Особенности возбуждения уголовного дела, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, на основе результатов ОРД

По делам о незаконном обороте наркотиков к оперативно-служебным документов, которые чаще всего поступают следователю от органа, осуществляющего ОРД, с целью принятия решения о возбуждении уголовного дела, относятся:

1. Рапорт оперативного работника об обнаружении признаков преступления (сведений о подготавливаемом, совершаемом или совершенном преступления, а также о соответствующих лицах - п.п. 1. п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона об ОРД) и просьбой разрешить проведение проверочной закупки.

2. Постановление о проведении проверочной закупки, подготовленное в соответствие с требованиями п. 4 ч. 1 ст. 6, ч. 7 ст. 8, ст. 12 Закона Об ОРД. Это постановление выносится оперативным работником, в чьей компетенции находится данный материал или ДОУ, согласовывается с руководителем подразделения и утверждается руководителем органа, осуществляющего ОРД. Оно должно содержать сведения, указывающие на основания проведения данного ОРМ, другие известные на данный момент обстоятельства противоправного деяния.

Требовать для приобщения к уголовному делу план проведения проверочной закупки излишне, так как подробный план этого мероприятия может содержать данные, относящиеся к государственной тайне. Чаще всего достаточно будет подробно допросить лицо, осуществлявшее ОРМ, принимавшего непосредственное участие в его организации и проведении в качестве свидетеля

3. Документ, непосредственно описывающий подготовку, проведение проверочной закупки, а также полученные результаты. Такой документ, как правило, называется «акт проверочной закупки». Здесь особо следует отметить, что в большинстве регионов органы, осуществляющие ОРД «разбивают» данный вид ОРМ на несколько этапов, на каждом из которых составляют специальные документы. Вот примерный, неполный перечень таких документов:

- акт приема сообщения о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении. Составляется по факту приема устного (письменного) заявления (явки с повинной) соответствующего лица, когда регистрация такого заявления в порядке, предусмотренном ст. 141-142 УПК РФ нежелательна из-за опасений преждевременного разглашения информации;

- акт приема-передачи и пометки денежных средств (акт метки ивручения денежных средств ). Составляется в ходе передачи денег «покупателю» с целью документального закрепления этого факта, подготовки денежных купюр для их последующей идентификации после предполагаемого изъятия у наркосбытчика (пометка специальным составом), исключения возможности подмены купюр и т.д.

- акт приема-передачи технических и иных средств (акт осмотра и вручения спецтехники и т.п.). Составляется в ходе вручения соответствующих технических и иных средств «покупателю» (звуко- видеозаписывающая аппаратура и т.п.) с целью документально закрепить факт вручения ему конкретной техники, зафиксировать ее пригодность к использованию, отсутствие возможности сфальсифицировать результаты ее применения.

- акт личного досмотра «покупателя». Составляется в ходе соответствующего личного досмотра, который проводится, как правило, непосредственно перед началом контакта «покупателя» с продавцом с целью исключить вероятность того, что у первого могут быть какие-то другие деньги помимо тех, что приготовлены для передачи наркоторговцу.

Забегая вперед, отметим, что по нашему мнению, так называемый «досмотр покупателя» до и после проверочной закупки, «досмотр продавца», транспортных средств и т.п., если таковые проводятся в рамках ОРМ, противоречат требованиям законодательства об ОРД, что может повлечь признание недопустимыми соответствующих доказательств;

- акт проверочной закупки. По логике этого перечня такой документ составляется по результатам проведения только конечной фазы данного ОРМ с целью документирования факта встречи «покупателя» с продавцом, передачи денег, получения наркотика и т.д.;

- документ, фиксирующий факт изъятия денег и изобличения наркоторговца. В рамках описываемых в этом документе действий изымаются помеченные деньги, проводятся идентификационные действия, фиксируются следы совершенного преступления (следы специального состава, отпечатки пальцев, фрагменты упаковки и т.п.).

-документ, фиксирующий факт изъятия наркотика у «покупателя». В рамках описываемых в этом документе действий «покупатель»,
как правило, добровольно выдает купленный наркотик. Часто его здесь же
досматривают с целью убедиться в том, что других наркотиков и денег
при нем нет. Производится упаковка изъятого наркотика, опечатывание и
т.д.;

- документ фиксирующий факт изъятия и осмотра технических и
иных средств. Составляется «внутри» предыдущего или отдельно. Изъятые технические средства осматриваются, извлекается носитель информации (аудио- видеокассета и т.п.), производится его упаковка, опечатывание и т.д.;

- рапорт оперативного сотрудника (сотрудников), участвовавшего
в организации и проведении данного ОРМ.

До начала самой проверочной закупки проводится инструктаж «покупателя» и других участвующих в проверочной закупке лиц. В некоторых регионах инструктаж оформляется отдельным документом.

Разумеется, к перечисленным документам прилагаются предметы, в т.ч. вещественные доказательства (наркотики, смывы, помеченные деньги и др.).

Итак, мы насчитали, как минимум 12 различных документов, составляемых оперативно-розыскными подразделениями различных в целях в процессе документирования подготовки и осуществления проверочной закупки. Причем практически каждый «региональный» вид документа отличался от остальных собственным названием, оригинальной формой, различным составом участников, собственной, «местной» спецификой проведения этого вида ОРМ.

Нет ничего удивительного в этом многообразии. Как уже отмечалось, законодательство об ОРД не дает нам понятий ОРМ, порядка их проведения, точного состава участников, конкретного перечня составляемых документов. В результате практические работники либо идут по пути использования разнообразных методических указаний, разъяснений и пособий, многие из которых противоречат законодательству и/или не обеспечивают выбора оптимальной тактики ОРД, либо используют некий «прецедент». Смысл последнего: «Где-то, когда-то проводили ОРМ так-то, составляли такие-то документы и в результате дело успешно «прошло в суде».

Странным выглядит то, что даже при явных для самого практического работника нарушениях закона, весьма живучи утверждения типа: «Ну и что? Это же проходило в судах нашего региона!». В ответ можем продолжить фразу: «... до первого мотивированного ходатайства адвоката, до первой жалобы обвиняемого».

Изучение правоприменительной практики различных регионов показывает, что одной из самых злободневных проблем становится вопрос о правовых основаниях и порядке изъятия наркотических средств, помеченных денег и других предметов у граждан, в помещениях, транспортных средствах и т.п., особенно до возбуждения уголовного дела. Судебная практика немало примеров оправдательных приговоров со ссылкой на неправомерные действия должностных лиц, проводивших «изъятие», «досмотр» и тому подобные, крайне важные для целей доказывания, и конфликтные действия.

В соответствии с ч. 3 ст. 11 Закона об ОРД представление результатов ОРД осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД, в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами. Таким ведомственным нормативным актом, в частности, является Инструкция «О порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд» 2007 года. Если в процессе представления результатов ОРД нарушены положения этой Инструкции, это также может исключить перспективу признания допустимыми соответствующих доказательств.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Поводом к возбуждению уголовных дел о преступлениях, связанных с НОНС и ПВ, чаще всего выступают сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, полученные из иных источников, в частности документы, подтверждающие факт непосредственного обнаружения органом дознания признаков преступления.

Предварительная проверка сообщений о совершении преступления, связанного с НОНС, должна проводиться по каждому уголовному делу, так как в ходе ее проведения разрешаются вопросы о достаточности оснований для возбуждения уголовного дела, прежде всего об отнесении изъятого вещества к наркотическим средствам и его весе. Без этого принятие законного и обоснованного решения о возбуждении уголовного дела практически невозможно.

Обстоятельства, подлежащие установлению по делам о преступлениях, связанных с НОНС и ПВ, можно определить, анализируя ст. 73 УПК РФ, а также стати УК РФ, предусматривающие конкретные преступления в данной сфере.

Отсутствие в Законе «Об оперативно-розыскной деятельности» детально прописанных правил производства ОРМ и оформления их результатов приводит к разнобою в следственной и судебной практике, отрицательно сказывается на решении вопроса о признании результатов ОРД допустимыми доказательствами.