ДАДАИЗМ.
Это авангардное движение. Дадаисты устроили такой праздник впервые. Из дадаизма вырос сюрреализм. Дадаизм возникает 1912 году в разных странах. С 1916 года – в Швейцарии (кабаре «Вольтер»). Швейцария – тихая, мирная, буржуазная страна, которая всегда являла собой лицо Европы. 16 год – вся Европа в хаосе (уже применено оружие массового поражения – газы). В Швейцарии скучно – упорядоченность быта. Люди ищут выхода своей творческой энергии. Творчество дадаистов таково: они начинают изображать из себя идиотов, дурачиться. Ведут себя как посторонние в этом мире, но позиционируют себя как обычные люди. Слово «dada» обозначает с фр. – игрушечная лошадка на палочке. Это слово указывает на совершенную чистоту сознания (поэтому оно и выбрано). Оно обнаруживает вокруг все бессмысленное и абсурдное (деструкция). Создание бессмысленных текстов, которые издаются журналом «Dada». Эти тексты хаотично сложены из газетных слов, предложений, фраз. Это и есть деструкция системы языка – праздник игры, свободного отношения ко всему, освобождение от рамок традиций. Спонтанность, праздник дурачества, праздник игры в ничто. Вождь Андре Бретон.
Манифест Тцара. В этом манифесте говорится о том, что «dada» ничего не обозначает, бессмыслица. Ничто – обнаружение пустоты, поле свободного действия, свободной духовности. Это и есть ценность.
Дадаизм существовал всего 4-5 лет.
Манифест Хюльзенбека («Дадаистский манифест 1918 года). Все, что делали – протест против бездуховности прежних эпох. Новая форма духовности - опыт встречи с хаосом. Аномия (упорядоченность при встрече с хаосом, человек, почувствовавший холодное дыхание хаоса) – встреча с хаосом. Из атмосферы аномии родился дадаизм. Но они не были анархистами. Это были просто люди, которые хотели преодолеть хаос в себе. Появление творческой иррациональности. Смысл – сбить ритм восприятия мира, привести человека в состояние растерянности, разрушить основу буржуазного бытия.
Писали бессмысленные стихи в сонетной форме. Читали хором – чистый голос человека без смысла. Стихи изобретаются из чистых звуков.
Чистая форма мимисиса. Создается картина движущегося каравана. Прорыв к новому языку – невербальные средства.
Искусство вырывается из формы, возникают подобные движения. Поп-Арт берет готовые реалии повседневной бытовой культуры. Совершает сдвиг, помещая реалию в неадекватный контекст. Бытовой предмет изображается как высокое искусство (банки с супом на холсте). Нет поэтизации. Создается неожиданная, остраняющая точка зрения.
Прием изоляции. Отделение делается самостоятельным, придается самостоятельная ценность предмету. Он становится непостижимым, странным, пугающим, пустым, но что-то значащим. Вещи сами смотрят на меня и задают мне вопросы. Проблематизация языков культуры. Все оказывается загадкой. Обычные отношения смещаются.