэкологии 16.05.2000.

Цель: проведение ОВОС – предотвращение или смягчение негативного воздействия на окружающую среду в ходе хозяйственной деятельности. Эта процедура –предшествующий этап для проведения экологической экспертизы.

В основе проведения этой процедуры лежит принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

Проводится в несколько этапов:

1) уведомление органов власти о начале процедуры, информирование общественности и подготовка тех задания

2) проведение исследований по оценке воздействия на окружающую среду и рассмотрение альтернативных вариантов.

3) Подготовка окончательного варианта материалов с учётом всех предложений, внесённых общественностью

4) Окончательный вариант передаётся далее на экспертизу (государственную или общественную)

В случае, если намечаемая хоз деятельность предполагает трансграничное негативное воздействие, то ОВОС должно проводиться с учётом конвенции «об ОВОС в трансграничном контексте.

Заказчик, для того, чтобы выявить общественное мнение, обязан опубликовать инфу о намечаемой деятельности и о времени и месте ознакомления общественности с тех заданием. В течение 30 дней происходит ознакомление. Выявление общественного мнения может быть в различных формах (референдум, голосование, письменные отзывы и предложения.

 

ФЗ об экологической экспертизе. ЭЭ – это установление соответствия документации, обосновывающей намечаемую хозяйственную деятельность экологическим требованиям, установленным тех регламентами и зак-вом в области охраны окружающей среды.

Принципы: презумпция потенциальной экологической опасности

2) обязательность проведения экспертизы до принятия решения

3) принцип комплексности оценки

4) независимости экспертов

5) обоснованности, научности экспертов

6) и др.

 

Государственная экологическая экспертиза.

Ст. 11 – перечень объектов, подлежащих государственной экологической экспертизе. Законодательно определён порядок гос эол экспертизы:

На основе процедуры ОВОС.

Проводят экспертные комиссии из независимых экспертов. В состав комиссии не могут включатсяя штатные сотрудники, а также не могут включаться штатные сотрудники орг гос власти, а также лица состоящие в договорных отношениях с заказчиком (т.е. заинтересованные лица.

Экспертами выступают специалисты в различных сферах знаний, обладающие научными и практическими знаниями в соответствующей области.

Выносится заключении, и если один из экспертов не согласен с общими выводами экспертам предоставляется право выразить своё мнение, запросить дополнительные данные и т.п.

 

Росприроднадзор – гос орган, уполномоченный на проведение экспертизы. Финансирование экспертизы за счёт средств заказчика, должна быть начата не позднее месяца после получения оплаты. Срок проведения не должен превышать 6 месяцев. Не должен превышать 3 месяцев.

По результатам комиссия выносит заключение, которое может быть положительным и отрицательным. Положительное заключение является для дальнейшего финансирования и выполнения проекта.

 

Отрицательное заключение может быть:

1) Полностью запрещать деятельность

2) Допускать доработку проекта и представить вторично.

В случае отрицательного заключения заказчик может обжаловать его в суде.

 

Заключение является обязательным и рассылается всем заинтересованным лицам (орг гос исп власти, органы МСУ, заказчику и органам кредитным учреждений (которые финансируют проект)).

 

Общественная экологическая экспертиза проводится по тем же объектам, что и государственная. Организуется и проводится по инициативе граждан, орг МСУ, проводится общественными организациями, деятельность которых направлена на охрану окружающей среды. Может проводится до гос экспертизы или вместе с ней. При одновременном проведении результаты общестенной экспертизы могут использоваться при проведении гос экспертизы. Проводится при условии гос регистрации её проведения. Регистрация в органах МСУ и в течение 7 дней, если не отказано в проведении, то считается, что разрешена и заявление считается зарегистрированным.

Снования отказа:

1) Экспертиза уже дважды была проведена в отношении обхекта

2) Сведения об объекте представляют гос, коммерческую или иную охраняемую законом тайну

3) Устав общественной организации не соответствует требования фз об охране окружающей среды.

 

Финансирование осуществляется за счёт средств общественности (пожертвования, фонды общественных организаций).

 

Заключение может носит положит или отриц характер, но оно в отличие от гос экспертизы носит рекомендательный характер. В некоторых случаях оно может приобретать юридическую силу.

 

Экологический мониторинг.

Государственный экологический мониторинг – это комплексная система наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменения состояния среды под воздействием природных и антропогенных факторов.

По территориальному:

1) Национальный

2) Глобальный

3) Региональный и

4) Локальный.

Мониторинг по отраслевому:

1) Земель

2) Вод

3) Растительного и животного мира

4) Атмосферы

5) И др.

Мониторинг осуществляется на основе положения об организациии осуществления гос мониторинга окр среды утв. постановлением правительства от 31.03.03.

Мониторинг осуществляется через стационарные и подвижные пункты наблюдения. Стационарный - комплекс, включающий зем участок или часть акватории с установленным на нём приборами для фиксации характеристик окр среды.

Подвижной пункт – комплекс, вклюяающий платформу (летательный аппарат, судно и т.п.) с оборудованием для фиксации характеристик окр среды.

В целом они образуют сеть.

Мин природы, минсельхоз, росгидромет осуществляют мониторинг.

Основные координационные функции отведены минприроды россии.

 

Вследствие осуществления мониторинга собирается информация, которую можно поделить: общедоступная, специализированная, которая предоставляется по заказу пользователей за счет его средств на основе договора.

 

 

Закон о гос тайне – сведения о состоянии окр. Среды не подлежат засекречиванию. Ведётся единый гос фонд данных на основе гос мониторинга о состоянии окружающей среды. Ведение единого фонда на основании постановления правительства от …

 

Сокрытие и умышленное искажение или несвоевременное предоставление информации влечёт административную ответственность.