Власть ее носители

Социальные основы власти.

 

Являясь древнейшей формой организации человеческого общества власть сочетает в себе простое со сложным, сословное с общечеловеческим. Одним из известных подходов объяснения феномена власти является

лингвистический подход: согласно которому, сущность власти выводится из отношений господства и подчинения, имеющих знаковый характер. Власть отождествляется с особой логической речью дискурсией.

Бихейвиористский подход: власть это использование возможностей, изменения поведения людей. Есть активные массы, воздействующие на пассивные которые заставляют х действовать в рамках своих интересов.

Конфликтное направление: определяет власть как регулирование и распределение материальных и духовных общественных благ путем принятия политических решений в различных спорных ситуациях.

Целевой подход: власть рассматривается как производство намеченных результатов, как способность вынудить участников выполнять обязанности, налагаемые на них общественными нормами.

Технологический подход: акцентирует внимание на отношениях субъекта и объекта власти, в сфере прав и обязанностей.

Инструменталистский подход: заключается в нахождении и использовании определенного набора средств, для подчинения людей.

 

В других вариантах феномен власти рассматривается как обмен возможностями на политическом рынке. Поэтому власть в самом общем виде можно охарактеризовать как волевое отношение между 2 социальными субъектами, в результате чего происходит разделение на властвующего и подвластного субъекта и объекта власти. Тогда структура власти получает свое законченное выражение в 4х членной формуле:

1) распоряжение, предписание, приказ как властное веление подчинятся воле субъекта власти

2) подчинение как поведение единичной частной воли под всеобщую волю власти.

3) Этим наказанием или санкцией как средство воздействия на отрицание господствующей воли

4) нормирование поведения как совокупность правил в соответствующей всеобщему узаконенными интересами.

Властные отношения могут проявляться как взаимодействующие, так и принудительные. Они носят обязательный характер и включают в себя комплекс мер которые гарантируют выполнение распоряжения или приказа. 1)Специальная информация, убеждения, пример авторитета и контроль. 2)Система научения, упражнений и социальной поддержки. 3)Использование силы.

В осуществлении властных велений особое значение имеет способы и принципы на которых основаны отношения субъекта и объекта. Илин В.В. называет более двух десятков принципов осуществления власти. Власть как выражение социальных выражений в обществе содержит в своей основе интересы людей, социальных общностей или классов.

Сравнительный анализ социальных основ и практического осуществления власти дает существенные различия между желаемым и действительным. Существует подход.

Эллитистский подход: содержание, которого заключается в том, что власть в каждом обществе принадлежит господствующей кастовой элите, которая отличается монолитным внутренним единством солидарностью, и общностью целей.

Плюралистический подход: признает множественность управленческих центров когда помимо элиты «держателями» власти являются владельцы и управляющих крупных предприятий. Зарубежные исследователи выявляют репутационный способ осуществления власти ( исходя из статуса или рейтинга) во 2х позиционный подход учитывается опыт и уровень знаний, профессиональнее навыки не без учета известности человека. Затем по признаку и характеру общественной деятельности такой подход выходит их принадлежности, к какой либо партии или движении. Так же потолок принятия решений, когда речь идет о системе возможностей руководителя принимать какие-либо решения

Марксистский подход: власть основана на материальном господстве 1го класса и его союзников, на организованном насилии одного пласта по отношению к другому.

Политическая власть являясь результатом социального господства характеризуется умением класса, общности, отдельного человека выражать и представлять свои интересы. В качестве основных элементов политической власти выступают:

- государственная власть

- совокупность государственных и не государственных учреждений и организаций в рамках которых реализуется власть

- система норм и взглядов, которые определяют и регулируют отношения между субъектами и объектами власти.

- политическое сознание граждан и политическая культура

Чем выше наша политическая социализация, тем большим весом обладают мнения людей. Политическая практика дает несколько типов и образов правления. Макс Вебер « политика как призвание и профессия» где он выделяет типа политического господства:

- патриархальное ( традиционное)

- харизматическое

- рациональное

Последующее развитие общественной жизни выделило авторитарный образ правления, тоталитарный образ (система руководящих кадров носит закрытый тип), демократический образ правления. Один из основополагающих принципов осуществления власти это принцип разделения властей.

Функции политической социологии как науки и анализатор политической системы:

- функция артикуляции ( расчленение интересов по средствам которого отражаются отдельные интересы групп и слоев и все сводится в единое целое)

- функция выработки правил политической деятельности

- функция распределения и разделения власти

- функция политической коммуникации

- политическое рекрутирование, процесс с помощью которого готовится персонал для выполнения каких-либо властных функций.

- политическая социализация

- функция адаптация

- функция сохранения системы. ( единство как в деятельности так и во всей системе)

 

Принцип разделения властей

 

В большинстве стран разделение властей является конституционным принципом государственного устройства который предотвращает концентрацию государственной власти в раках одного лица или группы лиц, благодаря функциональному и организационному разделению власти на законодательную, исполнительную и судебную обеспечивается политическая свобода в рамках демократического правового государства и контроль над осуществлением власти. Современные системы разделения и взаимной связи властей восходит к идеям равновесия властей, выдвинутая представителем английского либерализма 17го века. Джон Локк родоначальник современной теории демократии выдвинул 2 принципа : принцип разделения властей, и принцип представительства а в целях защиты жизни, свободы и собственности граждан государство выполняет 4 функции:

- законодательную

- исполнительную

- федеративную

- прирагативную

Монтескье считающийся родоначальником теории разделения властей говорил не только о разделении на функциональной основе, но и подчеркивал взаимную связь и взаимные ограничения властей путем создания различных центров власти. Он разработал в своей книге модель конституции которая гарантировала бы свободу путем разделения государственной власти между королем, дворянством и буржуазией таким образом, что каждая власть сдерживается другой. Законодательная власть должна состоять из двухпалатного органа. Король обладает правом вето, а судебная власть это не самостоятельная сила так как судьи являются только глазом закона. Данная система разделения властей получила развитие в идеях американских Федералистов Гамильтона и Мэдисона предложили данную идею и эта система свое воплощение в американской конституции 1787 году.

 

Современное разделение властей включает не только горизонтальное но и вертикальное разделение власти тоесть между федерацией и ее равноправными членами ( субъекты государства). Федерализм это важный принцип современного государственного устройства означающий государственность субъектов федерации. Предпосылкой создание федерального государства является федеративный договор который устанавливает распределение властных компетенций между федераций и ее субъектами. Распределение власти в федеративном государстве основано на том, что субъекты федерации получают возможно большее число властных полномочий, а сама федерация только те полномочия которые относятся к предметам всеобщего интереса. Самостоятельной компетенцией относится значительная часть системы образования и культуры, коммунальное право и полицейская власть. К сфере смешанных компетенций относятся вопросы конституционно или законодательно не урегулированные на федеральном уровне. Юрисдикция федерации ограничивается федеральным конституционным судом и верховными судами. Исполнительная власть практически полностью сосредоточена у субъекта федерации. Существует местное самоуправление городов, районов. Согласно официально названию РФ это федеративное государство, с соответствующей формой разделения властей. Разделение властей в федеративном государстве имеет ряд преимуществ: обеспечивает политическую свободу, укрепляет признаки демократии, обеспечивает политическую активность граждан. Вертикальное разделение властей положительно сказывается на функционировании всей политической системы. Оно защищает от концентрации власти, обеспечивает более полное представительство интересов социальных слоев, регионов и групп и лучшее функционирование принципов политической системы

 

Человек и политика

 

- Политическое положение личности

- Политическое участие

- Политическая элита

- Политическое лидерство

 

Большое внимание в древности уделялось подвигам героев, монахов и полководцев. Герадод, плутарх, Макиавелли, Меньшиков так же рассматривали политику как результат деятельности выдающихся личностей, а рядовым гражданам они отвадили роль пассивного объекта подчиненного воле элиты. В 1вом тысячелетии до нашей эры возникают идею естественного права. Исторически сложились несколько типов взаимодействия личности и власти: патриархальный, тоталитарный, индивидуалистический как либеральный и партиципатийнный. Патриархальный тип взаимоотношения личности и власти предполагает сложную систему прав и обязанностей индивида и неравенства политического положения . Китайский философ в 5 веке до нашей эры описал патриархальный тип взаимоотношений. В древнем мире так же сложился тоталитарный тип взаимоотношения личности и власти и наиболее полным данный тип представлен в политической концепции Платона « Идеальное государство». Данная теория оказала огромное воздействие на формирование тоталитаризма. Так же взгляды Платона оказали влияние на взгляды Аристотеля, который предположил возможность антропологического взгляда на политику, т.е. политика это производная от природы.

 

Начиная с 17 века происходит процесс развития индивидуалистического типа отношения (либеральный) который явился реакцией на политическое бесправие личности перед государством: Гоббс, Локк, Монтескье, Смит. Они провозглашали политическое равенство всех граждан и утвердили личность как самостоятельную субъект-политику, ограничили сферу воздействие государства, обосновали существование естественных прав и свобод, поэтому либеральная теория рассматривает личность в качестве источника власти. Представители классического либерализма нашли важнейшие способы практического осуществления прав и свобод, а это принцип суверенитета и разделения властей. Либеральная концепция прав человека нашла юридическое выражение в Вирджинской декларации 1776 года положенной в основу билля о правах конституции США. В 1789 году основополагающие права были конституционно закреплены во французской декларации прав человека и гражданина. Революционные движения 19 века оказали ограниченный характер либерального отношения к решению проблемы взаимодействия личности и власти. Преодолеть эти недостатки пытались социал-демократические теории сочитающие традиционные либеральные ценности и идеями социального равенства и объединенные в рамках партиципативного участия. В основе лежит христианское учение, которое исходит из 3 принципов 1) уникальные ценности каждого человека, 2) солидарность 3) субсидиарность. социальные права и социальная демократия, защищающие личность в производственной сфере являлись одними из важнейших лозунгов середины 19 начала 20. Они были закреплены конституцией СССР. В индустриально развитых странах социальные права граждан получили юридическое признание уже после мировой войны. Сегодня, идеи социального государства и социальной защищенности граждан разделяются многими политическими партиями, реализуя современную концепцию прав человека. В современном обществе эти права представляют собой принципы и нормы взаимоотношений между людьми и государством. В современной политической социологии представлено несколько подходов к изучению прав человека:

1) естественный исторический подход: рассматривает права человека как естественные присущие ему с рождения данный природы, тоесть имеющие негосударственное и вне юридическое происхождение.

2) юридическо- позитивистский: отрицает негосударственное происхождение прав человека, утверждает рациональную самоценность права, его независимость от экономических и социальных предпосылок.

3) марксистский подход: исходит из социально экономической и классовой обусловленности личности. Право понимается как возведенное в закон воля господствующего класса, а личность как совокупность общественных и политических отношений, продукт общественного спроса.

Сегодня для большинства современных государства права и свободы человека являются высшей ценностью. Современная классификация прав и свобод проводится по различным основания и наиболее общим является деление всех прав на «негативные» и «позитивные». Более конкретной классификацией является их деление на гражданские (личные), политические, экономические, социальные, культурные, экологические. Гражданские права и свободы составляют основу конституционно-правового статуса гражданина государства. Гражданские права определяются как естественные и основополагающие они носят основы негативного права которым обладает каждый индивид. Гражданские права защищают личность от произвола со стороны государства.

Политические права определяют возможность активного участия граждан в общественной жизни и управлении государством. Экономические права связаны с владение имущества, правом на труд, защиту от безработицы, равной оплаты за равный труд.

Гражданские, политические и экономические права называют либеральными или правами первого поколения. Социальные, культурные и экологические права относят к правам второго поколения, они определяют обязанности государства гарантировать каждому человеку достойные условия существования, минимум материальных благ и услуг необходимый для поддержания человеческого достоинства. Социальные права связаны с обеспечение достойного уровня жизни и социальной защищенности граждан. Культурные права признаны обеспечить культурное воспитание. Экологические права – права граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ней. Чтобы права и свободы личности соблюдались, необходимы государственные гарантии: материальные, политические и духовно-нравственные. Современные представления о правах и свободах личности изложенной во всеобщей декларации прав человека принятой в генеральной ассамблее ООН 10 декабря 1948 года. Таким образом в большинстве стран граждане имеют возможность участия в политической деятельности, они наделены широкими правами для ее осуществления. Личность признается первичным субъектом политики, тоесть государство функционирует для человека.

 

2) вопрос

Отношение человек власть выражает возможность индивида реализовываться в политической жизни. Осуществление этих потребностей зависит от многих факторов внутреннего характера. Историческая практика позволила выработать формулу в которой представлены этапы участия индивида в его стремлении к реализации властных паутин.

1) стихийное или осознанное участие в политической жизни.

2) участие в коллективном руководстве на основе принадлежности к правящей элите.

3) участие в единаличном руководстве.

 

Массовое участие населения всех его категорий в политической жизни, в управлении общественными делами является признаками демократичности государства. Политическое участие это действия предпринимаемые гражданами и имеющие цель, влиять на государственную политику, управление государственными делами, влияния на решения политических лидеров на разных уровнях политической власти. В современной политической науке вопрос участия рядового гражданина в политике является дискуссионным. Сторонники элитарной концепции утверждают, что широкое участие граждан в местной или государственной политике противоречит естественному разделению труда, снижает эффективность управления, порождает некомпетентность и безответственность. Функции граждан должны сводится к контролю за политиками, партиями по средствам выборов. Сторонники темократии участия считают необходимым активное участие граждан не только в выборах но и в самом политическом процессе. Варианты участия в управлении зависят от масштабности общественной системы, норм и стабильности, но идеал связывающий воедино активность населения и деятельность компетентных представителей власти практически недостижима. Так называемая прямая демократия предполагает участие всего населения в реализации властных функций ее применение ограниченно несколькими факторами.

- невозможность постоянного участия всего населения в принятии политических решений

- отсутствие у большинства граждан политической компетентности

- усложнение социальной регламентации

 

Прямая демократия получила большое распространение в производственной сфере.3 вида участия консультативная, содетерменационная, контрольная. На ряду с данными видами участие работников в принятии управленческих и других решений характеризуется:

- степенью участия каждым принимаемому решению

- сферой на которую распространяется участие

- организационными формами участия ( совет)

Интерес к участию или не участию представляет собой трудно прогнозируемую величину, это связано не только с проблемой политической активности людей, а прежде всего уровнем их благосостояния, мерой соответствия их потребности. Так же важным фактором политического участия являются личностные мотивы: мотив интереса, познавательный мотив, мотив власти над людьми, идеологические мотивы, мотив преобразования мира, традиционные мотивы, меркантильные мотивы, ложные мотивы. При опосредованном граждане выбирают своих представителей для осуществления политической власти. Посредниками участия выступают партии, общественно-политичекие движения. Политическое участие может быть направлено не только на поддержание существующих порядков, но и против. Политический протес это открыто демонстрируемая форма негативного отношения. К насильственным формам политического процесса относится терроризм это оппозиционная деятельность, целью которой является применение насилия или угрозы для запугивания правительства и населения. Политическая апатия является признаком многих политических систем, такой равнодушное отношение граждан к политической жизни называется абсентеизм. На уровне политического участия влияет социально- политический статус профессия гражданина, его социальные- демографические характеристики. В современной России велика доля апатичных граждан, что обусловлено кризисом массового сознания и конфликтом ценностей

 

Политическая элита

 

Деление общества, на меньшинство, распределяющее материальные ценности и определяющие государственную политику является одним из признаков теории элит. Понятие элита означает категорию людей организованное меньшинство обладающих высоким престижем, статусом в сфере их деятельности и осуществляющих наиболее важные и ответственные функции в обществе. Множественность подходов в определении элиты свидетельствует о том, что ее содержание в социологии трактуется по-разному. Одни теории связывают содержание элиты с функцией управления власти, другие теории считают, что истинная элита, обладая неким интеллектуальным превосходством не стремится к власти, а представляет замкнутую группу людей с набором высших нравственных и психологических характеристик не связанных с правящим классом, а стоящую над классом. Эти теории выделяют вторичные признаки элит и на этой основе классифицируют их. Парето дал широкое и узкое определение элиты. Согласно широкому в элиту входят те индивиды, которые преуспели в своей деятельности и достигли высшего звена в профессиональной иерархии. По узкому: правящая элита объединяется в небольшую группу преуспевающих, которая выполняет ответственные руководящие функции политического характера.

 

Существует дихотомическое деление общества на элиту и массы. Сторонники биологического обоснования считают что это дихотомия происходит от воздействия генетически обусловленных факторов. Религиозная трактовка элиты основывается на иррациональной вере в божью благодать. Психологическая интерпретация связана с объяснением элитности психическими качествами индивида. Политическая элита эта группа, выполняющая функции демократического порядка.

Существует 3 типа элит

- властные элиты, это более или менее закрытые группы со специфическими качествами имеющие привилегии.

-ценностные элиты, то творческие группы влияние которых на установки и взгляды широких масс позволяет причислять их к элитам.

-функциональные элиты, влиятельные группы в которые выделяются из широких слоев общества и принимают важные функции в социальном порядке.

Парето рассматривал исторический процесс как процесс постоянной смены политических элит. Элиты- самые активные члены общества, но при этом и самые бесстыжие.

Моска считал, что история стоит в противоречии между классами правящих и классами управляемых. Смена элит называется общественными изменениями. Образование элит неизбежный процесс.

Закон олигархии гласит что группы формируются любой политической организацией, сама необходимость организации ведет к выделению вождя и к тому, что он вырабатывает особенные качества и способности.

Миллс и Даль: на примере американского общества показал существование властвующих элит. Штатами правит элита, состоящая из 3 групп: экономическая элита, политическая элита, военная элита. Даль выступил против Миллса и говорит, что в Америке наблюдается плюрализация власти

 

Ценностные элиты формируют ценностную и смысловую сферу общества наделяют мир и жизнь смыслом.

Функциональные элиты плюралистичны и открыты для людей.

 

Характеристики элит:

Общество делится на властвующее меньшинство (правящая элита), и политически инертное большинство не имеющее власти. Управляющее меньшинство не является типичны представителем масс, элиты формируются из представителей высшего слоя. Переход в элиту медленный и длительный. Элиты едины в подходе к главной ценности социальной системы. Государственная политика отражает не требование масс, а господствующие интересы элит. Правящие элиты слабо подвержены прямому влиянию со стороны общества

 

4 типа мотивов на основании которых происходит обор в элиты

1) корреляционный .

2) эмоциональный

3)оценочно-эмоциональный

4) деловой

 

 

В эти годы появляется иллюзорность намеренья реформаторов, государство не ушло из экономики, изменились только характер и способы его влияния на экономические процессы. Государственные институты активно влияли на процесс приватизации, что привело к усилению тенденций, ухудшению социально-экономического положения в стране. Государство лишившись большой части своей собственности не имя возможности собирать налоги в размере необходимом для выполнения своих функций, само оказалось в ситуации острого кризиса. Осенью 98 года выявились «прорехи» той модели взаимодействия государства и общества, встает вопрос об оздоровлении государства и усилении его роли особенно в экономике. Многие аналитики говорят о том что со времен развенчания культа личности Сталина переоценка ценностей в стране не происходила так быстро как в этот период времени. Крушение экономической модели которую последовательно выстраивало российское правительство начиная с 1992 года и которое привело к развалу всей политической надстройки. Начиная с 17 августа 98 года начинается 3 этап развития государства. Осенью этого года новое правительство возглавляемое Прямаковым объявляет о необходимости корректировки основная цель которой повышение роли государства реформирования российского общества и прежде всего экономики. Начиная с 98 года создается система позволяющая обеспечить оптимальный баланс механизмов саморазвития общества и государственного регулирования. Главный акцент на современном этапе развития государства делается на решении экономических и социальных проблем, проведения важнейших для государства реформ в системе управления государством, в военной сфере, судебной власти и так далее.