Взаимосвязанные процессы применительно к управлению качеством
№ пп | Составляющие менеджмента качества | Содержание процессов менеджмента качества |
Разработка политики и целей в области качества | Официальная формулировка высшим руководством общих намерений и направлений деятельности организации в области качества | |
Планирование качества | Часть менеджмента качества, направленная на установление конкретных целей в области качества и определяющая необходимые операционные процессы жизненного цикла продукции и соответствующие ресурсы для достижения целей в области качества | |
Обеспечение качества | Часть менеджмента качества, направленная на создание уверенности в том, что требования к качеству будут выполнены | |
Управление качеством | Часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству | |
Улучшение качества | Часть менеджмента качества, направленная на увеличение способности выполнить требования к качеству |
Все эти виды деятельности связаны между собой через жизненный цикл продукции, но отличаются своей целевой направленностью. Вместе они определяют политику в области качества, отражая отдельные аспекты общей функции управления.
Обеспечение качества – это все планируемые и осуществляемые систематически виды деятельности в рамках системы качества, необходимые для создания достаточной уверенности в том, что объект будет выполнять требования к качеству.
Обеспечение качества включает в себя обеспечение и контроль качества.
Цель деятельности по обеспечению качества – создание уверенности в том, что качество продукции удовлетворяет заданным требованиям.
Задачи обеспечения качества:
· защита потребителя от недоброкачественных товаров и услуг. Эта задача основана на следующих принципах:
- принцип доказательства качества. Производитель, выходящий на рынок, должен доказать качество продукта для всех стадий его жизненного цикла;
- принцип ответственности производителя. Производитель недоброкачественной продукции несет юридическую ответственность перед потребителями за причиненный ущерб;
- принцип доверия. Поставщик и потребитель сотрудничают при решении задач обеспечения качества, и сами устанавливают систему доказательства качества;
· повышение конкурентоспособности товаров и услуг;
· приведение в соответствие (гармонизация) стандартов, норм, правил, действующих на национальном рынке с требованиями мирового рынка.
К систематически проводимым мероприятиям обеспечения качества относятся те работы и процедуры, которые выполняются предприятием постоянно или с определенной периодичностью. Особое место среди них занимают мероприятия, направленные на предупреждение различных отклонений и несоответствий.
Управление качеством – скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству, направленная на выполнение требований к нему.
Управление качеством включает в себя планирование, обеспечение и контроль качества и представляет собой методы и виды деятельности оперативного характера, направленные как на управление процессов, так и на причины неудовлетворительного функционирования на всех этапах для достижения экономической эффективности.
Цель деятельности по управлению качеством – предупреждение или устранение несоответствий, возникающих в процессе обеспечения качества.
Управление качеством тесно связано с деятельностью по обеспечению качества. В процессе управление качеством решения могут приниматься как по результатам текущей (оперативной) информации, получаемой при контроле, учете и анализе, так и по результатам обработки и анализа накапливаемой систематически получаемой информации.
Улучшение качества – скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству, направленная на увеличение способности выполнить требования к качеству.
Деятельность по улучшению качества включает в себя планирование, обеспечение, контроль и улучшение качества.
Цель деятельности по улучшению качества – улучшение параметров качества продукции, повышение стабильности качества изготовления, постоянное снижение издержек.
Постоянное улучшение качества – необходимая составляющая эффективно действующего производства. Оно обеспечивается согласованным использованием людских, технических, экономических и организационных средств под управлением системы менеджмента качества.