Специфика предмета
1.В отличие от большинства учебных дисциплин, нацеленных на усвоение научных знаний о явлениях и законах, ИЯ не имеет в сфере своих интересов научные знания языка. Его специфика состоит в нацеленности на практическое овладение языком, т.е. некоей действительностью, являющейся функцией того или иного человеческого коллектива.
Это положение послужило основой попыток определить специфические особенности учебного предмета ИЯ в сопоставлении с другими учебными дисциплинами:
А) отличие от предметов естественно-научного и гуманитарного цикла и практических предметов очевидно. Естественно-научные и гуманитарные предметы преследуют следующую цель: формирование правильных представлений, понятий, законов. Практические дисциплины имеют целью развитие практических навыков в чем-либо (музыка, спорт, труд и ИЗО)
Б)сравнение ИЯ и родного языка: данные учебные предметы характеризуются общностью в сфере целеполагания, т.е. характеризуются направленностью на формирование системы коммуникации, освоение языковых средств общения.
Следовательно, из имеющихся 2 подходов мы можем вывести специфические особенности ИЯ как учебного предмета:
1. Иностранный язык – одновременно и цель обучения, и средство.
1.Цель обучения – формирование умений и навыков в различных видах речевой деятельности. Навык-первичен, умение – вторично.
2.По признаку соотнесения ЗУН ИЯ занимает промежуточное место между теоретическими и практическими дисциплинами.
3.ИЯ является средством для выражения собственных мыслей и мыслей других людей, запечатленных в письменной или устной форме.
4.ИЯ характеризуется:
А) беспредельностью, т.е. отсутствием границ владения языком;
Б) беспредметностью, т.е. является средством формирования, а затем формой существования и выражения мысли об объективной действительности;
В) неоднородностью, т.е. включает в себя ряд других явлений: языковые навыки, страноведение и т.п.
ИЯ как учебный предмет направлен на формирование языковой личности учащихся, основные элементы которой выстраиваются в строгую систему, отражающую картину мира. При этом концепт языковой личностидолжен обладать такими качествами, как: раскрепощенностью, творчеством, самостоятельностью, способностью строить взаимодействие и взаимопонимание с партнерами по общению, включаться в современные мировые процессы развития цивилизации.
Непрерывное языковое образование предусматривает обучение иностранному языку, начиная с дошкольного возраста и заканчивая послевузовским совершенствованием.