Правовые основы регулирования деятельности в PR

Если проанализировать, какие регулятивные механизмы существуют в public relation, то мож­но выделить два основных направления: право­вое регулирование и саморегулирование.

Правовое регулирование — это система регу­лирования поведения людей в обществе посред­ством правовых норм, устанавливаемых орга­нами государственной власти и выполняемых гражданами под контролем уполномоченных ор­ганизаций с возможностью применения фикси­рованных санкций за отклонение от данных норм. Это строго установленная, четко прописанная, обязательная для всех членов общества система норм. Ни о каком добровольном следовании дан­ным предписаниям речь не идет.

Саморегулирование — гораздо более подвиж­ная система. Она вступает в действие, когда не­возможно применение правового регулирования, когда нет «общественно опасного деяния» с точ­ки зрения права, но есть морально-этическая коллизия, порой более негативная по своим по­следствиям для общества, чем любой правовой поступок. Саморегулирование не может носить обязательный и всеобщий характер, его основ­ным признаком является добровольность следо­вания декларированным нормам. Роль саморе­гуляторов играют в данном случае нормы и иде­алы, которые служат этическими критериями для оценки как отдельно взятых поступков, так и всей деятельности в целом.

Как и любое другое активно развивающееся явление общественной жизни, связи с общест­венностью требуют создания самостоятельной законодательной базы, регулирующей те или иные коммуникационные процессы. Воздействие связей с общественностью, СМИ, рекламы на общество происходит, прежде всего, с помощью информации. Таким образом, нормативно-пра­вовые акты, составляющие юридическую осно­ву функционирования PR, отражены в доста­точно новой отрасли права — информационной.

При современном развитии информационного пространства резко возросло внимание к цирку­лированию информационных потоков. И это не случайно: если двадцатый век можно было на­звать веком индустриального общества, то два­дцать первый, безусловно, будет веком инфор­мационным.

Информационное общество можно определить как общество, в котором информация приобрета­ет ведущее значение, и ее влияние на развитие государства становится более эффективным, чем политическое, экономическое и военное. Инфор­мационные ресурсы в таком социуме занимают один ряд с природными, трудовыми финансо­выми, составляя основной потенциал страны.

Происходит создание специфической инфор­мационно-социальной среды, которая нуждается в высокой степени урегулированности зако­ном. Этим вызвано зарождение новой самосто­ятельной отрасли права — информационного.

В результате интенсивного развития рынка рекламы и связей с общественностью информа­ция стала активно использоваться для создания паблицитного капитала, таким образом, эконо­мика начала осваивать информационный ресурс как товар, как объект производства, как равно­ценного участника коммерческих отношений.

Правового регулирования требует не только сама информация как сведения о лицах, пред­метах, фактах, событиях, явлениях независимо от формы их донесения до потребителя, но и процессы, связанные с ее получением, создани­ем, обработкой, распространением и т.п., что и составляет суть любого коммуникационного про­цесса. Таким образом, информационное право — это отрасль, которая не является ни класси­ческой, ни чистой по принадлежности к какому-либо семейству одной отрасли права по методу регулирования. Информационное право явля­ется отраслью третьего уровня классификации — отраслью комплексной по методам правового ре­гулирования. Ее специфика — сочетание консти­туционного регулирования, административных способов обеспечения особенностей информаци­онной деятельности, привлечение всего арсенала регулирующих, контрольных, принудительных, карательных и стимулирующих мер в процессе обеспечения соблюдения законодательства и ре­акции государства на правонарушения.

Информационное право только начинает скла­дываться, и поэтому говорить о четкой система­тизации и классификации законодательства, регулирующего отношения в этой отрасли, преж­девременно. Отдельные положения, регламен­тирующие информационные процессы, разбро­саны по различным законодательным актам, специальных федеральных законов пока немно­го. Это законы: «О средствах массовой инфор­мации» от 27 декабря 1991 г., «О государствен­ной тайне» от 21 июля 1993 г., «Об информа­ции, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г., «О рекламе» от 18 июня 1995 г., «Об участии в международном инфор­мационном обмене» от 4 июля 1996 г. и ряд других.

Характерной особенностью развития современ­ного российского общества является интенсивное преобразование именно массовой информацион­ной среды. Переход от полностью контролиру­емых средств массовой информации, которые были инструментом формирования единой со­ветской идеологии и находились под жестким государственно-правовым регулированием, к ин­формационной вседозволенности вызвал, наряду с увеличением роли и востребованности инфор­мации, формированием гражданского общест­ва, возникновением института свободы слова, и негативные явления. К таким явлениям, преж­де всего, следует отнести незащищенность об­щества от непроверенной информации, исполь­зование общественного мнения для лоббирования интересов отдельных социальных групп, нагне­тание ощущения тех или иных глобальных проб­лем для манипулирования аудиторией. Особен­но ярко эти эксцессы проявляются в относительно новой для нашего общества сфере — свя­зях с общественностью и традиционной для на­шей страны, но изменившейся по сути рекламы. В зависимости от сферы деятельности, в ко­торой функционируют связи с общественностью, в процесс правового регулирования PR включают­ся ниже перечисленные законодательные акты.

1. В сфере деятельности органов власти и ор­ганов государственного управления — Федераль­ный закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», Указы Президента РФ «О государственном флаге РФ», «О судебной палате по информационным спорам», «Об управлении Президента РФ по свя­зям с общественностью», постановления Правительства РФ «О мерах по совершенствованию взаимодействия Правительства РФ со средствами массовой информации», «Положение о правительственной комиссии по реализации концепции государственной национальной политики РФ» и др.

2. В сфере окружающей среды — Федераль­ный закон «Об уничтожении химического ору­жия»; Федеральный закон «Об экологической экспертизе» и др.

3. В условиях чрезвычайной и кризисной об­становки—Федеральный закон «О граждан­ской обороне», Федеральный закон «О защите населения и территории в период чрезвычай­ных ситуаций природного и техногенного ха­рактера», Указ Президента «О комиссии при Президенте РФ по военнопленным, интерниро­ванным и пропавшим без вести» и др.

4. В системе средств массовой информации — Постановление Правительства РФ «О мерах по совершенствованию взаимодействия Правитель­ства РФ со СМИ», Европейская конвенция о трансграничном телевидении, парламентская ас­самблея Совета Европы «О роли национального вещания и управления им» и др.

Для того чтобы ориентироваться в правовом пространстве связей с общественностью, необ­ходимо быть готовым к комплексному анализу существующей законодательной базы.

Конец формы