Тема 6. Общие подходы к подготовке информационного (или научного) материала

Для начинающих исследователей важно хо­рошо знать основные положения научной работы, иметь общее представление о методологии научного творчества. Как правило, степень владения навыками научной работы студентами довольно низкая, возникает много вопро­сов методологического характера. Студентам недостает опыта в организации своей работы, в использовании методов научного познания и применении логических законов и правил.

Весь ход научного исследования можно представить в виде следующей логической схемы:

1. Обоснование актуальности выбранной темы.

2. Постановка цели и конкретных задач исследования.

3. Определение объекта и предмета исследования.

4. Выбор метода (методики) проведения исследования.

5. Описание процесса исследования.

6. Обсуждение результатов исследования.

7. Формулировка выводов и оценка полученных результатов.

На начальном этапе любого исследованиявыводится обоснование актуальности выбранной темы. Умение выбрать тему и правильное ее понимание, оценка с точки зрения своевременности характеризуют научную зрелость и про­фессиональную подготовленность будущего выпускника.

Освещение актуальности не должно быть многословным. Не следует начинать ее описание издалека. Главное показать суть проблемной ситуации, из чего и будет видна ак­туальность темы.

Любое научное исследование проводится для того, чтобы пре­одолеть определенные трудности в процессе познания новых явле­ний, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Проблема в науке — это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Такая ситуация чаще всего возникает в результате открытия новых фактов, которые явно не укладываются в рамки прежних теоре­тических представлений, т.е. когда ни одна из теорий не может объяснить вновь обнаруженные факты.

Правильная постановка и ясная формулировка новых про­блем имеют важное значение. Умение формулировать научную проблему демонстрирует главное умение — умение распознавать главное и второстепенного, выяснять уже известное и новое в науке о предмете ис­следования. Если начинающему исследователю удается показать, где про­ходит граница между знанием и незнанием о предмете исследо­вания, то ему для него не составляет труда определить научную проблему и сформулировать ее суть.

Актуальность научной работы рассматривается с точки зрения той концептуальной установки, которой придерживается исследователь, или того научного вклада, который он вносит в разработку общей концепции.

Следует осторожно выбирать широ­кие темы для исследования, зачастую они бывают поверхностными и мало самостоятель­ными. Узкая же тема прорабатывается более глубоко и детально. По мере ознакомления с материалом опасение, что не о чем писать, исчезает, открываются новые стороны проблемы.

От доказательства актуальности выбранной темы логично перейти кформулировке цели предпринимаемого исследова­ния, а сформулировать конкретные задачи, которые планируется решить в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить.., описать.., установить.., выяс­нить.., вывести формулу и т.п.).

Формулировать задач необходимо особенно тщательно. Правильно сформулированные задачи правильно структурируют работу.

Объект исследования — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет — это то, что на­ходится в границах объекта.

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объектe выделяется та часть, которая служит предметом исследова­ния. Именно на него и направлено основное внимание в работе.

Любая научная работа предполагает наличие плана ее осу­ществления. Такой план должен предусматривать все, что можно заранее предви­деть. Плановое исследование позволяет надежно шаг за шагом познавать новые объективные закономерности во всей окружающей действительности.

 

Планирование его работы начинается с составления рабочего плана, представляющего собой своеобраз­ную наглядную схему предпринимаемого исследования. Такой план используется на первых этапах работы, позволяя эскизно представить исследуемую проблему в различных вариантах. Иначе такой план можно назвать кейсом идей.

Рабочий план разрабатывается при непосредственном учас­тии научного руководителя и начинается с разра­ботки темы, т.е. замысла предполагаемого научного исследова­ния. Лучше в основу замысла положить ги­потезу. Но даже и такая постановка позволит систематизировать и упорядо­чить всю последующую работу.

Первоначально рабочий план только в основных чертах дает характеристику предмета исследования, однако в дальнейшем такой план может и должен уточняться, однако основная зада­ча, стоящая перед работой в целом, должна оставаться неизмен­ной.

Рабочий план имеет произвольную форму. Обычно он состо­ит из перечня расположенных в столбик рубрик, связанных внутренней логикой исследования данной темы и позволяющих по их месту судить об их уместности и значимости. Отдельные Рубрики плана следует писать на отдельных карточках (или по­лосках бумаги). Это позволяет в результате ряда механических перестановок найти наиболее логичную и приемлемую для дан­ного исследования схему их расположения.

В состав рабочего плана желательно включать, помимо заго­ловков, выделенных отдельными строками, заголовки в подбор с текстом, заголовки — внутритекстовые выделения (слова и сло­восочетания самого текста, обозначающие тему текстового от­рывка).

После разработки плана необходимо выяснить очередность и логическую последова­тельность намеченных работ. При организационной очередности задания выполняются в зависимости от наличия возможности, и порядок исполнения их может измениться с тем, однако, усло­вием, чтобы за определенный период работы они все были вы­полнены.

Логическая последовательность диктует раскрытие существа задачи. Пока не изучен первый раздел, нельзя переходить ко второму. Важно научиться находить в любой работе главное, ре­шающее, на чем следует сосредоточить в данное время все вни­мание. Это позволит найти и оптимальные решения планируе­мых заданий.

Такой методический подход приводит к необходимости учета стратегии и тактики научного исследования. Это значит, что ис­следователь определяет общую генеральную цель в своей работе, формулирует центральную задачу, выявляет все доступные резе­рвы для выполнения замысла и идеи, выбирает необходимые методы и приемы действий, находит наиболее удобное время для выполнения каждой операции.

Не следует пренебрегать второсте­пенными заданиями. Наоборот, стратегия и тактика научного исследования требуют, чтобы при выполнении основных разделов плана не упускались и дополнительные аспекты исследования, так называемые «мелочами».

В творческом исследовании план всегда мобилен и не должен связывать раз­витие идеи и замысла исследователя при сохранении какого-то четкого и определенного научного направления в работе. План должен быть гибким, чтобы в него можно было включать новые аспекты, обнаруженные в процессе под­готовки работы. При составлении плана тщательно обдумывайте, что вам уже известно по разрабатываемой теме и что необходимо узнать. Затем решите порядок первых шагов.

После того как работа над текстом исследования закончена, необходимо проверить соответствует ли заглавие рабо­ты и название ее глав и параграфов их содержа­нию, уточнить композицию работы, рас­положение материалов и их рубрикацию. Желательно также еще раз проверить убедительность аргументов в защиту своих науч­ных положений. Целесообразно по­смотреть на свое произведение как бы «чужими глазами», критически.