Функции (направления деятельности) органов прокуратуры
Функции органов прокуратуры в общем плане делятся на:
- надзорные
- ненадзорные.
Надзорные функции осуществляются по пяти направлениям прокурорского надзора:
1) надзор за соблюдением Конституции и ФЗ (общий надзор)
2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
3) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими раскрытие и расследование преступлений, надзор за исполнением законов судебными приставами
4) надзор за исполнением законов администрациями мест ограничения и лишения свободы
Ненадзорные функции:
1) Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью
2) Участие в рассмотрении дел судами
3) Участие в правотворческой деятельности
4) Информационная и методическое обеспечение органов прокуратуры
5) Проведение антикоррупционной экспертизы правовых нормативных актов
Надзор за исполнением законов федеральными министерствами, ведомствами, органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законов, издаваемых ими правовых актов (общий надзор)
Осуществляя данный надзор, прокуроры не подменяют иные государственные и прочие органы, а так же законность издаваемых правовых актов.
Данный вид надзора является наиболее объемным. Полномочия прокурора в ходе данного надзора:
1) беспрепятственно посещать поднадзорные объекты
2) иметь доступ к документам и материалам в связи с поступившей в прокуратуру информацией о нарушении законов
3) требовать от руководителей и иных должностных лиц представления всех необходимых материалов, статистических и других сведений, а также выделения специалистов для проведения соответствующей проверки.
4) Вызывать должностных лиц и граждан для дачи объяснений по поводу нарушения законов
5) Прокурор может требовать проведения ревизий или иной проверки по четко сформулированным целям и задачам. По результатам выявленных нарушений прокурор применяет меры прокурорского реагирования: протест, представление, постановление, предостережение.
Протест приносится на правовой акт с требованием отмены незаконного правового акта, подлежит обязательному рассмотрению в десятидневный срок или на ближайшем заседании коллегиального органа (представительного, законодательного)
Представление об устранении нарушения законности должно быть разрешено в течение месяца.
Если прокурор выявляет несоответствие законодательству, постановлениям правительства, то генеральный прокурор информирует об этом президента РФ. При наличии в действиях должностных лиц признаков административного проступков, прокурор выносит постановление о возбуждении административного производства, которое подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органами в установленные сроки, в том числе и судом.
Предостережение имеет целью предотвратить дальнейшее нарушение закона, а в случае неисполнения предостережения прокурор вправе применить иные более строгие меры прокурорского реагирования.