Некоторые сведения о снижении шума и вибрации на кораблях
Существенного снижения шума и вибрации на судах можно добиться только применением комплекса конструктивных и организационно-технических мероприятий.
Комплекс конструктивных и технических мероприятий по обесшумливанию можно свести к схеме (рис. 24).
Шум вращения винтов излучается непосредственно в воду, поэтому значительное внимание удаляется винтам в малошумном исполнении. Это, во-первых, снижение частоты вращения, увеличение числа лопастей и высокая точность их обработки.
Низкочастотный шум может быть значительно снижен, благодаря размещению винта в кольцевой насадке облицованной эластичным материалом. Эффект достигается главным образом из-за разгрузки лопастей и составляет .
Кроме того, определенное значение на звукоизлучение винта имеет форма кормовой оконечности корабля, удаление винта от нее, жесткость обшивки, крепление гребного вала и другие факторы.
Мероприятия по снижению подводного шума от вибрации механизмов можно разделить на три группы:
· уменьшение уровней звуковой вибрации в источнике;
· изоляция и поглощение упругих колебаний в процессе распространения по корпусным конструкциям;
· уменьшение звукоизлучения в забортную среду.
В основном отмеченные мероприятия связаны с ранними стадиями проектирования.
В зависимости от природы и вида передачи колебаний используются те или иные методы и средства вибро- и звукозащиты. Наиболее результативным считается метод уменьшения шума и вибрации в источнике.
Рис. 24 Пути снижения подводного шума. |
Понятие о вибрации
Механизм в совокупности с виброизоляцией и фундаментом представляет собой сложную колебательную систему.
На низких частотах он колеблется как твердое тело. С увеличением частоты наступают первые нагибные и крутильные формы колебаний. На средних и высоких частотах отдельные элементы корпусов и конструкций агрегатов уже колеблются, как тела с распределенными параметрами.
Из опыта мы знаем, что для уменьшения шума под пишущие печатные машинки подкладывают лист резины или войлока. В условиях корабля машины, механизмы, радиоэлектронную аппаратуру устанавливают на специальные податливые конструкции – виброизоляторы.
В области низких частот виброизоляция определяется инерционным сопротивлением механизма к акустическому сопротивлению прокладок.
На звуковых частотах эффект виброизоляции определяется отражением упругих волн вследствие разности сопротивлений виброизолятора (прокладки) и проводящей конструкции механизма.
На повышенных частотах эффективность виброизоляции увеличивается вследствие поглощения упругих волн в виброизоляторах.