Функции (направления деятельности) органов прокуратуры

Функции органов прокуратуры в общем плане делятся на:

- надзорные

- ненадзорные.

Надзорные функции осуществляются по пяти направлениям прокурорского надзора:

1) надзор за соблюдением Конституции и ФЗ (общий надзор)

2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

3) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими раскрытие и расследование преступлений, надзор за исполнением законов судебными приставами

4) надзор за исполнением законов администрациями мест ограничения и лишения свободы

 

Ненадзорные функции:

1) Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью

2) Участие в рассмотрении дел судами

3) Участие в правотворческой деятельности

4) Информационная и методическое обеспечение органов прокуратуры

5) Проведение антикоррупционной экспертизы правовых нормативных актов

 

 

Надзор за исполнением законов федеральными министерствами, ведомствами, органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законов, издаваемых ими правовых актов (общий надзор)

Осуществляя данный надзор, прокуроры не подменяют иные государственные и прочие органы, а так же законность издаваемых правовых актов.

Данный вид надзора является наиболее объемным. Полномочия прокурора в ходе данного надзора:

1) беспрепятственно посещать поднадзорные объекты

2) иметь доступ к документам и материалам в связи с поступившей в прокуратуру информацией о нарушении законов

3) требовать от руководителей и иных должностных лиц представления всех необходимых материалов, статистических и других сведений, а также выделения специалистов для проведения соответствующей проверки.

4) Вызывать должностных лиц и граждан для дачи объяснений по поводу нарушения законов

5) Прокурор может требовать проведения ревизий или иной проверки по четко сформулированным целям и задачам. По результатам выявленных нарушений прокурор применяет меры прокурорского реагирования: протест, представление, постановление, предостережение.

 

Протест приносится на правовой акт с требованием отмены незаконного правового акта, подлежит обязательному рассмотрению в десятидневный срок или на ближайшем заседании коллегиального органа (представительного, законодательного)

Представление об устранении нарушения законности должно быть разрешено в течение месяца.

 

Если прокурор выявляет несоответствие законодательству, постановлениям правительства, то генеральный прокурор информирует об этом президента РФ. При наличии в действиях должностных лиц признаков административного проступков, прокурор выносит постановление о возбуждении административного производства, которое подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органами в установленные сроки, в том числе и судом.

 

Предостережение имеет целью предотвратить дальнейшее нарушение закона, а в случае неисполнения предостережения прокурор вправе применить иные более строгие меры прокурорского реагирования.