Человеческий фактор в менеджменте.

Говоря о менеджменте, почти всегда подразумевают фигуру менеджера, человека, субъекта управления, действующего в некоторой организации. В более общем смысле применяется термин администрация или администрирование, который в большей степени отражает обезличенную систему управления. При этом, когда говорят о менеджере, представляют человека, профессионального управляющего, осознающего, что он представитель профессии, занимающийся управлением. Понятие менеджмент взаимосвязанно с понятием бизнес.

Бизнес это деятельность, направленная на получение прибыли, путем создания и реализации определенной продукции или услуг. Управление бизнесом-это управление коммерческими хозяйственными организациями. Наряду с этим, практически как синоним, употребляется термин деловое администрирование. Если речь идет о государственных органах любого уровня, то используется термин государственное управление.

Бизнесмен и менеджер это не одно и тоже. Бизнесмен-это тот, кто "делает деньги", владелец капитала, приносящего доход. Им может быть деловой человек, в подчинении которого никто не находится или крупный собственник, который не занимает никакой постоянной должности, но является владельцем организации или частью ее акций. Так же он может состоять членом совета директоров.

Менеджер-занимает постоянную должность, в его подчинении находятся люди. Главный, он должен сознавать свою профессиональную принадлежность к менеджменту, освоить ту систему знаний и навыков, которая прямо касается управления, ему необходимо придерживаться некоторых стандартов, даже внешних атрибутов поведения, самовыражения, которые присущи менеджерам.

Частный случай бизнеса-предпринимательство. Этот вид деятельности еще больше связывается с личностью человека, то есть предпринимателя. Слово предприниматель означает человека, который включает собственный средства в новое предприятие и берет на себя личный риск, связанный с организацией этого нового предприятия или с разработкой новой идеи, новой продукции или нового вида услуг, предлагаемых обществу. Поскольку все предприниматели активно участвуют в формировании целей предприятия или организации управляют этой организацией в начале ее деятельности, всех их можно считать менеджерами. Некоторые из них оказываются весьма успешными в своей управленческой деятельности не только в самом начале развития предприятия, но и в дальнейшем. Зачастую, такие характеристики, как личный риск, реакция на финансовые возможности и желание долго и упорно работать не считаясь с отдыхом, то есть все то, что традиционно считается чертами хорошего предпринимателя, вовсе не обязательно свидетельствуют о возможности того же самого человека эффективно управлять организацией по мере того, как она становится все больше. Чаще всего, предприниматель становится не особо эффективным менеджером, так как по своему характеру нередко не желает признавать и подчиняться власти, проявлять неспособность работать под руководством, и как следствие, стремится избежать такой ситуации.

Процесс и функции управления.

Процессный подход к управлению, крупный поворот в управленческой мысли, который широко применяется в настоящее время. Этот подход был впервые предложения приверженцами школы административного управления, которые пытались описать функции менеджера. Однако, они были склонны рассматривать функции управления, как независимые друг от друга. Процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные. Процесс управления является общей системой этих функций. Анри Файоль, которому приписывают первоначальную разработку этой концепции, считал, что существует пять исходных функций управления. Он отмечал, что управлять означает предсказывать, планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать.

Другие авторы выделяют следующие функции: планирование, организация, распорядительство или командование, мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, ведение переговоров, заключение сделок и т.п.

Рассмотрим подход, основанный на объединении существенных видов управленческой деятельности в небольшое число категорий, которые, в настоящее время общепринято считать применимыми ко всем организациям, таким образом, будет считать, что управление состоит из функций: планирования, организаций, мотиваций и контроля. Эти четыре, первичные функции управления объединены связующими процессами коммуникации и принятием решений. Руководство (лидерство) рассматривается как самостоятельная деятельность. Оно предполагает возможность влияния на отдельных работников и группы работников таким образом, чтобы они работали в направлении достижения целей.

1. Планирование-функция предполагает решение о том, какими должны быть цели организаций и что должны делать члены организаций, чтобы достичь этих целей. По своей сути функция планирование отвечает на три основных вопроса. Первый вопрос, где мы находимся в настоящее время: руководители должны оценивать сильные и слабые стороны организации в таких важных областях, как финансы, маркетинг, производство, научные исследования и разработки, трудовые ресурсы. Все это делается, с целью определить, чего может реально добиться организация. Второй вопрос, куда мы двигаемся или куда хотим двигаться: оцениваю возможности и угрозы в окружающей среде, то есть конкуренция, клиенты, закон, политические факторы, экономические условия, технология, снабжение, социальные и культурные определения, руководство определяет какими должны быть цели организации и что может помешать организации достичь этих целей. Третий вопрос, как конкретно мы собираемся это делать: руководители должны решить, что должны делать члены организации, чтобы достичь поставленных целей.

Посредством планирования руководство стремится установить основные направления усилий и принятие решений, которые обеспечат единство цели для всех членов организации. Планирование не представляет собой отдельного, одноразового события в силу двух причин. Во-первых, хотя некоторые организации прекращают свое существование после достижения целей, ради которой они создавались, многие стремятся продлить свое существование, поэтому они заново определяют и корректируют свои цели. Во-вторых, причина по которой планирование должно осуществляться непрерывно, это постоянная неопределенность будущего. В силу изменений, в окружающую организацию в среде или ошибок суждения, события могут разворачиваться не так, как это пред видело руководство. Поэтому, планы необходимо пересматривать, чтобы они согласовывались с реальностью.

2. Организация-организовывать, значит создать некую структуру. Существует много элементов, которые необходимо структурировать, чтобы организация могла выполнять свои планы и тем самым достигать своей цели. Одним из этих элементов является работа, то есть конкретные задания организации. Организация работы определенным образом позволяет группе работников добиться гораздо большего, чем они могли. Другим важным аспектом функции организация является определение кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из большого количества таких заданий, существующих в рамках организации, включая и работу по управлению. Руководитель подбивает людей для конкретной работы, делегируя отдельным людям задания и полномочия или права, использовать ресурсы организации.

3. Мотивация-даже прекрасно составленный план и самая совершённая структура организации не имеют никакого смысла, если кто-то не выполняет фактическую работу организации. Задача мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязательствами и сообразуясь плану. Руководители всегда осуществляют функцию мотивации своих работников. Подход к мотивации школы научного управления сводился к тому, что считалось мотивирование это простой вопрос, сводившийся к предложению соответствующих денежных вознаграждений в обмен на прилагаемые усилия. Исследования в области поведенческих наук, показали, что мотивация это создания внутреннего побуждения к действиям и она является результатом сложной совокупности потребностей, которые постоянно меняются.

4. Контроль-руководитель планирует достичь цель в какое-то время, точно зафиксированное, как день недели, месяц, год, т.е то, что делает руководитель, обращено в будущее. За этот период может многое изменится как в благоприятную так и в неблагоприятную сторону. Такие обстоятельства могут заставить организацию отклониться от основного курса, намеченного изначально. Контроль-это процесс обеспечения того, что бы организация действительно достигла своих целей. Существует три аспекта управленческого контроля:

1) установление стандартов-это точное определение целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени, оно основывается на разработанные планах;

2) это измерение того, что было в действительности достигнутым за определенный период, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами, если обе эти фазы выполнены правильно, то руководство организации не только знает о том, что в организации существуют проблемы, но и знает источник этой проблемы. Это знание необходимо для успешного осуществления третьего аспекта, а именно стадии, на которой предпринимаются действия для коррекции отклонений от первоначального плана, в том числе и достаточно серьезного. Одно из возможных действий-пересмотр цели;

3) связующий процесс-перечисленные четыре функции управления имеют две общие характеристики, все они требуют принятие решений и для всех необходима коммуникация, чтобы получить информацию для принятия правильного решения и сделать это решение понятным для других членов организации. Вследствие того, что две характеристики связывают все четыре управленческих функции, обеспечивая их взаимосвязность коммуникаций и принятие решений называют связующими процессами.

Коммуникация-это процесс обмена информацией между двумя и более людьми.

Принятие решений-это выбор того, как и что планировать, организовывать и контролировать.