Конкурентоспособность предприятия, факторы её определяющие

 

Показатель конкурентоспособности фирмы включает в себя комплекс экономических характеристик, определяющих положение фирмы на конкретном мировом рынке.

Этот комплекс включает в себя характеристики товара, а также факторы, формирующие в целом условия производства и сбыта продукции фирмы. Понятие конкурентоспособности фирмы и продукции соотносятся как целое и часть.

Возможности компании конкурировать на товарном рынке непосредственно зависят от конкурентоспособности товара, а также от совокупности экономических факторов:

- научно-технический уровень и степень совершенства производства;

- использование новейших изобретений и открытий;

- внедрения современных средств автоматизации производства.

 

Анализ конкурентных позиций фирмы на мировом рынке предполагает выяснение факторов, воздействующих на отношение покупателя к фирме и её продукции на рынках, и как результат, изменение доли предприятия на мировом рынке товаров. Эти факторы можно систематизировать следующим образом:

- коммерческие условия: возможность предоставления коммерческого или потребительского кредита, скидки с прейскурантной цены и т. д.;

- организация сбытовой сети;

- возможность заключения товарообменных (бартерных) сделок;

- проведение демонстраций изделий на выставках и ярмарках;

- эффективность проведения рекламных компаний;

- воздействие средствами «паблик рилейшнз»;

- организация послепродажного обслуживания продукции: услуги, сроки гарантийного ремонта;

- воздействие товарного знака фирмы на покупателей.

 

Таким образом, оценка конкурентоспособности фирмы на определенном рынке или его сегменте основывается на тщательном анализе технологических, производственных, финансовых и сбытовых возможностях фирмы.

Оценка конкурентных возможностей фирмы. Она является заключительным этапом маркетингового исследования и призвана определить потенциальные возможности компании и мероприятия, которые она должна предпринять для обеспечения конкурентных позиций на конкретном рынке. Такая оценка должна содержать:

- потребность в капитальных вложениях фактических и на перспективу;

- ассортимент конкурентной продукции, его объемы и стоимость;

- набор рынков и сегментов для каждого продукта;

- перечень мер и приемов, которыми фирма может обеспечить преимущества на рынке;

- создание благоприятного представления о фирме у потребителей.

 

Результаты оценки конкурентных возможностей фирмы кладутся в основу при формировании комплекса маркетинга и принятии стратегических решений.