Бюджетный дефицит

Государственный бюджет, как и всякий баланс, предполагает выравнивание доходов и расходов. Однако, как правило, при принятии бюджета планируемые поступления и расходы не совпадают. Превышение расходов над доходами образуют бюджетный дефицит (или отрицательное сальдо), превышение доходов над расходами - бюджетный излишек (или положительное сальдо).

Если все государственные доходы сводятся к налогам, то:

Бюджетный дефицит (излишек) = Правительственные расходы – Налоги.

Характер бюджетного сальдо (дефицит или излишек) при данном объеме правительственных расходов и данной ставке налогообложения зависит от масштабов национального производства. Чем больше объем производства и уровень доходов, тем выше налоговые поступления (рис. 25.1). Правительственные расходы напротив не зависят от уровня дохода. Следствием этого и являются либо бюджетный дефицит при низком уровне дохода, либо бюджетный излишек при высоком уровне дохода. При BHII, равном ВНП*, бюджет будет сбалансирован.

Валовой национальный продукт (доход)

 

Налоги

 

Правительственные расходы

 

бюджетный дефицит

 

бюджетный излишек

 

сбалансированный бюджет

 

ВНП

 

ВНП*

 

 

Рисунок 25.1 Дефицит и излишек государственного бюджета

 

Если раньше бюджетный дефицит возникал редко и был связан с чрезвычайными обстоятельствами, прежде всего с войнами, то сегодня, и в мирное время, бюджетный дефицит стал типичен для большинства стран рыночной экономики. При этом бюджетный дефицит носит не просто хронический характер, но и постоянно возрастает. Динамика бюджетных дефицитов отчетливо проявляется как в абсолютных размерах, так и в процентах к ВНП (ВВП).

Бюджетный дефицит возникает вследствие многих причин объективного и субъективного характера. Наиболее часто – из-за невозможности мобилизовать необходимые доходы в результате спада или падения роста производства, высокого уровня затрат, низкой производительности труда и других причин, вызывающих несбалан­сированность экономики, снижение эффективности производства.

Причина бюджетного дефицита кроется и в безудержном росте расходов без учета финансовых возможностей, в недостаточной их це­лесообразности, эффективности. Высокий уровень расходов непроиз­водительного характера (военные расходы, содержание административного аппарата, покрытие убытков предприятий и др.) приводит к проеданию бюджетных средств, а не к умножению общественного бо­гатства.

Отрицательное влияние на сбалансированность бюджета ока­зывает инфляция, расшатывание денежного обращения и системы рас­четов, нерациональная налоговая, инвестиционная и кредитная политика.