Анализ экономических результатов деятельности предприятия

Основными экономическими результатами финансово-хозяй­ственной деятельности предприятия являются объем выпущенной и реализованной продукции, валовой доход, прибыль, стоимость имущественного комплекса предприятия. Экономические результа­ты работы предприятия зависят от конкурентоспособности, вос­требованности его продукции (работ, услуг), уровня рейтинга, деловой активности и деловой репутации. На результаты экономичес­кой деятельности предприятия влияют уровень безубыточности, ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости. Экономические результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия отражают в целом эффективность ис­пользования его экономического потенциала, который включает кадровый, технический, производственный и финансовый потен­циал и характеризует общие возможности, а также конкретные виды экономической деятельности предприятий

Объем реализованной продукции бесспорно является основным экономическим результатом финансово-хозяйственной деятельно­сти предприятия. Это показатель сводного характера, характеризу­ющий общие результаты экономической деятельности предприя­тия.

Процесс материального производства завершается доведе­нием готового продукта до потребителя путем реализации изготов­ленной продукции (работ, услуг). Реализация продукции является одним из основных показателей успешности завершения процесса производства и в то же время представляет собой законченную ста­дию кругооборота средств предприятия, имеющую огромное зна­чение для его нормальной хозяйственной деятельности.

Выручка от реализации продукции (работ, услуг) является ос­новным источником поступления финансовых ресурсов и денежных средств.

Выручка от реализации продукции (работ, услуг) зависит от организации маркетинга и ценообразования. Цели маркетинга со­стоят в следующем:

- изучение рынка ресурсов для переработки и рынков сбыта го­товой продукции;

- содействие продвижению на рынок и реализации продукции (работ, услуг);

- привлечение постоянных потребителей путем их обслужива­ния с использованием системы скидок;

- реклама в местной печати, на радио и телевидении;

- обоснование уровня цен;

- прогнозирование сбалансированности спроса и потребления.

Ценообразование является важным процессом определения ре­альной стоимости выпущенной продукции (работ, услуг).

Основными факторами ценообразования являются: спрос, пред­ложение, конкуренция. К основным принципам ценообразования об­щепринято относить следующие:

- отражение издержек производства, распределения, обмена и потребления;

- соответствие минимального уровня цены общему уровню из­держек производства;

- отражение в цене качественных характеристик товара.

Рыночная цена отражает конечный результат общественного про­изводства — непосредственную реализацию товаров и услуг потре­бителю, реальное соотношение спроса и предложения.

Свободные (рыночные) цены на отечественные товары народ­ного потребления формируются исходя из отпускной цены с нало­гом на добавленную стоимость и торговой надбавки.

Свободные (рыночные) цены на импортные товары народного потребления формируются исходя из отпускной цены (включая таможенные пошлины и сборы, акцизы) и торговой надбавки.

Прибыль является конечным результатом деятельности предприятия.

Экономические результаты финансово-хозяйственной деятель­ности предприятия также характеризуются распределением и ис­пользованием прибыли. К основным направлениям распределения прибыли относятся налоги, уплачиваемые за счет прибыли, ку­понные (процентные) выплаты по долговым цепным бумагам (об­лигациям, векселям), дивиденды по привилегированным и обыкновенным акциям, отчисления и фонды предприятия (накопления, развития производства, потребления, материального стимулирова­ния, социально-культурного развития и др.).

Важным экономическим результатом финансово-хозяйственной деятельности предприятия является рыночная стоимость его иму­щественного комплекса. Стоимость предприятия (имущественного комплекса) является базовой характеристикой его экономической состоятельности. Имущественный комплекс предприятия включает все имущество, находящееся на балансе предприятия в данном пе­риоде.

Рыночная стоимость имущественного комплек­са предприятия зависит от ряда факторов:

- отраслевая принадлежность,

- территориальное располо­жение,

- деловая репутация, торговая марка,

- стоимость основных фондов,

- стоимость ноу-хау,

- стоимость товарно-материальных за­пасов и нематериальных активов

- рыночная доходность имущественного комплекса предприятия,

- стоимость аналогичных комплексов,

- лик­видность.