Влияние, силу государства на мировой арене можно представить как его способность, защищая собственные интересы, воздействовать на другие государства, на ход событий в мире.

Силу государства, его положение в системе международных отношений обусловливает целый ряд факторов. Еще недавно считалось, что главным для этого является военная мощь. Однако реальное положение государства на мировой арене определяется более широкими показателями. К ним принято относить величину территории, природные и людские ресурсы, качество дипломатии, структуру, объем и качество промышленного и сельскохозяйственного производства, умение обеспечивать поступательное развитие страны, гарантировать экономическую безопасность общества, а также способность страны оказывать прогрессивное влияние на международное развитие.

Существует международная стратификация государств, делящая их на великие державы, которые оказывают существенное влияние на мировое развитие, но не господствующее в международных отношениях (Франция, Германия Россия), средние державы, имеющие прочное влияние в ближнем окружении, регионе (Украина, Испания), малые державы, слабо влияют на международные отношения, но располагают достаточным потенциалом независимости.

Международные отношения как систему нельзя понять без взаимосвязи с такой категорией, как «внешняя политика». В конечном итоге международные отношения складываются, прежде всего, из совокупности внешнеполитической деятельности отдельных государств.

Внешнеполитическая деятельность по достижению поставленных целей реализуется различными средствами: политическими, экономическими, военными, информационно-пропагандистскими.

К политическим средствам относится, в первую очередь, дипломатия. Дипломатия – это официальная деятельность государства, осуществляемая в виде переговоров, визитов, специальных конференций и совещаний, встреч, подготовки и заключения двухсторонних и многосторонних соглашений, дипломатической переписки, участия в работе международных организаций.

Экономические средства внешней политики подразумевают использование экономического потенциала данной страны для достижения внешних политических целей. Государство, обладающее сильной экономикой, финансовой мощью, занимает и прочное положение на международной арене.

К военным средствам внешней политики принято относить военную мощь государства, которая включает в себя армию, ее численность и качество вооружения, моральное состояние, наличие военных баз, обладание ядерным оружием. Военные средства могут использоваться как средство прямого воздействия, так и косвенного. К первым относятся войны, интервенции, блокады. За последние 55 веков человечество жило в мире всего 300 лет. На протяжении этих веков произошло 14,5 тысяч войн, в которых погибло 3,6 млрд. человек. Большинство людей на Земле согласно со словами Дж. Бернала, что «война – всегда преступление против человечества, сейчас же она еще и безумие». Однако осознание губительности войн, а тем более ядерных не означает отсутствия других точек зрения. Например, Гегель считал, что война – двигатель прогресса. По мнению Мальтуса: «Война есть естественно-научный закон борьбы против избыточного населения». В современном обществоведении и публицистике сохраняет влияние течение, по-прежнему рассматривающее войну, включая ядерную, как допустимое средство политики.

К косвенным военным средствам относится гонка вооружений, включающая испытание новых видов оружия, учения, маневры, угрозу применения силы. Например, военные расходы всего мира в 2007 г. составляли 1339 млрд. долларов в год, более половины ученых мира работали над созданием новых видов оружия массового поражения.

К военным средствам внешней политики следует отнести разведку и шпионаж. Сегодня здесь применяются новейшие достижения науки и техники, от многотонных космических кораблей до микроаппаратов. Особое развитие в последние десятилетия получил промышленный шпионаж.

Пропагандистские средства включают в себя весь арсенал современных средств массовой информации, пропаганды и агитации. С помощью средств массовой информации формируется положительный образ (имидж) своего государства, чувство симпатии к нему, а в случае необходимости – антипатии и осуждения по отношению к другим государствам.