Конкурентоспособность предприятия, факторы её определяющие
Показатель конкурентоспособности фирмы включает в себя комплекс экономических характеристик, определяющих положение фирмы на конкретном мировом рынке.
Этот комплекс включает в себя характеристики товара, а также факторы, формирующие в целом условия производства и сбыта продукции фирмы. Понятие конкурентоспособности фирмы и продукции соотносятся как целое и часть.
Возможности компании конкурировать на товарном рынке непосредственно зависят от конкурентоспособности товара, а также от совокупности экономических факторов:
- научно-технический уровень и степень совершенства производства;
- использование новейших изобретений и открытий;
- внедрения современных средств автоматизации производства.
Анализ конкурентных позиций фирмы на мировом рынке предполагает выяснение факторов, воздействующих на отношение покупателя к фирме и её продукции на рынках, и как результат, изменение доли предприятия на мировом рынке товаров. Эти факторы можно систематизировать следующим образом:
- коммерческие условия: возможность предоставления коммерческого или потребительского кредита, скидки с прейскурантной цены и т. д.;
- организация сбытовой сети;
- возможность заключения товарообменных (бартерных) сделок;
- проведение демонстраций изделий на выставках и ярмарках;
- эффективность проведения рекламных компаний;
- воздействие средствами «паблик рилейшнз»;
- организация послепродажного обслуживания продукции: услуги, сроки гарантийного ремонта;
- воздействие товарного знака фирмы на покупателей.
Таким образом, оценка конкурентоспособности фирмы на определенном рынке или его сегменте основывается на тщательном анализе технологических, производственных, финансовых и сбытовых возможностях фирмы.
Оценка конкурентных возможностей фирмы. Она является заключительным этапом маркетингового исследования и призвана определить потенциальные возможности компании и мероприятия, которые она должна предпринять для обеспечения конкурентных позиций на конкретном рынке. Такая оценка должна содержать:
- потребность в капитальных вложениях фактических и на перспективу;
- ассортимент конкурентной продукции, его объемы и стоимость;
- набор рынков и сегментов для каждого продукта;
- перечень мер и приемов, которыми фирма может обеспечить преимущества на рынке;
- создание благоприятного представления о фирме у потребителей.
Результаты оценки конкурентных возможностей фирмы кладутся в основу при формировании комплекса маркетинга и принятии стратегических решений.